Развитие познавательных и творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей школьного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
При освещении этой темы предполагается решить следующие задачи:
изучить литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
раскрыть понятие одаренности и формы ее проявления;
показать особенность развития одаренных детей;
выявить педагогические основы и эффективные методы работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
2-4
Глава 1. Теоретические основы детской одарённости……………………
Определение понятия «одарённость». Формы проявления одарённости………………………………………………………………
Проявление одарённости………………………………………………
Специфика детской одарённости……………………………………
5-21
5-15
16-20
21-23
Глава 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей
2.1 Развитие творческой одарённости учащихся……………………
2.2 Программа развития творческой одарённости учащихся……
24-29
24-26
27-29

Выводы…………………………………………………………………………………
30-32
Список использованной литературы……………………………………………
33-34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение  ………………………………………………………………………………

2-4

Глава 1. Теоретические основы детской  одарённости……………………

    1. Определение понятия «одарённость». Формы проявления одарённости………………………………………………………………
    2. Проявление одарённости………………………………………………
    3. Специфика детской одарённости……………………………………

5-21     

         5-15

16-20

21-23

Глава 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей

          2.1 Развитие творческой одарённости учащихся……………………

2.2 Программа развития творческой одарённости учащихся……

24-29

24-26

27-29

   

Выводы…………………………………………………………………………………

30-32

Список  использованной литературы……………………………………………

33-34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди самых  интересных и загадочных явлений  детская одаренность традиционно  занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Многочисленные труды педагогов посвящены рассмотрению понятия «одаренный ребенок», выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическими проблемами. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организовывает международные конференции. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Актуальность избранной темы определяется рядом факторов:

  • во-первых тем, что бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения  и мышления;
  • во-вторых – работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

   Все это обусловливает актуальность проблемы одаренности.

   Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей школьного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

При освещении  этой темы предполагается решить следующие задачи:

  • изучить литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
  • раскрыть понятие одаренности и формы ее проявления;
  • показать особенность развития одаренных детей;
  • выявить педагогические основы и эффективные методы работы с одаренными детьми.

По своей  структуре курсовая работа состоит из Введения, в котором отражается актуальность избранной темы, излагаются цели  и задачи работы, дается краткий обзор литературы. В первой главе дается определение понятия одаренности, ее специфика и формы проявления; во второй – рассмотрены  вопросы развития познавательных и творческих способностей детей.

При  подготовке к написанию работы мною изучено  ряд источников.

В книге А.И. Доровского «Сто советов по развитию одаренности детей родителям, воспитателям, учителям» [2] автор рассказывает, как  отличить одаренного ребенка от способного, знакомит со сферами деятельности в которых может проявляться одаренность, дает советы, которые призваны помочь не только оценить уровень развития способностей ребенка, но и подсказывают пути их совершенствования.

Пособие Залепы Е.А., Люмановой Л.Р. «Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка» [3] адресовано практическим психологам, педагогам, классным руководителям, интересующимся вопросами работы с одаренными детьми, раскрываются условия развития одаренности, даются разработки программы развития познавательных и творческих способностей детей и советы родителям одаренного ребенка.

В издании  Б.К. Пашнева «Психодіагностика обдарованості» [14] изложен анализ и разработки пяти методик изучения уровня интелектуального развития детей и инструкций  по их использованию, а также обработки полученных результатов. Также в пособии приведены ответы на наиболее распространенные вопросы по проблеме определения и диагностики одаренных детей.

Т. Бевзюк  в своей статье "Преемственность в работе с одаренными учениками" [1] делится раздумьями о том, что дар открытия волшебного цветка одаренности школьника дается не каждому, поэтому возникла идея создать опорную школу в Кривом Роге, чтобы отслеживать и развивать одаренность учеников начального и частично среднего звена обучения.

В статье «Творчі завдання як засіб формування інтелектуальної культури молодшого  школяра» [10] Митник О. приводит примеры заданий, которые учитель может использовать на уроках математики и украинского языка с целью формирования интелектуальной культуры личности.

В пособии  Т.Л. Павловой «Диагностика мышления младшего школьника» [13] представлен диагностический  инструментарий, позволяющий исследовать  основы теоретического мышления у младших  школьников.

В книге  «Обдаровані діти: Діагностика та супровід» [12] показана работа с детьми, которые выделяются повышенным уровнем умственного развития на разных возрастных этапах. Подборка статей презентует опыт психологов Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  детской одарённости.

    1. Определение понятия «одарённость». Формы проявления одарённости.

В педагогической энциклопедии говорится, что одарённость  – это системно развивающееся  в течении жизни качество, которое  определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (16).  На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формировании и реализации  индивидуального дарования.

Детский возраст  – период становления способностей, личности и бурных интегративных  процессов психике. Тот или другой ребёнок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам. Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одарённость ребёнка  часто проявляется в успешности деятельности, имеющий стихийный, самодеятельный характер. Например, ребёнок увлечённый техникой дома строит свои модели, но к  школьной, либо социально – организованной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребёнок увлечённо сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одарённости ребёнка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности. По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одарённости может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребёнку их усвоить, как его одарённость становится явной и очевидной для педагога      (10,72). В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одарённости являются те или иные трудности развития ребёнка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребёнка. Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребёнка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребёнка, понимая при этом, что существуют одарённые дети, что одарённость они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одарённость не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом  более благоприятных условий  жизни данного ребёнка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высокими социально–экономическим  статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности сравнительно с ребёнком, для которого не были созданы такие условия. Поскольку одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Лейтес Н.С. считает, что следует учитывать сложность самой проблемы «одарённый ребёнок» (14,79). В значительной мере она связана со спецификой детской одарённости (в отличии от одарённости взрослого человека). Одарённость конкретного ребёнка в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижения в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детском возрасте, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми.

Как считает  педагог Попова Л.В., у детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко бывает примириться с тем, что ранние успехи, с которыми могла связываться надежда  на дальнейший подъём необычных умственных сил, порой оказываются по преимуществу выражением возрастного этапа развития. Показательны случаи, когда привлекающие к себе внимание достоинства происходят за счёт таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного значения. Например, не следует слишком обольщаться, когда ребёнок обнаруживает избирательное тяготение к оперированию абстрактными понятиями, а также схемами, планами. Со временем может выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который потребуется на последующих возрастных этапах таких детей, будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одарённости. Ещё недостаточно для предвидения будущего для этого ребёнка (9).

Среди основных слагаемых одарённости, как правило, принято выделять следующие составляющие:

  • Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно - потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчинённое положение. Это явление получило наименование «направленность личности».
  • Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно - потребностной сферы, в которой доминируют  мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одарённые дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от её предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Одарённый ребёнок  – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (19,29).

Известный специалист в области детской одарённости  Н. Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одарёнными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью (14).

По многим наблюдениям  реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одарённых детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения.

Три категории  одарённых детей:

  • Первая категория одарённых – дети с высокими показателями по уровню общей одарённости;
  • Вторая категория одарённых – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Эту категорию детей чаще называют талантливыми;
  • К третей категории одарённых можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одарённость») (15).

Существует  определённая возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем – к рисованию; вообще, одарённость к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одарённость может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Одарённые дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников  во всех прочих отношениях. Однако, как  правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одарённых детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одарённых детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одарённые дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.            Одарённых детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно - следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвлённой, с большим числом нервных связей. Одарённые дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одарённым детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одарённые дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Информация о работе Развитие познавательных и творческих способностей детей