Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей школьного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
При освещении этой темы предполагается решить следующие задачи:
изучить литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
раскрыть понятие одаренности и формы ее проявления;
показать особенность развития одаренных детей;
выявить педагогические основы и эффективные методы работы с одаренными детьми.
Введение ………………………………………………………………………………
2-4
Глава 1. Теоретические основы детской одарённости……………………
Определение понятия «одарённость». Формы проявления одарённости………………………………………………………………
Проявление одарённости………………………………………………
Специфика детской одарённости……………………………………
5-21
5-15
16-20
21-23
Глава 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей
2.1 Развитие творческой одарённости учащихся……………………
2.2 Программа развития творческой одарённости учащихся……
24-29
24-26
27-29
Выводы…………………………………………………………………………………
30-32
Список использованной литературы……………………………………………
33-34
Одарённых детей также отличают повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всём стиле поведения и формирования его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ и экзаменов. Сравнительная лёгкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определённых навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии поставленными перед собой целями.
Наряду с тем, что одарённые дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходиться сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одарённости своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребёнка ранние проявления одарённости, все свои усилия направляют на развитие своих способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребёнка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Если одарённость проявляется в какой-то специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребёнка. Многие известные учёные музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, К. Гаусса, Н. Винера, Г. Лейбница, В. Гюго, Ф. Шуберта, И.А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одарённые дети, как уже говорилось, часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда (9). И, наоборот, не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал как свидетельствуют биографии многих выдающихся людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, Н. Коперник не только не значился среди одарённых детей, но даже формально не принадлежал к числу учёных-астрономов. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А. Крылов. Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одарённость оставалась незамеченной, различны. Потенциал может действительно не проявиться до определенного времени. А может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А может быть напротив, они в силу непонимания не заметили в ребёнке этих потенциальных выдающихся возможностей и даже рассматривали проявление креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее умными считали совсем других.
Не редко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессоры, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразным подтверждением этой мысли нашли американские учёные, изучившие под этим углом зрения биографии четырёхсот выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьёзные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.
Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одарённости ещё раз подчёркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому, на то, что ребёнок в будущем может стать выдающимся учёным, художником и т.д. Учёные уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющие прогнозировать будущее ребёнка, но до алгоритма построения надёжных, обоснованных прогнозов ещё бесконечно далеко. Дифференциация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. Анализ качественных характеристик одарённости предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одарённости в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах одарённости. Анализ качественных характеристик одарённости позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Соответственно, могут быть выделены следующие виды одарённости:
Каждый вид одарённости предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одарённость обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные качества.
Каждый вид одарённости по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане, коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовностно - ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
Актуальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Талантливый ребёнок – это ребёнок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Потенциальная одарённость - это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности для достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация и т.д.). Выявление потенциальной одарённости требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений ещё отсутствует. Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.
Явная одарённость проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одарённости с большей степенью вероятности удаётся сделать заключение о наличии одарённости или о высоких потенциальных возможностях ребёнка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребёнком». Однако не всегда одарённость обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем, известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов. Причины скрытой одарённости во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одарённости. Выявление детей со скрытой одарённостью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп. Идентификация детей с таким видом одарённости – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребёнка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одарёнными взрослыми и т.д.
Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности, и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одарённость определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлечённости в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.).
Общая одарённость связана со специальными видами одарённости. В частности, под влиянием общей одарённости проявления специальной одарённости выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одарённого ребёнка.
Так же можно выделить и позднюю одарённость. Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребёнка, а также возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одарённости в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребёнок») – это ребёнок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определённом виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трёх лет освоение чтения и счёта, выбор сложной деятельности по собственному желанию.
Итак, любой
индивидуальный случай детской одарённости
может быть оценен с точки зрения
всех вышеперечисленных критериев
классификации видов
В качестве фундаментальных проявлений психической реальности обычно выделяют три ее вида: психические процессы (зрительные, мыслительные, эмоциональные и т.п.), психические состояния (страсть, скука, творческий порыв и т.п.), состояние психики индивида, для которых характерно единство переживания и поведения и личностные свойства данного индивида (16).
В соответствии с этим и одаренность как психическая реальность, конкретно воплощаемая психике данного индивида, может рассматриваться:
В соответствии с указанными психологическими особенностями проявления одаренности выделяются три группы детей, которые условно можно обозначит как (20):
Информация о работе Развитие познавательных и творческих способностей детей