Развитие познавательных и творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей школьного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
При освещении этой темы предполагается решить следующие задачи:
изучить литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
раскрыть понятие одаренности и формы ее проявления;
показать особенность развития одаренных детей;
выявить педагогические основы и эффективные методы работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
2-4
Глава 1. Теоретические основы детской одарённости……………………
Определение понятия «одарённость». Формы проявления одарённости………………………………………………………………
Проявление одарённости………………………………………………
Специфика детской одарённости……………………………………
5-21
5-15
16-20
21-23
Глава 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей
2.1 Развитие творческой одарённости учащихся……………………
2.2 Программа развития творческой одарённости учащихся……
24-29
24-26
27-29

Выводы…………………………………………………………………………………
30-32
Список использованной литературы……………………………………………
33-34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Программа развития творческой одарённости учащихся.

(Евгения Яковлева, доктор психологических наук)

Для того чтобы можно 6ыло полноценно развивать творческую одарённость учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия. Нами была разработана специальная программа развития творческой одарённости детей школьного возраста, рассчитанная на учащихся с первого по девятый классы. При реализации этой программы основная работа осуществляется с эмоциональными реакциями и состояниями учащихся. Содержанием программного материала являются личностные черты, привязанности, суждения, предпочтения, человеческие мысли, чувства действия, межличностные отношения и закономерности развития мира. Программный материал подразделяется на четыре блока:    - «Я - Я» (Я в общении с самим собой).

- «Я - другой» (Я в общении с другими).

- «Я - общество» (как Я общаюсь с общественными институтами).

- «Я - мир» (как Я исследую этот мир).

Каждый  блок содержит ряд заданий (ситуаций). Ведущий должен, предъявив ситуацию детям, перевести её содержание в эмоциональную сферу и принять возникающие у детей эмоциональные реакции. Работа по программе осуществляется в форме специальных уроков из 60 учебных часов в год - по 2 часа в неделю. 3анятия наиболее эффективны при численности группы 8-12 человек. Благодаря тому что эмоциональные реакции и состояния детей на этих занятиях безусловно принимаются и поддерживаются, эти реакции осознаются детьми как ценность. Учащиеся также понимают, что каждый человек по-разному выражает свои эмоциональные состояния. Средствами выражения эмоциональных состояний на этих занятиях уделяется особое внимание. Также средством может быть рисунок - дети изображают свое настроение сначала до проведения занятия, а затем после него. При этом нет никаких ограничений ни в средствах, ни в форме выражения эмоций. Работы детей следуeт вывешивать в комнате для занятий. Одна и та же тема может занять разное количество времени, так как активность у детей разная, а выслушать нужно каждого. Ведущий принимает и поддерживает все эмоциональные проявления детей, в какой бы форме они ни были выражены. Если эмоциональные отношение ребёнка противоречит отношению большинства, ведущий также принимает и поддерживает этого ребёнка, тем самым, показывая значимость непохожести индивидуальности.

Правила для ведущего

При проведении занятий ведущему необходимо соблюдать определённые правила. Так если дети не могут или не хотят делать то, что им предлагается, ведущий должен оставить их в покое. Иногда - особенно с младшими детьми - бывает необходимо оказать им физическую поддержку (обнять, погладить, прижать). Если ответы детей повторяются, ведущему надо обязательно выслушать их, сколько бы раз ни повторялся один и тот же ответ. Ребёнок, повторяя чужой ответ, всё равно высказывает свое, индивидуальное отношение к происходящему. Абсолютно исключена при проведении этих занятий какая бы то ни было критика детей, их действий или их личности. Ведущий должен сам описывать свои чувства; хваля и поддерживая детей, называть те конкретные факты или детали, которые ему понравились. Ему необходимо вслух выражать удивление и восхищение всем, что дети делают на этих занятиях

В своей речи ведущий не должен употреблять «негативные» слова (плохо, неправильно, ошибка, неудачно, неверно), нужно использовать как можно больше «позитивных» (хорошо, блестяще, прекрасно, молодец, умница, замечательно, успех, удача). В каждом занятии нужно находить что-то позитивное и называть это в слух. Если что-то раздражает ведущего, следует апеллировать не к личности и поступкам учеников, а к правилам проведения занятий (например: «На наших уроках можно разговаривать, а кричать нельзя, чтобы не мешать остальным в школе», «На наших уроках можно ходить по классу, а топать и прыгать нельзя, потому что потолок обвалится»).

С учётом возраста

Программа построена  с учётом возрастных особенностей школьников и их основных психологических новообразований.

Для младших школьников – это развитие произвольности, самоконтроля, чувства компетентности, творческого мышления и учебных навыков.

Для подростков – это развитие внутреннего, интимного  мира, взаимоотношений со сверстниками, осознание своих сильных и  слабых сторон.

Для старших  школьников – это личностное и  профессиональное самоопределение.

Некоторые темы программы повторяются для разных возрастов. Кроме того, в зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных интересов детей, некоторые темы мoгyт быть расширены, а некоторые сокращены или даже исключены из программы. При реализации программы используются такие методы, как тестирование и самотестирование, минилекции, имитационные игры, экскурсии, наблюдения и другие.     Позитивные изменения         Как показала обширная практика, в результате занятий по этой программе у школьников повышаются уровень творческого развития, уровень интеллектуального развития и самооценка. Отмечаются позитивные личностные изменения: дети становятся более доброжелательными, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями, быстрее находят выход из конфликтных ситyаций.            Кроме того, школьники, прошедшие обучение по программе развития творческой одарённости, легче справляются с различными углублёнными, развивающими  и экспериментальными программами. В обучения по данной программе у школьников существенно увеличивается работоспособность и способность усваивать большой объём информации в меньшие сроки.

 

Диагностика одаренности ребенка

Научный подход к такому явлению, как одаренность, возник в начале ХХ столетия, когда  французскими исследователями –  психологом А.Бине ы врачем Т.Симоном – было разработано первую шкалу, которая позволяла определить уровень отклонений умственного развития детей от возрастной нормы. Этот психологический тест позволил выявить детей, которые по своему интеллектуальному потенциалу находятся как ниже, так и выше

 

Вывод:

Одарённость может  проявляться в разных видах и сферах деятельности: познавательной, учебной, творческой художественной, двигательной. Учебные достижения одарённого малыша проявляются в ранней тяге к чтению. Иногда ребёнок начинае читать в 3-4 года, при этом взрослые не прилагают к этому почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам, проявлять интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые. Проявляет ранний интерес к вычислениям, измерениям. Проявляет необычно раннее для своего возраста понимание математических отношений. Он легко воспринимает и запоминает математические символы. Иногда ребёнок проявляет ранний интерес к живой природе, различным явлениям из области естествознания. Часто задаёт вопросы о происхождении и функциях различных предметов. В сфере художественной деятельности одарённый ребёнок проявляет себя раньше, чем в других: рано начинает рисовать много времени проводит, например, за лепкой пластилина, демонстрируя ручную умелость, эксперементирует с композицией, цветом, материалом и т.п. Отечественные и зарубежные психологиотмечают, что часто проблемой для одарённого ребёнка является проблема взаимоотношения с другими людьми. Так же рано проявляется интерес к музыке: чутко реагирует на характер и наслоение музыки; узнаёт мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т.п. в двигательной деятельности у ребёнка проявляется одарённость, прежде всего в предпочтении различных действий требующих тонкой и точной моторики: он имеет хорошую зрительно- двигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься различными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой ребёнок необычайно ловок, силён, координирован.

Независимо  от того, одарён ли ребёнок во многих областях или только в одной: задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться.

Для установления контакта с любым человеком нужно  уметь  установить контакт – выбрать  правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

    • подавить лучшие душевные и творческие порывы ребёнка;
    • остановить развитие его уникальных способностей;
    • заглушить проявить индивидуальности;
    • привести к неправильному выбору в жизни.

Выявление одарённых  детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного  ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо оноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

В своей курсовой работе в теоретической части  я рассматривала проблемы одарённости  со времён её происхождения до наших  дней. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

    • На протяжении многих веков одарённость рассматривалась несколько автономно  от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования;
    • Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одарённости как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное);
    • Основными видами одарённости стало принято считать интеллектуальную и творческую одарённости;
    • Значительные изменения во взглядах учёных начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны прявление высшей одарённости видеть в научном творчестве и научном мышлении.

Структуирование матрериала по принципу логарифмической  спирали требует, чтобы педагог  многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых  проблем, но делал это каждый раз  уже на новом, более сложном уровне. Проект программы может быть использован в работе педагогов дополнительного образования с интеллектуально одарёнными детьми. Раскрытие проблем одарённых детей происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. В  курсовой работе были упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи.

В настоящее  время не существует оптимальных  программ для одарённых детей, которые  помогли бы избежать им трудностей, либо ини не в достаточной степени реализуются. Остаётся только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше

В работе были проведены  ряд исследований. Исследования показали, что количество детей со средним  уровнем развития преобладает над количеством одарённых детей. Но это не значит, что одарённые дети – это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь ещё раз доказывает, что одарённых детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления, над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Список  использованной литературы:

  1. Бевзюк Т. «наступність у роботі з обдарованими учнями». //Початкова школа. № 6, 2005. С.58
  2. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей родителям, воспитателям, учителям. М.,1997
  3. Залепа Е.А., Люманова Л.Р. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка. – Симферополь: мсп «Ната», 2006 – с.152.
  4. Кибальченко И.А., Афонина Г.М., Кибальченко А.Я., Пегушин В.М., Стеценко И.А.,  Тищенко Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка  одарённых детей. - Ростов-на-Дону, 2001
  5. Корчак Я. Как любить ребёнка. Право ребёнка на уважение. Правила жизни// Педагогическое наследие. - М., 1990
  6. Кульчицкая Е.И. Одарённость как психологическая проблема. Практичнеская психология и социальная работа. 2001, № 8,
  7. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 320с.
  8. Леонтьев А.Н. О формировании способностей// Вопросы психологии. – 1999.- № 6.- 58с.
  9. Мельникова Е.Л. Психологическая модель подготовки к работе с одарёнными детьми. Дис. кан. пс. наук. - М., 1998
  10. Митник О. «Творчі завдання як засіб формування інтелектуальної культури молодшого школяра». //Початкова школа. -2005, № 12 – 6 с.
  11. Моляко В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. – К., 1991
  12. Обдаровані діти: Діагностика та супровід / Упоряд. Т. Червонна. К.: Шкільний світ, 2008. – 128 с.
  13. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младшего школьника. – М. – ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  14. Пашнєв Б.К. Психодіагностика обдарованості. – Х: Вид. група «Основа»: «Тріада +», 2007. – 128 с. – (Психологічна служба школи)
  15. Петровский А.М. История психологии. - М.: Педагогика,1994 – 448с.
  16. Попова Л.В. Одарённые девочки и мальчики // Начальная школа: плюс – минус. 2000.-№ 3.- 58-65с.
  17. Психология одарённости детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю.Д. Бабаева,       Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др; -  М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 336с.
  18. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучениию одарённости. / В.А. Моляко. // Вопросы психологии. 1994.-№ 5.- 95с.
  19. Программа «Одарённый ребёнок» (основные положения). - М., 1995
  20. Психология одарённости детей и подростков. Под. ред Н.С. Лейтеса.-М.: Академия: - 1996
  21. Психология одарённости: от теории к практике. Под. ред Д.В. Ушакова.- М.: ИП РАН,2000.- 96 с.
  22. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В.Давыдова 2-х – Т.1 – М, 1993-573 с.
  23. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе:  Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 232 с.
  24. Сарапулова Е. «Воспитание одаренного ребенка» // Начальная школа №2, 2000. – 3 с.
  25. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.- 136с.
  26. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
  27. Яковлева Е.Л. «Развитие творческой одарённости у младших школьников». //Начальная школа №3, 2000
  28. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. – М., 1997

Информация о работе Развитие познавательных и творческих способностей детей