Развитие познавательных и творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей школьного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
При освещении этой темы предполагается решить следующие задачи:
изучить литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
раскрыть понятие одаренности и формы ее проявления;
показать особенность развития одаренных детей;
выявить педагогические основы и эффективные методы работы с одаренными детьми.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
2-4
Глава 1. Теоретические основы детской одарённости……………………
Определение понятия «одарённость». Формы проявления одарённости………………………………………………………………
Проявление одарённости………………………………………………
Специфика детской одарённости……………………………………
5-21
5-15
16-20
21-23
Глава 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей
2.1 Развитие творческой одарённости учащихся……………………
2.2 Программа развития творческой одарённости учащихся……
24-29
24-26
27-29

Выводы…………………………………………………………………………………
30-32
Список использованной литературы……………………………………………
33-34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Представленные  типы одаренности позволяют производить  дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, а также разрабатывать  образовательные технологии с учетом указанных особенностей развития одаренности. В управленческом (организационном) плане это означает либо создание специальных образовательных учреждений для обучения детей с тем или иным уровнем развития одаренности, либо в условиях общеобразовательной школы создание разноуровневых групп или классов для обучения по соответствующим программам. Эти же типы одаренности позволяют разрабатывать и производить психологическую экспертизу образовательных технологий, применяемых для обучения одаренных детей, с учетом указанных особенностей одаренных детей.

Общение – специфическая форма взаимодействия субъекта с субъектами, результатом которой являются отношения с другими людьми (6).

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности (13).

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения: инструментальный и мотивационный (зависимость одаренности детей от их поведения) :

Аспект поведения инструментальный:

  • наличие специфических стратегий деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, т.е. желание все делать по-своему, но при наличии саморегуляции;
  • высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий соответствующей предметной области, что проявляется в особенности одаренного ребенка;
  • особый тип обучаемости (ускоренный или замедленный);
  • уровень способов деятельности, обеспечивающий своеобразие и качество ее продуктивности.

Аспект поведения мотивационный:

  • повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.);
  • ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
  • повышенная познавательная потребность;
  • предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  • высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Инструментальный  аспект характеризует способы деятельности ребенка, а мотивационный – его  отношение к той или иной стороне  действительности, а также к своей  деятельности. Одной из причин замаскированности  проявлений одаренности являются различные трудности в развитии ребенка. Ученые считают, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща почти каждому ребенку, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей. Особенно это касается девочек по ряду причин: рождение девочки менее желанно со стороны отцов; считается, что девочки, в основном, должны быть ориентированы на семью; активность девочек ограничивается: «Ты же не мальчик!»; одаренных девочек воспринимают хуже, чем одаренных мальчиков, и т.д.

Признаки  одаренности детей разного возраста (по И.Доровскому).

Раннее  детство (1-3 года): неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словесным раскрашиванием, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способность к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность, богатая фантазия.

Дошкольный  период (4-7 лет): отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых.  Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.

Школьный  период (8-17 лет): успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память. Сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Взрослый  период (после 18 лет): легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активен, настойчив, энергичен, склонен к риску. Нетерпелив при выполнении рутиной работы, предпочитает сложные задания. Независим в суждениях, поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Специфика детской одарённости.

Специфика детской  одарённости заключается в отличии  ее от взрослой. Одарённость ребенка  – условная характеристика, не являющаяся прямым и достаточным показателем  его достижений в будущем.

В соответствии с разработками Е.И.Кульчицкой (3) можно выделить следующие особенности проявления одарённости в детском возрасте (в отличие от взрослой):

  • мотивированность интересом, удивлением и удовольствием, результат ее не имеет общественной значимости, ребенок что-либо делает для себя лично;
  • гетерохронность: способности ребенка могут проявиться индивидуально в любом возрасте, хотя наблюдается некоторая закономерность: литературные способности (особенно поэтические) проявляются очень рано. Так, у М.Лермонтова в 2 года уже были рифмованные строки (по рассказам близких), А.Блок написал сборник стихов в 7 лет. И.Франко в начальных классах гимназии писал стихи, причем и на немецком языке, Н.Гоголь начал писать, учась в Неженской гимназии. Музыкальные, художественные способности тоже могут довольно рано проявиться. Другие виды способностей, очевидно, требуют своего вызревания. Безусловно, многие дети пишут стихи, сочиняют музыку, проявляют способности к математике и т. д. Но одаренность в отличии от таких увлечений имеет свои существенные признаки: стойкий интерес к какому-то делу; глубокая эмоциональная увлеченность; личностное упорство, несмотря ни на какие препятствия; следование по жизни этому интересу;
  • может быть реальностью – четкой и всем понятной, а может быть потенциальной формой, т.е. один ребенок довольно рано имеет достаточно серьезные успехи и это реальность, с которой надо считаться и которую надо поддерживать. А другой – носит свои способности довольно долго: посредственно учится, играет в футбол, в общем-то, будто несерьезный ребенок, а раскроется где-то лишь в юношеском возрасте, чаще это бывает с мальчиками;
  • пребывание на подсознательном уровне: ребенок сам не может понять, почему его так привлекает то ли техника, то ли литература, или почему ему так нравится спорт или он любит танцевать. Именно это противоречие между тем, что нравится, привлекает и необходимостью формального образования, часто приводит к тому, что творчески одаренный ребенок может испытывать отвращение к школе с ее стандартами и необходимостью заучивания;
  • проявление различных форм диссинхронии, а именно: между средой (школа, а иногда и родители) и незаурядной личностью ребенка, творчески одаренного, с его общим высоким уровнем развития психических процессов, быстротой и гибкостью мышления, умением быстро оценивать ситуацию, высоким уровнем синтеза. Это также диссинхрония между возрастом и ирреальными индивидуальными достижениями, в младшем школьном возрасте – диссинхрония между методикой обучения (еще недостаточно развитой) и высоким уровнем интеллекта.

Есть целый  ряд особенностей, которые отличают одаренного ребенка от нормы, а именно (4): не обязательно очень великий уровень интеллекта, для некоторых видов одаренности IQ может быть просто средней нормой и даже ниже; интеллект органически связан с творческими способностями, диагностики которых очень затруднительна; высокая познавательная активность и желание ее реализовать, чаще всего – это книги, вообще художественная литература; критичность ума при его высокой самостоятельности, постоянный поиск ответов на вопросы «почему?»; целеустремленность в сочетании с высокой Я-концепцией, настойчивостью, работоспособностью и упрямством.

Итак, если теоретическая  психология дает возможность понять явление одаренности, и детской  в особенности, а практическая психология позволяет с помощью квалифицированных методик диагностировать потенциальную одаренность, то проблема решается лишь наполовину.  Остальные 50 % - это педагогика и практическая работа по созданию социально-педагогической атмосферы развития одаренности.

Субъектный  опыт – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей (19).

Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Талантливые дети составляют особую категорию актуально одаренных детей (13).

Творчество  – развитие деятельности по инициативе самого ребенка (13). В процессе развития творчество ребенка развивается по определенным уровням.

Одаренность часто  понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Творческая одаренность  не связана однозначно с интеллектом. По мнения Э.Торранса, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них. Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не только в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо в различных условиях. В этом случае одаренность не вызывает сомнения. Учитель может адекватно оценить зону ближайшего развития (ЗБР) ребенка и правильно наметить программу дальнейшей работы с ним (13). Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее явном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны учитывать недостаточное знание действительных возможностей ребенка, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.   

Глава 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

2.1 Развитие творческой одарённости учащихся.

В настоящее время развитие творческой одарённости учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно гoтовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Неповторимая индивидуальность человека проявляется в его собственном отношении к тому, чтo происходит вокруг него и в нём самом: к фактам, к событиям, к своим мыслям и поступкам. Самому человеку это отношение дано в эмоциях.

 В  современной психологии показано, что эмоции тecнo cвязaны c потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждать к действию. Эмоции показывают человеку, насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру. Известно, что эмоциональность намного важнее для жизненного успеха, чем интеллект. Интеллект обеспечивается за счёт так называемого эмоционального интеллекта, в который входят способность распознавать собственные эмоции, способность владеть ими, способность распознавать эмоции других людей, способность выражать свои эмоции в общении с другими людьми и способность мотивировать себя. Всё больше и больше внимания уделяется эмоциональной грамотности - то есть целенаправленному развитию способностей, входящих в эмоциональный интеллект. Эмоциональная реакция безошибочно указывает на то, как человек на самом деле относится к тому, что происходит с ним и вокруг него. Внутренняя жизнь человека - это прежде всего эмоциональная жизнь. Поэтому можно утверждать, что эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами осознания им своей индивидуальности (20).  Таким образом, когда говорится об индивидуальности, прежде всего, интересует всех эмоциональный аспект человеческого существования. Однако осознание человеком своих истинных чувств и их выражение вовсе не подразумевается само собой; оно обусловлено целым рядом причин. Человек может не осознавать своих истинных чувств и не уметь их выражать – то есть в той или иной мере не иметь контакта со своей индивидуальностью. Причины этoгo заключаются в том, что в нашей культуре чувствам уделяется намного меньше внимания, чем знаниям. Ребёнка оценивают на основании «правильности» его знаний и поступков, не интересуясь при этом его чувствами.  Кроме того, есть чувства, которые поощряются (которые испытывать «хорошо» и «принято»), и ecть чувства, которые отвергаются (которые испытывать «плохо» и «не принято»). Наконец, взрослый своим поведением может либо помогать ребёнку осознать и проявить свои чувства, либо пpeпятствовать ему в этом. Так, когда взрослый правильно называет переживаемые ребёнком чувства, он способствует их осознанию (а тем самым способствует развитию индивидуальности). Когда же он называет их неправильно, то препятствует осознанию ребёнком своих переживаний и блокирует развитие его индивидуальности. Если  взрослый принимает эмоциональные реакции и состояния ребёнка, то он тем самым признает за ним право иcпытывать эти чувства, способствует их осознанию и тем самым - развитию индивидуальности ребёнка.      Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одарённости школьников. Для того чтoбы способствовать реализации творческого потенциала ребёнка и развитию его одарённости, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребёнок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться.     Е. Яковлева считает, что основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное (19). Этот принцип означает, что для развития творческой одарённости детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.         Еще одним необходимым условием развития творческой одарённости школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии - безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одарённости ребёнку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребёнок ни высказывал, оно может быть ошибочным, потому что это собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.           Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть создана атмосфера взаимного доверия. Детям также должна быть обеспечена как независимость в осуществлении выбора, в принятии решений, так и возможность контролировать собственное продвижение.

Информация о работе Развитие познавательных и творческих способностей детей