Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Все вышесказанное определяет цель: исследование методики развития пространственных у детей 5-го года жизни. Задачи исследования:
Раскрыть понятие о пространстве и пространственных представлениях.
Описать методику обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве.
Составить серию дидактических игр и упражнений для дошкольников на развитие пространственных представлений.

Содержание

Введение
§1. Понятие о пространстве и пространственных представлениях
§2. Методика обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве
§3. Дидактические игры и упражнения для дошкольников на развитие пространственных представлений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Пантелеева.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Взять образец оформления титульного листа в метод.кабинете (412 аудитория)

Ваша тема:

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

 

 

Содержание

 

Введение

§1. Понятие о пространстве и пространственных представлениях

§2. Методика обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве

§3. Дидактические  игры и упражнения для дошкольников на развитие пространственных представлений

Заключение

Список литературы

 

Введение

Проблема ориентации человека в пространстве широка и  многогранна. Она включает как представления о величине и форме, так и понимание различных пространственных отношений.

Значение пространственной ориентации в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений важно и для обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Не случайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли  серьезное внимание в своих исследованиях  известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова и другие).

Дети дошкольного  возраста должны уметь ориентироваться  на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, быть готовыми к пониманию геометрии в школе, уметь ориентироваться на листе бумаги, разлинованном в клеточку и т.д. Усвоение пространственных ориентировок детьми дошкольного возраста формируется медленно и постепенно, и происходит на протяжении всего возрастного периода. Программы, по которым работают дошкольные учреждения, разработаны с учетом возрастных особенностей формирования пространственных представлений.

Однако, практика работ дошкольных учреждений показывает, что это развитие происходит неравномерно, приводит к резким индивидуальным различиям, сказывающимся на общем уровне умственного развития, так как в дошкольные учреждения дети попадают в разном возрасте и с разным уровнем знаний. Очень часто встречаются дети, которые пришли в детский сад только перед самым поступлением в школу, и у многих из них не сформированы пространственные представления. Как же за такой короткий период подготовить ребенка и сформировать пространственные представления необходимые в жизни?  Это и объясняет актуальность данного исследования.

Все вышесказанное  определяет цель: исследование методики развития пространственных у детей 5-го года жизни.

Объектом  исследования является процесс математического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика развития пространственных представлений в процессе математического развития дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие о пространстве и пространственных представлениях.
  2. Описать методику обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве.
  3. Составить серию дидактических игр и упражнений для дошкольников на развитие пространственных представлений.

Методы  исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение.

 

§1. Понятие о пространстве и пространственных представлениях

Пространство - это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность.

Восприятие  пространства включает восприятия расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.

Основу  ориентировки составляют ощущения и восприятия. В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные и двигательные.

Ориентация  в пространстве может (согласно Ф.Н.Шемякину) осуществляться двумя способами:

  1. мысленное прослеживание пройденного или предполагаемого пути, связывающего данные точки пространства, и определение своего положения по отношению к отправной точке пути;
  2. одновременное представление всех пространственных отношений данной местности.

Обычно мы пользуемся как одним, так и другим способом в зависимости от ситуации. Однако в этом отношении наблюдаются  более или менее ярко выраженные индивидуальные различия: у одних людей часто преобладает первый, у других - второй способ ориентации в пространстве. Первый способ является генетически более ранним и служит предпосылкой для развития второго.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о  пространстве происходит в тесной связи  с формированием ощущения схемы  своего тела, с расширением практического  опыта детей, с изменением структуры  предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Генезис пространственных ориентировок у детей

1 этап. Ранний возраст. Восприятие пространства начинается на первом месяце жизни ребенка. Как показали исследования, у детей 4-5 недель фиксация зрения становится более-менее устойчивой и до 3 мес. определяется полностью. Малыши фиксируют предметы сначала 1-2 с, а позднее 10-15 с. Что касается слежения за движущейся игрушкой, то такие действия проходят ряд фаз: 2-4 месяца -  наблюдаются скачкообразные движения глаз; 4- 5 месяцев - фаза плавных движений, сопровождающих двигающийся предмет.

В 3 месяца ребенок  начинает следить за предметом, который  находится на расстоянии 4-7 м; в период с 6 до 10 мес. следит за предметами, которые  двигаются по кругу. Все это свидетельствует  о том, что на первом году жизни  ребенок овладевает глубиной окружающего пространства.

На данном этапе  ребенок ориентируется в пространстве благодаря чувственной системе  отсчета.

2 этап. Младший дошкольный возраст.  Ребенок овладевает словесной системой отсчета на основании пространственных направлений («вперед - назад», «вверх - вниз», «вправо - влево»).

Представления и соответствующие  определения пространственных направлений  у детей 3-4 лет имеют еще конкретное сенсорное содержание и непосредственно  связаны с движениями самого ребенка  в данном направлении. Постепенно процесс пространственного различения направлений «впереди», «сзади», «вверху», «внизу» постепенно освобождается от внешних активных движений тела и заменяется указывающим жестом руки или движением глаз.

Значительно труднее  дается детям в этот период осознание направлений «влево-вправо», им трудно различать правую и левую руку. Дети 4-5 лет выделяют руку, которой они держат ложку, рисуют и др. Но на вопрос: «Где твоя правая рука?» не всегда сразу могут ответить. Поэтому формированию представлений у детей о действиях правой и левой руки уделяется большое внимание именно в этом возрасте.

Исследования  показали, что способность различать  и называть свою правую и левую  руку еще не обеспечивает младшему дошкольнику различение соответствующих  направлений: «направо - налево», «справа - слева». Более высокий уровень различения направлений «слева - справа» наблюдается у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Понятия «вправо», «влево», «справа», «слева» связаны сначала с движением рук, фиксацией взгляда, поворотом корпуса. С возрастом действия, связанные с осознанием детьми положения предметов в пространстве, становятся более экономными и малозаметными.

3 этап. Старший дошкольный возраст. В данный период, определяя направление в пространстве, ребенок прежде всего соотносит его с определенными частями собственного тела: вверху - это там, где голова, внизу - где ноги, впереди - где лицо, сзади - где спина, справа - где правая рука, слева - где левая рука. Ориентировка на собственном теле является исходным в освоении ребенком пространственных направлений.

Следует отметить, что в каждой паре пространственных обозначений ребенком сначала усваивается  только одно из них, а именно: сверху под, справа, сзади, посередине, один за другим. Усвоение противоположных обозначений: над, слева, внизу и др. - происходит позже. Из всех парных групп основных направлений раньше всего ребенок начинает выделять верхнее. Возможно, это объясняется вертикальным положением тела ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии отображать план местности на листе бумаги. Они в состоянии определять предмет, размещенный впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. При этом ребенок точку отсчета ведет от себя. Постепенно старшие дошкольники начинают ориентироваться в пространстве от любого предмета, т. е. наблюдается переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета к системе отсчета со свободным размещением точки.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть:

  • способом расчлененного восприятия плоскости (листа, стола, доски,  картины);
  • элементарными способами анализа ограниченного пространства; умением  активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости;
  • пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга;
  • умением воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что  дети дошкольного возраста испытывают определенные трудности в восприятии пространственных отношений между предметами. Даже детям 6-7 лет трудно найти парные группы предметов по признаку одинакового размещения их. Сами предметы и их признаки (цвет, размер, количество) оказываются более значимыми, и им легче выделять их, чем пространственное размещение этих предметов.

Поэтому данная работа должна быть продолжена и в  младшем школьном возрасте.

4 этап. Младший школьный возраст. Формируются более обобщенные представления о пространстве, умения определять направления не только относительно себя, но и относительно другого человека или предмета.

Дети младшего школьного возраста под влиянием различных видов деятельности обнаруживают большие возможности в использовании  разных систем отсчета. Довольно рано они могут отвлекаться от схемы  тела и переходить к динамическим и иным базам отсчета, в качестве которых принимается любой объект, произвольно менять позиции наблюдателя. Этот возраст является наиболее сенситивным для усвоения метода проектирования, для формирования проективных представлений, что недостаточно учитывается в практике обучения.

Качественные  изменения при формировании пространственных представлений связаны с развитием  речи у детей младшего школьного  возраста, с пониманием и активным употреблением ими словесных  обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно  обозначать их  словесно, ориентироваться  в пространственных отношениях при  выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Большую роль в  развитии пространственных представлений  играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям  детей словесных обозначений  в экспрессивную речь.

Недостатки  сформированности пространственных представлений выражаются в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности:

- в  поведении: ошибки при расположении учебного инвентаря на партах и исполнении требований учителя, связанных с направлением движения ребенка (вперед, назад, в сторону);

- в чтении: суженый круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное не различение сходных по форме букв и т. д.;

- в письме: неумение соотнести букву и линии тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа бумаги, зеркальные ошибки вследствие перевертывания букв;

- в арифметике: ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий метра и особенно сантиметра;

- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение располагать рисунок в пространстве листа бумаги, трудности в овладении пропорцией в рисунке, в изображении пространственных образов;

- в  гимнастических упражнениях: неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону, вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое.

Информация о работе Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста