Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Все вышесказанное определяет цель: исследование методики развития пространственных у детей 5-го года жизни. Задачи исследования:
Раскрыть понятие о пространстве и пространственных представлениях.
Описать методику обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве.
Составить серию дидактических игр и упражнений для дошкольников на развитие пространственных представлений.

Содержание

Введение
§1. Понятие о пространстве и пространственных представлениях
§2. Методика обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве
§3. Дидактические игры и упражнения для дошкольников на развитие пространственных представлений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Пантелеева.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

 «Волшебный круг» - Круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных  треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление.  Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры. Алгоритм головоломки схож с алгоритмом «Танграм» (Рисунки 12, 13)

 «Колумбово  яйцо» - Овал размером 15Х12 см разрезают.  В результате  получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких),  2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых, округлой формы,  4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик.

Правила игры те же, что и  в предыдущих головоломках: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой. (Рисунок 14)

 «Вьетнамская игра» - Круг разрезается на части. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают ребят на составление силуэтов животных, птиц, насекомых. Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой.

«Пифагор» - Детская развивающая игра "Головоломка Пифагора". Набор из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении квадрата. Игра развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Игра позволяет создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Для детей от 4 до 10 лет.  (Рисунок 15)

7. Игры  на рассмотрение объемных тел

  • Игра «Волшебный мешок» - детям предлагается на ощупь в мешке выбрать предмет (мяч, кубики и т.д.) и угадать, что это, называя признаки. Пример это мяч, потому что он круглый и он может катиться. Затем предлагается найти предметы похожие на круг в группе.
  • Логическое лото «Узнай фигуру». Цель игры учить сопоставлять объемные фигуры и объемные предметы. (Рисунок 16)
  • На что похоже. Детям предлагается серия картинок и они узнают в окружающих нас предметах геометрические фигуры. (серия картинок, рисунок 17)

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема ориентации человека в пространстве широка и  многогранна. Она включает как представления  о величине и форме, так и понимание различных пространственных отношений.

Значение пространственной ориентации в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений важно и для обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Изучая  научно-методическую литературу по проблеме исследования можно сделать вывод, что развитие пространственных представлений у дошкольников происходит постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.

Между тремя  и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает  телесная схема. Завершается процесс  формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.). Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с  развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

В дошкольных учреждениях развитие пространственных представлений осуществляется на протяжении всего воспитательно – образовательного процесса. В каждой деятельности ребенка происходит формирование пространственных представлений: на занятиях по рисованию, физкультуре, конструированию, музыкальном занятии, на прогулке и во время игр. Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов; именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.

Поэтому планомерные  и систематические занятия с  дошкольниками в детском саду и использование индивидуальной работы с использованием рабочих тетрадей, дидактических игр, игр-головоломок помогают воспитателю в развитии пространственных представлений у детей пришедших в дошкольное учреждение в возрасте 5 лет.

 

 

 

 

Список литературы

    1. Годинай Г.Н, Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.
    2. Данилова В.В. “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1997.
    3. Дорофеева А., Дорожкин Ю., Назарова З., «Школа семи гномов» для занятий с детьми от 6 до 7 лет «Время, пространство»/Москва «Мозаика – Синтез» 2010.
    4. Дьяченко О.М., Е.Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 2001.
    5. Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.
    6. Леушина Л.А. ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 2002.
    7. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников” /Москва “Просвещение” 1995.
    8. Метлина А.С. “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.
    9. Нищева Н.В. «Формирование математических представлений у дошкольников с ОНР» /Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010.
    10. Нищева Н.В. «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР для детей 4 -5 лет»/ Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010.
    11. Нищева Н.В. «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР для детей 5 - 6 лет»/ Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010.
    12. М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 2000.
    13. А.А. Смоленцева “Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.
    14. А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.
    15. Е.В. Сербина “Математика для малышей” /Москва “Просвещение” 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста