Ребят
продолжают учить выделять заметные
предметные ориентиры, устанавливать
пространственные отношения между
ними, направление передвижения
от одного предмета по отношению к другому.
В старшей
группе дети обучались умению
определять положение предмета
по отношению к другому предмету
(«Справа от матрешки стоит
пирамидка, а слева сидит мишка,
сзади матрешки стоит неваляшка»),
а также свое положение среди
окружающих предметов («Я стою за стулом,
между окнами, сзади Наташи»). Теперь должны
научиться мысленно помещать себя в положение,
которое занимает тот или иной предмет.
С этой целью дают упражнения на определение
направления положения того или иного
предмета от самих себя при повороте на
90 и 1800 (матрешка была впереди; повернулся
ребенок, и она оказалась справа и т.д.).
Дети
учатся определять, где у стоящего
перед ними правая и где
левая рука, определять стороны
туловища куклы, мишки и т.д.
проводят игровые упражнения, аналогичные тем,
которые использовались в старшей группе:
«Где что находится?», «Поручение», «Прятки»
и «Что изменилось?». (Вера была впереди
Лены, а теперь она сзади Лены».) Задания
усложняют, увеличивая количество предметов,
изменяя их расположение, расширяя площадь
ориентировки. При этом повышают требования
к скорости определения, вводят элементы
соревнования.
Важно,
чтобы дети не только называли,
но и объясняли пространственное
размещение предметов, устанавливали
причинные, следственные и другие связи, которые скрываются
за внешне представленными пространственными
отношениями между предметами.
Как
при определении местоположения
предметов, так и при рассматривании
картин и иллюстраций дети
должны осознавать, что скрывается
за данными пространственными отношениями.
Например, на картинках нарисованы дети,
стоящие в кругу, парами, друг против друга
и т.п. Надо догадаться, что они собираются
делать или что делают. «Кого рассматривает
мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик
смотрит наверх».
Для обучения
детей умению пользоваться в
речи терминами, обозначающими
пространственные отношения, рекомендуются
словесные игры «Наоборот», «Дополни
предложение». Например, воспитатель
начинает предложение: «Сережа
подбросил мяч…. (вверх); Оля поставила цилиндр….. (справа), а Ира поставила
куб… (слева); Наш зал помещается…. (наверху),
а кухня…. (внизу)». Отвечает тот ребенок,
кому бросили платок.
В процессе
рассматривания картин, рисования,
конструирования, изготовления предметов,
при передвижении в помещении и на улице воспитатель
побуждает ребят употреблять слова, отражающие
пространственные отношения. В результате
представления детей о пространственных
отношениях принимают обобщающий характер.
Полезно
использовать задачи на смекалку,
например: «Шел человек в город, а навстречу
ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли
в город?»
Большое
внимание на занятиях по математике
уделяют упражнениям в ориентировке
на плоскости листа, т.е. в
двухмерном пространстве.
Закрепляют
умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа,
правый и левый, верхний и нижний углы,
правую и левую сторону листа бумаги. Дают,
например, такие задания: «Отсчитайте
5 красных кружков и положите в правый
верхний угол, а 3 синих – в нижний левый
угол». Важно, чтобы выполнив задание,
дети рассказали как о количестве, так
и месте расположения тех или иных предметов.
Большую
пользу приносят зрительные диктанты.
Дети раскладывают геометрические
фигуры (палочки, игрушки) на листе
бумаги в соответствии с образцом
в определенном положении. Задания постепенно
усложняют: увеличивают количество фигур,
изменяют характер их расположения. Вначале
дети рассматривают, описывают и воспроизводят
образец, позже создают узор под диктовку
и, наконец, самостоятельно создают узор
и описывают его. Используют игры
«Кто запомнит?», «Городки», «У кого что
получится?», «Парные карточки».
§3. Дидактические
игры и упражнения для дошкольников
на развитие пространственных представлений
Серия упражнений,
направленная на развитие пространственных представлений, должна содержать
1. Игры на формирование пространственных
представлений: слева, справа, вверху,
внизу, впереди, сзади, далеко,
близко.
- игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей
вспомнить, где у них правая рука. Затем
одному из детей предлагается встать в
центр на ковре и назвать – какие игрушки
расположены справа от него. При этом каждый
следующий ребёнок повёрнут в другом направлении
по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель
или кто-нибудь из детей называет
игрушки, расположенные в одном
ряду и просят ребёнка, находящегося
в центре ковра назвать – с какой
они стороны.
Вариант 3. Воспитатель
просит одного из детей встать так,
чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра
(называет их), были справа от него.
- игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.
3) игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один
из них – водящий, он закрывает глаза.
Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь
сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто
водит, должен назвать, – откуда слышен
звон. Если называет верно, то становится
ведущим.
- игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
- игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина». (Рисунок 1.)
2. Игры на формирование умений
детей занимать определенное пространственное
положение по заданному условию (от себя,
от предмета).
- игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
- Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. (Рисунок 2)
Вариант 1: воспитатель
даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд
два острова, поверни налево, пройди ещё
один остров, поверни направо, пройди ещё
один остров – ищи.
Вариант 2: воспитатель
даёт ориентир расположения «острова»
относительно других. Например, этот «остров»
синего цвета, находится слева, а перед ним – белый
«остров».
Вариант 3: воспитатель
даёт ребёнку схему расположения
«островов» и даёт указания по схеме,
после чего ребёнок пытается найти
нужный «остров» на ковре. Например, на
схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху,
и т.п.
- игра «Где я сяду». Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.
- игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
3. Игры
на формирование умений детей
определять словом положение
того или иного предмета по
отношению к другому.
- игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. (рисунок 3,4)
Вариант 1: ведущий
убирает какую-нибудь игрушку и
просит назвать её и то место, где
она находилась.
Вариант 2: ведущий
меняет местами две игрушки и
просит назвать то место, где они были первоначально.
В роли ведущего
может быть как воспитатель, так
и ребёнок.
- игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: верблюд, лев и бегемот, причём верблюд – слева, а лев – верблюдом и бегемотом, и т.д.
Эту игру целесообразно
проводить с небольшой подгруппой
детей (2-3человека). В роли ведущего
вначале выступает воспитатель, в дальнейшем
необходимо привлекать детей, - это будет
способствовать закреплению и расширению
их активного словарного запаса.
4. Игры
на формирование умений ориентироваться
в движении.
- игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
- игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз. (рисунок 6)
- игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
- игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по - особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
5. Игры
на формирование умений ориентироваться
на плоскости (ориентировка на
листе бумаги, т.е. в двумерном
пространстве).
- игра «Назови соседей». Для этого используется картинка, на которой расположены изображения различных животных в окнах разной геометрической формы. (рисунок 5 )
Вариант 1: воспитатель
просит найти изображение какого-то животного
и определить:
- что изображено
справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного животного, и т.п.
Вариант 2: воспитатель
просит назвать или показать животное,
который(е) находятся:
- в правом
верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
- игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у
воспитателя заготовлен заранее
лист с нарисованными геометрическими
фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то
из детей (под контролем воспитателя)
выполняет работу на магнитной доске,
которую затем можно повернуть ко всем
детям. (рисунок 7)
- игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети,
слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в
нужном направлении. Например, в правом
нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем
по нижней стороне листа в школу. Она находится
в левом нижнем углу, а после школы мы поедем
в зоопарк, который находится в правом
верхнем углу, и т.д.
6. Игры с перемещением
(вращением) фигур на плоскости.
«Танграм» - одна из несложных игр.
Называют её и «Головоломкой из картона»,
«Геометрическим конструктором» и др.
Игра проста в изготовлении. Квадрат
размером 8Х8 из картона, пластика разрезают
на 7 частей. В результате получается 2
больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника,
квадрат и параллелограмм. Используя
все 7 частей, плотно присоединяя их одну
к другой, можно составить очень много
различных изображений по образцам
и по собственному замыслу. Сначала предлагают
детям по предложенной схеме путем накладывания
составить изображение. Далее предлагают
составить изображение на столе, ориентируясь
на схему.
Более сложный
уровень предлагают более старшим
детям, которые успешно усвоили
простые уровни. На этом этапе
предлагают изображение без указания
фигур из которых составляется изображение.
(Рисунки 8, 9, 10,11 )