Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Все вышесказанное определяет цель: исследование методики развития пространственных у детей 5-го года жизни. Задачи исследования:
Раскрыть понятие о пространстве и пространственных представлениях.
Описать методику обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве.
Составить серию дидактических игр и упражнений для дошкольников на развитие пространственных представлений.

Содержание

Введение
§1. Понятие о пространстве и пространственных представлениях
§2. Методика обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве
§3. Дидактические игры и упражнения для дошкольников на развитие пространственных представлений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Пантелеева.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернись к окну» и т.п.)

Старшая группа

У детей 5 – 6 лет  закрепляют умение различать левую  и правую руку, определять направление  местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т.п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и играх.

  Как и средней группе, дети упражняются в различении  противоположных направлений, но  задания усложняют. Выражается  это в том, что увеличивают  количество предметов (от 2 до 6), местоположение  которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

  Детей учат не только  определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя – сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа – доска».

 Развитие умения  передвигаться в указанном направлении.

В старшей группе большое  внимание уделяют закреплению и  совершенствованию умения передвигаться  в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

  На музыкальных и  физкультурных занятиях воспитатель  для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и другие.  Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

  Большое значение  имеет использование определенной  системы игр с правилами –  дидактических и подвижных. Игры  проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и  вне занятий, главным образом  на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стула, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

   Вначале проводя  эти игры, педагог дает указания  в ходе действия: «Дойди до  стола…. Повернись направо…. Дойди  до окна…. Повернись налево…..»  и т.д. каждое указание он  делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед – назад, направо – налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед – направо, направо – назад и т.д.

  Для усвоения детьми  правил поведения пешехода на  улице, связанных с умением  ориентироваться в направлениях  направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

   Полезны упражнения  в воспроизведении направления  движения с закрытыми глазами  на основе пробного хода в  играх «Накорми лошадку», «Стук – стук в барабан», «Найди свой значок».  Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель. А затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

  При ориентировке  в пространстве у детей развивают  быстроту и четкость реакции  на звуковой сигнал (игры «Яков,  где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить  детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук – стук в барабан»,  «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т.д. количество заданий вначале ограничивают 2 – 3, а позднее их число можно увеличить до 4 – 5.

Заинтересованность  детей в выполнении более сложных  заданий. Требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.

Установление  пространственных отношений между  предметами.

Немаловажное  значение приобретает обучение детей 5 – 6 лет умению определять положение  предмета по отношению к другому  предмету («Справа от матрешки стоит  пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т.д.).

  Умение ориентироваться  от другого предмета основывается  на умении ориентироваться на  самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 1800: стол был впереди, повернулся ребенок – и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Решению данной задачи посвящают часть 4 – 5 занятий  по математике и родному языку. Занятия  строят так? Сначала воспитатель  показывает на игрушках или вещах  определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, над, под, из – за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто – либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т.п. Можно провести упражнения – инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

   Большую  пользу приносит игровое упражнение  «Найди такую же картинку»,  материалом для него служат  картинки, на которых изображены  одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях.

Пару составляют картинки с одинаковым расположением  рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?».  Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные отношения между предметами, которые на ней нарисованы.

  Рассматривая  с детьми любые картинки, иллюстрации  в книге, необходимо учить их  осмысливать положение каждого  предмета и его взаимоотношения  с другими предметами. Это позволяет  раскрывать смысловые отношения,  связывающие предметы между собой.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно  ориентироваться на плоскости, т.е. в двумерном пространстве

  В начале  учебного года на занятиях  по математике детей учат располагать  предметы в указанном направлении:  сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

  Дальнейшему  развитию ориентировки в пространстве  на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый  и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3 – 4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

  Дети должны  употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.

   На занятиях  по математике дети получают  первые представления о тех  или иных пространственных связях  и отношениях. Усвоение их происходит  в разных видах практической  деятельности детей (например, изобразительной)

Подготовительная  группа

К моменту поступления  в школу дети должны свободно ориентироваться  в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое  значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево – направо», «вперед – назад» и т.п.

  Особенно  важно обеспечить действенное  овладение детьми пространственной  ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

  Выделенные  пространственные связи и отношения  должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.

   Если  дети слабо ориентируются в  основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания. Прежде всего необходимо закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают.

   В определении  и воспроизведении пространственных  направлений детей постоянно  упражняют на физкультурных и  музыкальных занятиях. Они получают  задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой – то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.

  Дети любят  упражнения на внимание, в которых  они производят движения в  указанном направлении, например: «Повернитесь направо», «Правой  рукой дотроньтесь до левого  уха» и т.п.

    Большое  внимание в работе с детьми 6 – 7 лет продолжают уделять  развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.

    Усложнение  данного вида упражнений выражается  в следующем: увеличивают количество  направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх «Зайцы и волк», и «Караси и щука» дети  по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка. 

   Для развития  умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу», они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот т.д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого – либо или всю группу в указанное место.

Информация о работе Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста