Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Все вышесказанное определяет цель: исследование методики развития пространственных у детей 5-го года жизни. Задачи исследования:
Раскрыть понятие о пространстве и пространственных представлениях.
Описать методику обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве.
Составить серию дидактических игр и упражнений для дошкольников на развитие пространственных представлений.
Введение
§1. Понятие о пространстве и пространственных представлениях
§2. Методика обучения детей дошкольного возраста ориентировке в пространстве
§3. Дидактические игры и упражнения для дошкольников на развитие пространственных представлений
Заключение
Список литературы
Не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернись к окну» и т.п.)
Старшая группа
У детей 5 – 6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т.п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и играх.
Как и средней группе,
дети упражняются в различении
противоположных направлений,
Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя – сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа – доска».
Развитие умения передвигаться в указанном направлении.
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
На музыкальных и
физкультурных занятиях
Большое значение
имеет использование
Вначале проводя
эти игры, педагог дает указания
в ходе действия: «Дойди до
стола…. Повернись направо…. Дойди
до окна…. Повернись налево…..»
Для усвоения детьми
правил поведения пешехода на
улице, связанных с умением
ориентироваться в
Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук – стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель. А затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.
При ориентировке
в пространстве у детей
Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий. Требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.
Установление пространственных отношений между предметами.
Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 – 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т.д.).
Умение ориентироваться
от другого предмета
Решению данной задачи посвящают часть 4 – 5 занятий по математике и родному языку. Занятия строят так? Сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, над, под, из – за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто – либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т.п. Можно провести упражнения – инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.
Большую
пользу приносит игровое
Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?». Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные отношения между предметами, которые на ней нарисованы.
Рассматривая
с детьми любые картинки, иллюстрации
в книге, необходимо учить их
осмысливать положение каждого
предмета и его
Ориентировка на плоскости.
В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т.е. в двумерном пространстве
В начале
учебного года на занятиях
по математике детей учат
Дальнейшему
развитию ориентировки в
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.
На занятиях
по математике дети получают
первые представления о тех
или иных пространственных
Подготовительная группа
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево – направо», «вперед – назад» и т.п.
Особенно
важно обеспечить действенное
овладение детьми
Выделенные
пространственные связи и
Если
дети слабо ориентируются в
основных пространственных
В определении
и воспроизведении
Дети любят
упражнения на внимание, в которых
они производят движения в
указанном направлении,
Большое внимание в работе с детьми 6 – 7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.
Усложнение
данного вида упражнений
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу», они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот т.д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого – либо или всю группу в указанное место.
Информация о работе Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста