Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:22, дипломная работа
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………...8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ……..8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения
Праздники могут быть подготовлены силами воспитателей. Иногда его готовят как сюрприз для детей. Особенно ценно, считают методисты, заблаговременно подготовить утренник с детьми. Именно такая подготовка помогает решению многих задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, организуя развлечения для детей, мы активизируем в речи детей малые формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.
Итак,
использование малых форм фольклора
в развитии речи детей осуществляется
совокупностью разнообразных средств
и форм воздействия на них.
2.2 Анализ
опытно – экспериментальной
работы по развитию
речи детей с использованием
малых форм фольклора.
Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и организовали календарно-обрядовые праздники: "Кузьма и Демьян", "Осенины", "Рождество", "Масленица" (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:
1. "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…" (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);
2. "Русские потешки";
3. "В гости к хозяюшке" (знакомство с загадками);
4. "Счастливая зыбка";
5. "Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай". И др. (Приложение 7)
На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки ("Рассказывание по скороговоркам"), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: "Делу – время, потехе - час", настраивающей детей на последующую работу.
Так, на занятии "Счастливая зыбка" знакомили с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось вспомнить ту кроватку, в которой каждый из них спит. Затем педагог начинал рассказ о том, что давным-давно у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных и даже назывались по-другому: колыбелька, зыбка, люлька. Рассказ сопровождался показом иллюстраций с изображением детских кроваток. Объясняли, почему они так назывались. Потом детям говорилось о том, что в этих кроватках не просто качали малышей, а напевали им песню. Ребятам предлагалось подумать и сказать, как называется песня, которая исполнялась ребенку перед сном. Правильные ответы поощрялись. Затем педагог дал сам определение колыбельной песни, пытаясь вызвать интерес к ней. После рассказа предложили послушать колыбельную и самим исполнить любимые из них. Это занятие вызвало положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание еще раз их услышать и запомнить. В дальнейшем в колыбельных песнях мы использовали образы, хорошо знакомые детям (образ кота) при обучении детей образованию однокоренных слов.
Конечно, когда мы стали петь колыбельные перед сном, старшие дошкольники отнеслись к их исполнению с некоторой иронией, заявив, что такие песни они слушать не станут, потому что не маленькие. И это, на наш взгляд, связано как раз с тем, что в воспитании детей в этом возрасте они мало используются. Однако в дальнейшем с не меньшим удовольствием, чем малыши, слушали эти песни, просили повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствовали используемый в колыбельных прием уменьшения и особая ритмическая организация, которые играют определенную роль в создании психологического комфорта.
В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые им. Но о колыбельных песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а исполняли в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях. Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей работе, а также других малых форм фольклора (Приложение 8).
Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать) (Приложение 9). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.
Итак,
малые формы фольклора в
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Чтобы
убедиться в эффективности
Сравнительный
анализ обеих групп показал, что
у детей экспериментальной
Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают"; "Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май - холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".
Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.
Анализ
результатов экспериментальной
группы до и после формирующего эксперимента
наглядно свидетельствует об эффективности
разработанного нами комплекса методов
и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная
группа улучшила свои результаты. Процент
детей с низким уровнем развития уменьшился
на десять процентов. Соответственно количество
детей со средним и высоким уровнем развития
увеличилось на двадцать процентов.
Таблица 3
Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез).
Группы | Имя ребенка | Номер задания | Ср. арифм. | Уровень | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
контрольная | 1. Настя Д. | 2,5 | 1,5 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1,5 | 1,9 | С |
2. Вика К. | 2 | 2,5 | 3 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1,5 | 2,2 | С | |
3. Дима К. | 1,5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,9 | С | |
4. Женя Н. | 1 | 2 | 1 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,54 | С | |
5. Ваня Ч. | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 1 | 1,5 | 1 | 1,4 | Н | |
6. Настя К. | 1 | 1,5 | 2 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,46 | Н | |
7.Катя Ц. | 2 | 1,5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 2 | 1,5 | 1.8 | С | |
8. Настя Ц. | 1,5 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 1,8 | С | |
9. Инна Ш. | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,8 | С | |
10. Настя Б. | 1 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1,8 | С | |
Ср. арифм. | 1,55 | 1,8 | 2,1 | 1,5 | 1,55 | 1,85 | 1,8 | 2 | 2,1 | 1,4 | 2,25 | 1,4 | |||
Уровень | С | С | С | Н | С | С | С | С | С | Н | С | Н | |||
экспериментальная | 11. Рома В. | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,29 | Н |
12. Андрей К. | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 3 | 2 | 2,38 | С | |
13. Максим С. | 3 | 2 | 3 | 2,5 | 2 | 2,5 | 3 | 2 | 3 | 2,5 | 3 | 2 | 2,54 | В | |
14. Ярослав Г. | 2 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2 | 1 | 2 | 1,5 | 1,51 | С | |
15. Ира Б. | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 2 | 1,5 | 2 | 2 | 1,5 | 1 | 2 | 1,5 | 1,54 | С | |
16. Ваня В. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 1,5 | 2,08 | С | |
17. Ваня К. | 1 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,38 | Н | |
18. Валя М. | 2 | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | 1,92 | С | |
19. Вадим Ш. | 2 | 1 | 1,5 | 2 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1 | 1,54 | С | |
20. Вера А. | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,54 | 55
С | |
Ср. арифм. | 1,85 | 1,45 | 1,7 | 1,75 | 1,7 | 1,95 | 1,9 | 1,8 | 1,85 | 1,45 | 2 | 1,6 | |||
Уровень | С | Н | С | С | С | С | С | С | С | Н | С | С |
Таблица 4
Уровни развития речевых умений детей (контрольный срез).
Уровень | Группа | |
Контрольная | Экспериментальная | |
Высокий | - | 10% |
Средний | 80% | 70% |
Низкий | 20% | 20% |
Диаграмма
2
Таблица 5
Уровни развития речевых умений детей на начальном
и конечном этапах эксперимента.
Уровень | Группа | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Констатирующий
Эксперимент |
Контрольный
эксперимент |
Констатирующий
эксперимент |
Контрольный
эксперимент | |
Высокий | - | - | - | 10% |
Средний | 70% | 80% | 60% | 70% |
Низкий | 30% | 20% | 40% | 20% |
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.