Развитие речи детей старшего дошкольного возроста средствами малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:22, дипломная работа

Описание

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Содержание

Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………...8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ……..8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Word.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

       Хозяйка. Кто там?

       Дети. Это мы – колядовщики.

       Хозяйка. Проходите, гости дорогие!

       Дети. Здравствуй, хозяюшка! (Поклон.)

       1-й  ребенок. Позвольте в горенку войти.

       2-й  ребенок. Во горенку войти,  да на лавочку сесть.

       3-й  ребенок. На лавочку сесть,  да песенку спеть.(Запевают "Колядку")

       Коляда, коляда

       Подавай пирога,

       Дай блин, дай кишку,

       Свининую  ножку,

       Всем  понемножку.

       Неси, не тряси!

       Давай, не ломай!

       1-й  ребенок. Чем вы нас, хозяюшка, подарите?

       2-й  ребенок. Денег мешок или каши  горшок?

       3-й  ребенок. Кувшин молока или  кусок пирога?

       4-й  ребенок. Копеечки на конфеточки  или гривеннички на прянички?

       Хозяйка. Ай вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки. (Загадывает загадки.)

       Девочка. Будете нас дарить – будем вас  хвалить,

       А не будете нас дарить – будем  вас корить.

       У доброго мужика

       Родись  рожь хороша:

       Колоском  густа,

       А соломкой пуста.

       У скупого мужика

       Родись  рожь хороша:

       Колоском  пуста,

       А соломкой густа.

       Хозяйка. Дам еще заданье я – песню спеть про воробья. (Инсценировка песни "Воробей".)

       Воробей. Вы что думаете, я такой недотепа? Я мастер веселиться. Собирайся народ, в хоровод, в хоровод. (Хоровод "Скажи  воробушек".)

       Хозяйка. Теперь игра – не развлечение, а  с большим, большим значением. Чтоб был долог колосок, чтобы лен рос высок,  прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши. (Игра "Скакалка".)

       Хозяйка. Хоть игра, да в ней намек, добрым молодцам урок!

       Слышится  песня:

       Уж  и ходим, уж и бродим мы

       По  проулкам, закоулочкам.

       Уж  и ищем, и ищем мы,

       Что Сергевнин двор светлехонький.

       Хозяйка. Здесь Сергевнин двор, здесь светлехонький. Проходите , гостюшки дорогие.

       Девочка. Хозяин с хозяйкой,

                       Слезайте с печи,

                       Зажигайте свечки,

                      Открывайте сундучок,

                       Вынимайте пятачок.

       (Дети  поют "Коляду".)

       Пришла  коляда накануне Рождества!

       Дайте коровку, маслену головку.

       А дай бог тому, кто в этом дому.

       Ему рожь густа, рожь ужимиста.

       Подавайте – не ломайте, не закусывайте!

       Не  дадите пирога – сведем корову за рога!

       Хозяйка засуетилась, смотрит в печь, хватит ли на всех лепешек, считает колядовщиков.

       Колядовщики. Не дашь пирога – мы корову за рога.

                                 Не дашь кишку – мы свинью за виску.

                                 Не дашь блинка – мы хозяина –в пинка!

       Хозяйка топнула ногой, не сердито, а смеясь, говорит:

       Не  плясали и не пели – 

       Угощенья  захотели?

       Погодите  же, постойте,

       Песенку сначала спойте.

       Песня "Во горнице, во новой". Вбегает  черт в виде ряженного, говорит:

       Коляда, коляда! Ты подай пирога!

       Или хлеба ломтину, или денег полтину,

       Или курицу с хохолком, петушка с гребешком,

       Или сена сноп – или вилы в бок!

       1-я  девочка. Не давайте, не давайте  ему ничего, пусть сначала поиграет  с нами добрый молодец!

       Черт  оглядывает всех хитро, заигрывает с девушками.

       Черт. И-их! Какие все хорошенькие, жирненькие! Какую же выбрать?

       (Черту  завязывают глаза. Игра "Жмурки". В конце подают ряженный веник,  черт его целует. У черта отваливается  хвост.)

       Не  дадите пятака – я корову за рога.

       Не  дадите гривну – я коня за гриву.

       2-я  девочка. Да ведь это черт! Гоните  его прочь.

       Черт. Таусень! Таусень! Освети избу на все  четыре стороны.

       (Черт  берет веник вместо креста, лапоть  вместо кадила. У иконы черт  падает, трясется.)

       3-я  девочка. И впрямь черт! Тьфу, нечистая сила, сгинь! (Черта выталкивают.)

       1-я  девочка. Фу, напугал-то как! Насилу  выгнали.

       2-я  девочка. Это хорошо. Мы новому  году дорогу расчистили, всю нечисть  из дома выгнали.

       3-я  девочка. Тогда споем на радостях.

       (Песня  "У Володи на току" переходит в общие частушки.)

       Хозяйка. Вы плясали в удивленье, заслужили  угощенья!

       Хозяйка угощает детей. Взрослые поют:

       Что светел месяц – 

       А и наш-то господин.

       Как и красно солнце – 

       То  хозяюшка его.

       Как и часты звезды – 

       То  его детушки.

       Дай, Господи,

       Нашей хозяюшке

       Пожилось, побылось,

       На  двор много лилось!

       Дети. У хозяюшки в дому, чтоб велись ребятки, цыплятки, утятки, гусятки, козлятки, поросятки, телятки.

       Все. Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!

       (Поклон.)

       Спасибо этому дому,

       Пойдем  к другому.

       (С  песней "Коляда" уходят.)

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 8

       Фольклорные произведения используемые в работе.

       Пословицы и поговорки.

    Птица сильна крылами, а человек друзьями.

    Человек без друзей, что дуб без корней.

    Человек без друзей, что росток в пустыне.

    Человек без друзей, что сокол без крыльев.

    Не мил свет, коль друга нет.

    Хороший друг – ценнее сокровища.

    Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

    Не краса красит, а разум.

    По платью встречают, по уму провожают.

    Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

    Чему ребенка учишь, то от него получишь.

    Не учи рыбу плавать.

    Когда хочется много знать, не надобно много спать.

    Красна речь слушанием.

    На что клад, коль в семье лад.

    При солнышке тепло, при матери добро.

    Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

    Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

    Белые руки чужие труды любят.

    Зима красна снегом, а осень хлебом.

    Весна да осень – на дню погод восемь.

    Лето для старания, а зима для гуляния.

    Не жди лето долгого, а жди теплого.

    Труд человека кормит, а лень портит. И др.

       Колыбельные песни.

       Баю – баю – баюшок,

       Ляжет дочка на пушок,

       На  пуховую кровать.

       Будет дочка крепко спать.      | 2р.

       ***

       А я буду напевать,

       Колыбелечку качать.

       Баю – баю, спать пора.

       Гости едут со двора,

       Со  двора едут домой

       На  лошадке вороной.

       Баю – бай, баю – бай,

       Поскорее  засыпай.

       Баю – баю, спи – усни,

       Угомон  тебя возьми.

       Баю –бай, баю – бай,

       Поди  бука под сарай,

       Поди бука под сарай,

       Детке спать ты не мешай.

       ***

       Люли  – люли – люленьки,

       Прилетели гуленьки.

       Они сели ворковать,

       Стали девочку качать – убаюкивать.

       ***

       Ах  ты, котик серенький,

       Хвостик у тебя беленький,

       Брысь, котик, не ходи!

       Мою детку не буди. И др.

       Потешки.

       Дай молочка, Буренушка,

       Хоть  капельку на донышке.

       Ждут  меня котята, малые ребята.

       Дай сливок ложечку, творожку немножечко.

       Всем  дает здоровье молоко коровье.

       ***

<

Информация о работе Развитие речи детей старшего дошкольного возроста средствами малых форм фольклора