Развитие речи детей старшего дошкольного возроста средствами малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:22, дипломная работа

Описание

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Содержание

Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………...8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ……..8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Word.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

       Дети  загадывают и отгадывают загадки  о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно  сравнивают загадки о разных "братцах":

       Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

       Два близнеца, два братца верхом на нос  садятся. (Очки.)

       Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

       Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

       Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

                         (Велосипед.)

       Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

       Два братца: одного все видят, но не слышат,

       другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

           При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия. 
     
     
     
     
     
     
     
     

       Приложение 6

       Конспекты праздников и развлечений. 

       Тема: "Осенины." 

       Оформление: горница.

       Звучит  русская народная мелодия, выходит  хозяйка.

       На  заваленках, в светелке

       Иль на бревнышках каких

       Собирали  посиделки

       Пожилых и молодых.

       При лучине ли сидели

       Иль под светлый небосвод –

       Говорили, песни пели и 

       Водили  хоровод.

       А играли как! В "Горелки",

       Ах, "горелки" хороши!

       Словом, эти посиделки

       Были  праздником души!

       Под русскую народную мелодию выходит хозяин.

       Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

       Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный, по обычаю, по старинному "посиделками" называется.

       Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

       (Заходят  под русскую народную мелодию:  дети и взрослый. Здороваются.)

       Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие! Прошу в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, будьте как дома.

       Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

       Ребенок: Мы пришли не с пустыми руками. Принесли вам блюдо с пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.

       Ребенок: Мы к вам в гости собирались, повкусней испечь старались. Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.

       Хозяйка: Ой, спасибо детвора, проходите вот сюда.

       (Входит  вторая подгруппа детей.)

       Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяева?

       Хозяин: Дома, дома! Проходите гости дорогие!

       Ребенок: Мы к вам в гости пришли и подарки принесли.

       Ребенок: Мы все лето не ленились, все работали, трудились. Свекла вышла гладкая, а морковка сладкая.

       Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для супа, и для щей. Вкусен будет винегрет, лучше нашей свеклы нет!

       Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь здесь по порядку!

       Воспитатель: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

       (Входит  третья подгруппа детей. Здороваются.)

       Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный гость лучше званных двух.

       Воспитатель: Твоя правда, хозяйка! Названный гость легок, а званный тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам в гости пришли и грибочков принесли!

       Ребенок: И Сережа, и Танюшка и опенки, и волнушки собирали, не ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох, грибочки, хороши, их вам дарят малыши!

       (Дети  садятся. Входит четвертая подгруппа  детей. Здороваются.)

       Хозяин: Проходите гости дорогие! Гостю почет – хозяину честь!

       Воспитатель: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

       Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, без вас речей не начинаем.

       Ребенок: Солнышку все лето радовались мы, и как солнце круглое напекли блины.

       Ребенок: Ешьте блины с медом или со сметаной, и тогда красивые, добрые вы станете.

      Хозяин: И у нас для каждого найдется глоток водицы из колодца.

      Хозяйка: Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому -  быль, кому – песенка в прикус. И хлеб- соль как в старину.

     Хозяин: За хлебом – солью всякая шутка  хороша, где потеснее, там и веселее.

     Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком! Закончились осенние работы, заботы, урожай собрали, капусту посолили, огород перекопали, можно и отдохнуть.

     Все поют: Так что ж погуляем на празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше.

     Воспитатель: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и женщины подстать им не станут уступать!

     Воспитатель: Как праздник наступает весь народ гулять идет. Вот и девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.

     (Исполняют  хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится стук.)

     Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?

     Дети: - Тюха, есть хочешь?

      Нет, я перекусил.

      А чего перекусил?

      Да съел краюшку хлеба!

      А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?

      Да в горшок не влезла!

      Ваньк!

      А!

      Ну, повторь!

      Ну,  иду!

      А у тебя нос в меду!

      Эх, подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!

      Фома, что из леса не идешь?

      Да медведя поймал!

      Так веди сюда!

      Да, он меня не пускает!

    Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да, молодцы! А без чего, ребята, не

  может обойтись на Руси ни один праздник?

     Все: Без песен.

     Хозяйка: Верно, недаром говориться: "Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется".

     (Исполняют  русскую народную песню "Вдоль  да по речке").

     Хозяйка: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет. Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.

     Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на все руки работнички.

     (Исполняют  песню "Посмотрите – ка у  нас, да, в мастерской".)

    Воспитатель: У вас плотнички, а у нас кузнецы, удалые молодцы.

    Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что же вы делать умеете?

    Ребенок: Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.

    (Исполняют  песню "Во кузнице".)

    Воспитатель: А у нас есть рукодельницы, на все руки умелицы. И шить, и чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.

    Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

    (Исполняются  частушки.)

    Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи, честной

 народ, будем веселиться!

      (Исполняется  русский народный танец – взрослые.)

      Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска берет. На месте     нам не устоять, так и хочется плясать.

     (Исполняется  русская пляска детьми.)

      Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в игру-то не играли.

      (Игра "Где ты был, мой черный  баран".)

      Воспитатель: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. 

Знаю, знаю наперед  вы смекалистый народ.

Загадки о  музыкальных инструментах:

      Морщинистый Тит всю деревню веселит.

      В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- пляшет.

      Деревянная подружка, без нее мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

    Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку: звенит колокольчик,

запели уж ложки. В нашем оркестре всего  понемножку. Помогут оркестру и наши ладошки.

      Воспитатель: Там, где песня льется, там весело живется. Запевай-ка песню шуточную, прибауточную.

     (Исполняется  песня русского народа "Сел  комарик на дубочек".)

    Воспитатель: Ну, что дети, пора нам прощаться. Спасибо, хозяин с

хозяйкой за веселье, за ваше гостеприимство. Посидели, повеселились, пора и честь знать.

    Все встают, поют:

    Мы  славно гуляли

    На  празднике нашем

    Нигде не найдете

    Вы  праздника краше.

    Так будьте здоровы, живите богато,

    А мы уезжаем до дому, до хаты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Тема: "Рождество".

       С песней "Коляда" дети вбегают в  избу. Стучатся.

       Дети. Пришла коляда, отворяй ворота!

Информация о работе Развитие речи детей старшего дошкольного возроста средствами малых форм фольклора