Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:22, дипломная работа
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………...8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ……..8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения
51. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.
52. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. –214с.
53. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.
54. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.
55. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
56. Эльконин
Д.Б. Детская психология: развитие от рождения
до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Приложения
Приложение 1
Диагностика
речевых умений детей
старшего дошкольного
возраста средствами
малых форм фольклора (на
основе диагностики
речевого развития О.
Ушаковой, Е. Струниной)
1.Отгадай загадку:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Почему ты считаешь, что это петух?
Какие еще ты знаешь загадки?
2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?
Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь пословицы и поговорки о труде? О дружбе?
3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили нос в дверях". Как сказать по другому?
Составь свое предложение со словом "нос".
4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный". Составь свое предложение со словом " холодный".
5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".
Составь свое предложение со словом "бежать".
6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь встречаются чаще всего?
Какие ты еще знаешь скороговорки?
7.Закончи пословицу:
"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".
"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".
"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".
8.Послушай потешку:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дугу.
Шарил, шарил – не нашел,
Сам заплакал и пошел.
И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .
И настроение у него было бы … .
Какие ты знаешь еще потешки?
9.Послушай стихотворение:
Чики – чики – чикалочки,
Едет мужик на палочке,
Жена на тележке –
Щелкает орешки.
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Какие ты знаешь небылицы.
10.Какие ты знаешь колыбельные песни?
11.Какие ты знаешь считалки?
12.Придумай
небольшой рассказ по
Приложение 2
Анкета для родителей и педагогов.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?
Какие?
6. Как Вы считаете,
какое значение имеют малые формы фольклора
в жизни ребенка?
Приложение 3
Рисунки
детей к пословицам,
поговоркам, потешкам.
На занятиях предлагалось проиллюстрировать
с детьми ту или иную пословицу (поговорку).
Умение передать художественный образ
в рисунке, помогало расширять возможность
его выражения в слове. Рассказы детей
по пословице в этом случае были более
выразительными и разнообразными.
Приложение
4
Иллюстрации
к пословицам и
поговоркам, потешкам.
Использовались
с целью закрепления и
Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без
счету одежек, и все без застежек.
(Капуста.)
Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит,
а не кузнечик, летит, а не птица,
везет, а не конь. (Самолет.)
Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".
Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.
Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.