Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель изучения: изучение теоретического аспекта проблемы речевой культуры педагога как фактора развития речи детей дошкольного возраста.
Объект изучения: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: речевая культура педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Особенности развития речи детей дошкольного возраста……..6
Общая характеристика понятия речевая
культура педагога……………………………………………………13
Компоненты речевой культуры педагога……………………….17
Требования к речи воспитателя………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовой по развитию речи, педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….3

  1. Особенности развития речи  детей дошкольного возраста……..6
  2. Общая характеристика понятия речевая

 культура педагога……………………………………………………13

  1. Компоненты речевой культуры педагога……………………….17
  2. Требования к речи воспитателя………………………………….21

Заключение…………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………………....32

Приложение………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значение речи педагога в  постижении молодым поколением законов  развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений  с людьми — факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Деятельность преподавателя  сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась  психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой  и другими.

Речевая деятельность в педагогическом процессе, по словам А.Н. Ксенофонтовой, выполняет важную задачу создания условий  для стимулирования и проявления активной позиции учащегося. Субъективность позиции учащихся выражается в форме  конструктивных предложений, в способности  проявить самостоятельность в речевых  выражениях. Преподаватель опирается  на речевую активность студентов, их самостоятельность и творческие возможности.

Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной  сферы человеческой деятельности, общения  людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую  деятельность как фундаментальную  и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как  А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей  речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать  такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно  и беспрепятственно".

Характерной особенностью детей дошкольного  возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить  критически, дети этого возраста подражают  всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более  всего тем людям, которые непосредственно  с ними связаны, к которым у  детей сложилось положительное  отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё  является образцом для детей. Своеобразие  мышления и восприятия детей, связанное  с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей  родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими  людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Все выше сказанное обуславливает актуальность темы работы: «Речевая культура педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста.

Цель  изучения: изучение теоретического аспекта проблемы речевой культуры педагога как фактора развития речи детей дошкольного возраста.

Объект  изучения: развитие речи детей дошкольного возраста.

Предмет изучения: речевая культура педагога.

Задачи изучения:

    1. Рассмотреть особенности развития речи детей дошкольного возраста;
    2. Изучить общую характеристику понятия речевая культура;
    3. Изучить основные компоненты речевой культуры педагога;
    4. Изучить и рассмотреть на примерах требования к речи педагога.

Методы изучения: анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы по теме исследования.

Практическая  значимость курсовой работы: Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры, изучение теоретического материала и использование его на практике будут способствовать росту его педагогического мастерства. Поэтому представленный материал в курсовой работе, является базой самообразования для развития речевой культуры педагога.

 

1.Особенности развития речи  детей дошкольного возраста

 

Потребность в общении, желание  узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о  чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его  стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают  маленького ребенка к активному  овладению языком.

С возрастом, все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми  в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как  сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как  сигнала, обобщающего на основе выделения  существенных признаков, и овладение  простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев – 2 года); овладение  ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 –3 г.); переход к овладению связной  и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. – 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет).

У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи — они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок  быстро накапливает свой чувственный  и практический опыт. Все более  разнообразными и содержательными  становятся виды деятельности ребенка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специально речевые занятия, а также повседневное общение со взрослыми в быту.

Понимание речи.

Возросшие возможности детей  успешно используют воспитатели  для дальнейшего развития их способностей, в том числе и для развития речи Развитие речи выражается, прежде всего, в том, что совершенствуется понимание речи ребенком. Дети слушают  достаточно сложные инструкции и  точно выполняют требуемые воспитателем действия (Г. И. Кислюк). Сказки, рассказы, стихи занимают все большее место  в жизни детей дошкольного  возраста. Речь сопровождает все виды их деятельности: наблюдение и рисование, музыкальные занятия и счет, труд и игры.

На пятом году жизни  дети понимают несложный сюжет сказки или короткого рассказа. Ребенок  среднего дошкольного возраста может  ярко представлять себе людей, их действия, переживания, о которых говорится  в рассказе, если, конечно, этот рассказ  понятен и построен на знакомых ребенку  образах.

Л.С. Славина в своем  исследовании показала, что даже трех-, четырехлетние дети с большой  эмоциональностью воспринимают рассказ  о куколке, которая осталась без  крыши над головой, после того как киска разрушила ее домик. Если рассказчик конкретизирует непонятное для ребенка условие («осталась  без крыши над головой»), поясняя, что негде было кукле спать, дождь  лил прямо на нее, и негде было от него спрятаться, то при такой подаче текста рассказ понятен ребенку. Понимание слушаемого рассказа быстро прогрессирует, открывая четырех, семилетнему ребенку богатейший источник получения новых знаний о жизни людей, явлениях природы [9].

Слушая речь других, рассказы и сказки, ребенок 4—6 лет начинает интересоваться не только их содержанием. Его внимание привлекает и форма, в которой выражено это содержание.

Освоение разговорной  речи.

Специальное внимание уделяют  воспитатели тому, чтобы дети точно, правильно и четко произносили  слова. Трех-, четырехлетний дошкольник часто говорит неправильно: шепелявит, гнусавит, сюсюкает. Такие искажения звуковой стороны речи не только делают ее некрасивой и непонятной другим. Дети пишут так, как произносят: «плавда» (правда) или «клужка» (кружка). Воспитатели специально упражняют детей в различении и точном воспроизведении трудных для артикуляции фонем, учат детей слуховому анализу слова. Дети должны указать, где звук «к» слышится в слове «каша», а где — в слове «мак». Сколько раз слышится звук «к» в слове «кошка»? Есть ли разница в словах «птичка прилетела» и «птички прилетели»? Подобные занятия хорошо упражняют детей в звукоразличении.

В процессе развития слушания у детей-дошкольников растет интерес  к слову, его звучанию, форме и  отношению к обозначенному предмету. Дети дошкольного возраста часто  сами придумывают новые слова, которых  нет в родном языке.

Некоторые авторы считают  создание новых слов произвольной выдумкой ребенка, которому якобы не хватает  слов, имеющихся в родном языке, для  выражения мыслей и желаний. Однако такое объяснение явно неудовлетворительно. Можно предположить, что нарастающая  у ребенка дошкольного возраста потребность в общении и познании «убегает вперед» и поэтому темп накопления словаря отстает от широты речевого общения ребенка. Ребенок  хочет, чтобы его поняли, хочет  что-то сказать товарищу или взрослому  об увиденном, о чем-то спросить. Он легко создает слово по образцу  тех, с которыми уже знаком, которые  слышал от взрослых.

Анализ детских словообразований (которые требуют специального исследования) показывает, что в их основе лежат  освоенные ребенком грамматические наблюдения, стереотипы, которые ребенок  применяет к новым словам в  аналогичных ситуациях. Он не может  знать, что в русском языке  существуют разные склонения и спряжения, род и число и к тому же много  слов, составляющих исключение из общих  правил.

Исследования и педагогическая практика показывают (О. И. Соловьева, М. Я. Покровская), что дети-дошкольники  удивительно чутки к словам и  особенно к грамматической форме слов. Желая сказать о чем-то очень маленьком, четырех-, пятилетний ребенок сам придумывает слово, используя интуитивно найденные соответствующие суффиксы: «мой козленочек», «бара-ночек», «свинчик» или «голова у него большущая, рот широчу-щий, зубы острючие и весь он громаднейший» [15].

Интерес к слову, возникающий  в середине дошкольного возраста, вызывает у пяти-, семилетнего ребенка  внимание к стихам, к образным выражениям, к поэтическим сравнениям и эпитетам. Заметные изменения происходят и  в освоении ребенком-дошкольником грамматического  строя языка. Расширяющееся общение  со взрослыми развивает у ребенка  умение подбирать слова и строить  предложения, которые будут правильно  поняты собеседником.

Развитие связной  речи.

В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она  экспрессивна, отрывочна. (А..М. Леушина). Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные  переживания, трех-, четырехлетний ребенок  говорит короткими, оборванными  предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей  или людей местоимениями и  говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события.

Специальное изучение разговорной  речи у детей от 3 до 5 лёт (В. И. Ядэшко) показывает, что одновременно с накоплением  словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить  предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием  его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед  репку... тянет, а вытянуть не может» [21].

Информация о работе Развитие речи у дошкольников