Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель изучения: изучение теоретического аспекта проблемы речевой культуры педагога как фактора развития речи детей дошкольного возраста.
Объект изучения: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: речевая культура педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Особенности развития речи детей дошкольного возраста……..6
Общая характеристика понятия речевая
культура педагога……………………………………………………13
Компоненты речевой культуры педагога……………………….17
Требования к речи воспитателя………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовой по развитию речи, педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать документ)
  1. человек неправильно произносит звуки в словах: вместо (што) говорит (что), вместо (вада) говорит (вода), вместо (смишново) говорит (смешного), т.е. произносит слова так, как они пишутся;
  2. неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях),

3) придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» (сильно), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»;

4) неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную, может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием, и т.д.[3]

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов  предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит  от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление  о стилях литературного языка.

Когда человек общается с  близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит  иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой  речью).

В работе с детьми дошкольного  возраста представление о стиле  речи должно соотноситься прежде всего  с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения  говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутье у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической {жилище - дом - квартира - жилплощадь - пристанище - приют - угол - гнездо - крыша над головой - обитель - кров -жилье); грамматической (идти полем - по полю - через поле; идущий - который идет; красивее - более красивый); фонологической (одну и ту же фразу, например Садитесь!, можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику - уважение или, напротив, неуважение). (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

Воспитатель, работая  над совершенствованием собственной  культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве  ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить о выразительны средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений. Знание синонимии родного языка не только поможет будущему педагогу улучшить собственную речь, но и позволит использовать ее как эффективный прием обучения: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старшей группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял.

Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции  звуков речи и их сочетаний, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т.д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи, будь то книжный или разговорный стиль.

Выводы  по главе.

Важность совершенствования  произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения, поскольку они обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т.е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Требования к речи воспитателя

 

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё  является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.  
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя? 
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, исследователи рекомендуют учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является  образцом для детей в широком  значении этого слова, прежде  всего — в разговорной речи, на основе которой происходит  повседневное общение ребёнка  с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая  речь воспитателя, упражняются  в овладении русским языком[1].

В практике же воспитатели  допускают ошибки при повседневном общения с детьми: воспитатель  разговаривает с детьми небрежно, Неграмотно, невыразительно.

Вот один из примеров. “Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда”, >— говорит воспитатель  детям Рядом стоящие дети утверждают: “И Нина взяла со старшей группы скакалку”. 
Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь.

Иногда воспитатель употребляет  специально педагогические, непонятные детям термины: “Сейчас будем  заниматься дидактическими играми”.

Нередко воспитатель допускает  ненужную авторитарность в обращении  к детям:

“Вова, я тебя сейчас удалю  из группы”. Или: “Люся, мне не нравится, как ты сидишь”.

Этими замечаниями педагог  не воспитывает ребёнка, не учит его  овладевать нужными навыками поведения  в любой обстановке, а фиксирует  внимание только на себе.

Недостатки, встречающиеся  в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с  трудом избавляются от них уже  в школе. 
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя? 
          1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению  к малышам надо избегать замечаний  и вместе с тем следует разговаривать  с ними более категорично, чем  со старшими, так как дети этого  возраста не могут осмыслить тех  доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь  ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим  детям.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным  выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей няни, которая  стирает нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность  речи воспитателя обязательна.  Но, к сожалению, очень часто  встречаются такие ошибки: “Возьми  со старшей группы” (здесь  предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не  клади”). “Сложь скатерти и положь  их на место”. “Я тебе сказала,  а ты обратно не слушаешь”.

При речевом общении с  детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная  речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает  их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Во время обеда в  младшей группе воспитательница  обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям  повторяется много раз, дети не реагируют.

В этой же группе другая воспитательница  совсем по-иному вызывает у детей  положительное отношение к еде:

“Какой сегодня вкусный  суп! Посмотрите, какой красивый зелёный  горошек, бери его скорей на ложку. Вот  так. Вкусно” Ребёнок соглашается. 
Или: “Наташа у нас сегодня умница - научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. 
Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

Речевой образец воспитателя  на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.

Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. 
Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем, нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.

Пример. Воспитательница  в старшей группе проводит занятие  по рисованию. Она говорит детям: “Сегодня вы будете рисовать две девочки (вместо двух девочек) с санями. Вы все  уже знаете, так как недавно  рисовали мальчиков. А сейчас мы все  повторим, с чего надо начинать”.Ребёнок  повторяет. Воспитательница подтверждает сказанное ребёнком: “Совершенно правильно, надо рисовать с головы, а потом с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч...”

Затем воспитательница продолжает: “Совершенно верно, туловище надо, а то девочки упадут. Давайте договоримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек”.

На занятии в младшей  группе воспитатель указывает трёхлетнему  ребёнку: “Это говорит о том, что  ты не аккуратный” (ребёнок рисует первый раз красками).

Из этих примеров видно, что  воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой  задачи сделать обращённое слово  образцом для подражания, а говорит  небрежно, не думая. 
Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Если при рисовании  зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным  пояснением, без которого дети с  трудом выполняют задание, то на занятиях по русскому языку образец имеет  ещё большее значение, потому что  дети овладевают всеми сторонами  речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя. 
Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.

Ребёнок младшей группы обращается к воспитательнице: “Завтра было праздник”. “Завтра будет праздник”, — поправляет воспитательница. 
В этом примере на образце речи воспитателя, ребёнок приобретает умение выражав свою мысль, слышит правильное звукопроизношение. 
Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя. 
Вот воспитательница во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явлениями в природе.

“Дуют сильные ветры, —  говорит она. — Стало холодно, идут дожди, на земле лужи. Листья с  деревьев опали. В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”.

Сопровождая наблюдение детей  словом, воспитательница применяет  образец в целях уточнения  и систематизирования знаний детей. 
В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца.

Применяя образец в  обучении детей русскому языку, мы воспитываем  у детей культуру слушания, повышаем в них интерес к слову. 
Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитательница выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства. 
При проведении беседы об осени, подытоживая высказывания детей, воспитательница говорит:

— Да, дети, осенью Птицы  собираются в большие стаи я улетают  на юг, в тёплые края. Одна советская  писательница видела перелёт журавлей и написала про них такое стихотворение:

Информация о работе Развитие речи у дошкольников