Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель изучения: изучение теоретического аспекта проблемы речевой культуры педагога как фактора развития речи детей дошкольного возраста.
Объект изучения: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: речевая культура педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Особенности развития речи детей дошкольного возраста……..6
Общая характеристика понятия речевая
культура педагога……………………………………………………13
Компоненты речевой культуры педагога……………………….17
Требования к речи воспитателя………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовой по развитию речи, педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать документ)

Жалко мне цветных полянок и журавликов - моих. 
Только я тужить не стану, — а весною встречу их...

М. Познанская

Эмоциональная сторона образца  повышает культуру слушания, воспитывает  у детей желание самим что-нибудь рассказать. 
Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. 
“Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее. 
Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

Требования, предъявляемые  к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий.

Речевой образец воспитателя  на занятиях должен применяться при  осуществлении всех задач в работе по языку. 
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца  в обучении детей рассказыванию  разнообразна.

В младшей и средней  группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши ещё не владеют  самостоятельными навыками рассказывания. 
В старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять.

Слушая рассказ воспитателя  по картине (старшая группа), дети могут  целиком подражать образцу, а  могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец воспитателя, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребёнок привлекает свой речевой опыт. 
Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой. После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине. 
Вот образец такого рассказа по картине “Шар улетел”. “Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за дерево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке”.

Воспитательница предлагает детям повторить рассказ. В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи.

В творческом рассказе воспитателя  допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения  о том, почему и как произошло событие.

Пример. “В доме жила маленькая  девочка с мамой. Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг запахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь.

Пожарные быстро подъехали  к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж. 
Пожар становился сильнее, но пожарные смелые и ловкие. Они спасли девочку из горящего дома”.

Данный образец творческого  рассказа воспитателя раскрывает не только эпизод картины, но и переживание  девочки, а также воспитывает  у детей уважение к труду пожарных.

Образцом может служить  литературное произведение.  
Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

Образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и  звуковой культуре. 
При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. 
Например, в игре “Зоосад” дети упражняются в изменении слов по падежам. 
При проведении этих игр воспитатель даёт словесный образец, которому дети подражают.

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические и практические изыскания посвящены в основном профессиональному становлению  и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.

Работая многие годы непосредственно  с речью детей дошкольного  возраста, наблюдая за процессом общения  воспитателей с детьми, родителями была выявлена проблема: необходимость  повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.

Проблему обогащения опыта воспитателей и активизации их коммуникативно-речевых умений решили практически, организовав методическую работу в ДОУ № 40. ( См. Прил. 1-3).

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя  к детям.

1. Воспитателю надо не  только дать речевой образец  детям, но и проверить, как  овладели им дети (для этого  используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать  у детей интерес к умению  правильно говорить (применяя поощрения,  пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически  контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять  ошибки[5].

Серьёзное внимание нужно  уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя  при обучении детей может быть использован только тогда, когда  речевая культура самого воспитателя  безупречна.

Выводы по главе.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются  при произношении тех слов, которые  они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости  от свойств описываемого события, так  как это делает воспитатель в  своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать  речь воспитателя, тем правильнее будет  развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в  раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря  можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет  более готов к школе. Легче  будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет  проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.  

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие речи и словаря  детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. 
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. 
Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Заботясь об обогащении лексикона  детей, мы должны понимать, что и  слова, усваиваемые детьми, распадаются  на два разряда. В первый из них, который  можно назвать активным запасом  слов, входят те слова, которые ребенок  не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет  в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые  человек понимает, связывает с  определенным представлением, но которые  в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Обогащение и активизацию  словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в  дальнейшем нужно еще более усовершенствовать  его и увеличивать. Только у ребенка  обладающего богатым словарным  запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Основную часть своего времени дети проводят в детском  саду с воспитателями. Речь воспитателя  является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при  произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Агофонова. И.Н.  Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. –272 с.
  4. Баймуратова Б.Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе. – Алматы; 2001 г. – 203 с.
  5. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. –М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
  6. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания для развития речи дошкольников. М., 2009. – 167 с.
  7. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. - 2009. - N 3. - С. 83-89.
  8. Котова И.Б. Общая психология : учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич . - М. : Дашков и К' , 2008. - 478 с.
  9. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.
  10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи : учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов . - М. : Академия , 2002. - 272 с.
  11. Михайлова. З.А.   Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990
  12. Новоторцева Н.В.,“Развите речи детей”. Москва: “Лайнер”. 2002 – 145
  13. Обухова А.Ф. “Детская психология”. ”Тривола”, Москва, 2005. – 238 С.
  14. Селезнева Е.П. Развитие речи детей, Москва, Просвещение, 1984
  15. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2006 г.
  16. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. – М.: Педагогика, 2008 г.
  17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2005 г., 216 с.
  18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. –М.: Педагогика, 1988 г
  19. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007 г.
  20. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 560 с.
  21. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. и др. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 


Информация о работе Развитие речи у дошкольников