Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа
Цель изучения: изучение теоретического аспекта проблемы речевой культуры педагога как фактора развития речи детей дошкольного возраста.
Объект изучения: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: речевая культура педагога.
Введение……………………………………………………………….3
Особенности развития речи детей дошкольного возраста……..6
Общая характеристика понятия речевая
культура педагога……………………………………………………13
Компоненты речевой культуры педагога……………………….17
Требования к речи воспитателя………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………
Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают об увиденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, в колхозе, тем быстрее развивается у них связная речь.
В семье и в детском
саду под руководством воспитателей
дети учатся говорить выразительно. Для
этого они должны уметь подбирать
«красивые» слова и произносить
их разным тоном. Решение этой задачи
также требует чуткости ребенка
к речи взрослых. Передавая разными
интонациями, темпом, акцентировкой, паузами,
усилением или ослаблением
Формирование внутренней речи.
Развитие разговорной связной и выразительной речи теснейшим образом связано с формированием внутренней речи.
Внутренняя речь, составляя основу и внутренний план разговорной грамотной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений. Особенно отчетливо внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.
Как показывают исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т.е. как беззвучную разговорную речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный слухо-речевой образ. Некоторые слова замещаются образами соответствующих вещей [8].
Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка [20].
Внутренняя речь наиболее
отчетливо проявляется в
Речь ребенка, адресованная
к самому себе, является переходом
внешней разговорной речи во внутреннюю.
Этот переход совершается у ребенка
в условиях его практической проблемной
деятельности, когда возникает потребность
и необходимость осмыслить
Исследования показали, что
переход разговорной речи во внутреннюю
совершается в проблемно-
Педагоги-дошкольники
Выводы по главе.
Развитие речи у ребенка
совершается как процесс
Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка.
2.Общая характеристика понятия речевая культура педагога
Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания молодежи. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства.
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь учителя» (синоним — «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — устные высказывания. Устная речь педагога — это речь, создаваемая в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтения вслух параграфа учебника).
Педагогическая речь призвана обеспечить:
а) продуктивное общение, взаимодействие
между педагогом и его
б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
С понятием «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.
Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
К сожалению, в речи современного
педагога много штампов, речь недостаточно
образна и выразительна (в смысловом
аспекте), преобладают простые
В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.
Но в работе современных педагогов встречаются типичные ошибки:
- педагоги излишне много
говорят сами, не обеспечивают
активную речевую практику
- у детей не формируется
умение слушать других. Речевая
активность это не только
- педагоги повторяют детские
ответы, и дети не привыкают
говорить ясно, достаточно громко,
понятно для слушателей. Целесообразно
эмоционально откликаться на
детские высказывания и
- очень часто педагоги
требуют от ребенка только
«полных» ответов. Ответы
Дети часто выделяют среди
педагогов «любимых» и «
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Культурные и методические требования к речи педагога строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста, отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
Выводы по главе.
К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития
дошкольника зависит от качества
речи педагогов и от речевой среды,
которую они создают в
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи - нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи - называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.
Арушанова А.Г. выделяет недостатки культуры речи, которые проявляются в том, что: