Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель изучения: изучение теоретического аспекта проблемы речевой культуры педагога как фактора развития речи детей дошкольного возраста.
Объект изучения: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: речевая культура педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Особенности развития речи детей дошкольного возраста……..6
Общая характеристика понятия речевая
культура педагога……………………………………………………13
Компоненты речевой культуры педагога……………………….17
Требования к речи воспитателя………………………………….21
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовой по развитию речи, педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать документ)

Освоение грамматики, в  том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают об увиденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, в колхозе, тем быстрее развивается у них связная речь.

В семье и в детском  саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно. Для  этого они должны уметь подбирать  «красивые» слова и произносить  их разным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка  к речи взрослых. Передавая разными  интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем  он рассказывает, воспитатель стремится  вызвать у ребенка соответствующие  переживания, возбудить сходные  чувства, создать определенное настроение.

Формирование  внутренней речи.

Развитие разговорной  связной и выразительной речи теснейшим образом связано с  формированием внутренней речи.

Внутренняя речь, составляя  основу и внутренний план разговорной  грамотной речи, осуществляет функцию  планирования, предвосхищения высказываемых  вслух предложений. Особенно отчетливо  внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.

Как показывают исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т.е. как беззвучную разговорную  речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это  усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато  ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный  слухо-речевой образ. Некоторые слова  замещаются образами соответствующих  вещей [8].

Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних  детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка [20].

Внутренняя речь наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности ребенка, особенно тогда, когда он встречается с затруднениями. В деятельности речь ребенка приобретает  разные формы. Аккомпанементом совершаемого ребенком действия может быть речь-игра. В этом случае ребенок говорит  длинными, развернутыми, эмоционально насыщенными предложениями. В проблемной ситуации ребенок использует и речь-вопрос, речь-сомнение, речь-утверждение. В  некоторых формах ориентировочной  деятельности эти словесные выражения  выступают только в виде поискового жеста.

Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом  внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка  в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность  и необходимость осмыслить выполняемое  действие и направить его на достижение какой-то практической цели.

Исследования показали, что  переход разговорной речи во внутреннюю совершается в проблемно-практической ситуации и происходит у ребенка  четырех-, пятилетнего возраста.

Педагоги-дошкольники справедливо  придают огромное значение развитию речи детей, видя в ней условие  повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного  и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий  его готовности к обучению.

 

 

Выводы по главе.

Развитие речи у ребенка  совершается как процесс овладения  родным языком, богатством его словаря  и грамматических форм, необходимых  для понимания каждым человеком  других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в  процессе повседневного общения  ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общая характеристика понятия речевая культура педагога

 

Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания молодежи. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического  мастерства.

Ученые Ф.Н. Гоноболин  и Т.А. Ладыженская утверждают, что  словосочетание «речь учителя» (синоним  — «педагогическая речь»), как  правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают  как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат  этого процесса — устные высказывания. Устная речь педагога — это речь, создаваемая в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтения вслух параграфа учебника).

Педагогическая речь призвана обеспечить:


а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие  учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции  их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию  учебной и практической деятельности учащихся.

С понятием «педагогическая  речь» тесно связано понятие  «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в  работе «Педагогическое общение» под  коммуникативным поведением подразумевает  не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической  атмосферы общения педагогов  и учащихся, стиль их работы.

Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому к  речи педагога предъявляются высокие  требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство  интонаций, неторопливость, достаточная  громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические  движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом  аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение  уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического  мастерства.

В течение всего дня  педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к  речи детей. Так как при любых  нарушениях или отклонениях в  развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить  детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Но в работе современных  педагогов встречаются типичные ошибки:

- педагоги излишне много  говорят сами, не обеспечивают  активную речевую практику детей.  Речевая активность педагога  превалирует над детской. Важно  обеспечить речевую активность  всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся  ребенку;

- у детей не формируется  умение слушать других. Речевая  активность это не только говорение,  но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать  и понимать речь, обращенную ко  всем, слышать педагога с первого  раза. Не следует повторять один  и тот же вопрос несколько  раз;

- педагоги повторяют детские  ответы, и дети не привыкают  говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. Целесообразно  эмоционально откликаться на  детские высказывания и обобщать  сказанное детьми, используя образную  лексику;

- очень часто педагоги  требуют от ребенка только  «полных» ответов. Ответы детей  могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от  вопроса: на репродуктивный вопрос  – краткий ответ, подчас однословный.  На поисковый вопрос – развернутый  ответ. Вопросы типа: Почему? Как  ты считаешь? Что тебе запомнилось?  … предполагают развернутые высказывания  детей, состоящие из одного  или нескольких предложений.

Дети часто выделяют среди  педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим  ученикам так «классифицировать» своих  преподавателей, является их речевое  поведение.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что  речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех  не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение  по отношению к речи педагога, работающего  с детьми дошкольного возраста.

Культурные и методические требования к речи педагога строгое  соответствие содержания речи воспитателя  возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста, отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Такие исследователи, как  А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей  речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать  такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно  и беспрепятственно".

Выводы по главе.

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 

 

  1. Компоненты речевой культуры педагога

 

В современных исследованиях  проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации[7].

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя  детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о  совершенствовании своей речи - нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи - называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Арушанова А.Г. выделяет недостатки культуры речи, которые проявляются в том, что:

Информация о работе Развитие речи у дошкольников