Развитие самоорганизации старших дошкольников в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Теоретическое обоснование проблемы самоорганизации в дошкольном возрасте……………………………6
1.1 Понятие самоорганизации, саморегуляции, произвольности……………...6
1.2 Педагогическое обоснование проблемы формирования самоорганизации дошкольников в подвижной игре…….9
2. Влияние подвижных игр на формирование самоорганизации старших дошкольников…………………………………….13
2.1 Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте….13
2.2 Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника……..16
2.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая!!!.docx

— 55.64 Кб (Скачать документ)


 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..…….3

1.Теоретическое обоснование  проблемы самоорганизации в дошкольном  возрасте……………………………………………………………………….……6

1.1 Понятие самоорганизации,  саморегуляции, произвольности……………...6

1.2 Педагогическое обоснование  проблемы формирования самоорганизации  дошкольников в подвижной игре………………………………………………..9

2. Влияние подвижных игр  на формирование самоорганизации  старших дошкольников…………………………………………………………………....13

2.1 Игра как ведущий  вид деятельности в старшем  дошкольном возрасте….13

2.2 Роль игровой деятельности  в психическом развитии дошкольника……..16

2.3 Роль подвижных игр  в формировании волевых качеств  личности дошкольника……………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.

Новый этап развития мировой  педагогической мысли изменил общий  взгляд на образование в направлении  его гуманизации, определяющей приоритет  общечеловеческих ценностей, создания условий для свободного развития личности. Подверглись пересмотру отношения  к ребенку как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепился статус субъекта образования. Педагогическая поддержка детской  индивидуальности рассматривается  как главная цель образования. Важное значение придается персонализации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального  развития. На передний план выступил принцип  субъект-субъектных отношений, который  предполагает, что только в условиях равноправного сотрудничества и  взаимодействия возможно эффективное  формирование личности. Данная задача решается через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются  его возможности активно и  творчески участвовать в этом процессе, осознавая собственный  опыт и пользуясь им в различных  видах деятельности.

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях  Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает  индивидуальные особенности психики  и поведения, позволяющие ему  быть неповторимой личностью. Но для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.

Одним из средств развития самоорганизации являются подвижные  игры. Подвижные игры важны для  всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают  движения детей, но и в том, что  побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Значения подвижной  игры для гармоничного развития детей, проблемы внедрения ее в практику работы дошкольных учреждений изучают  психологи и педагоги. Основоположник теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт - уделял важное значение подвижным  играм с правилами - как средству развития самоорганизованности, дисциплинированности, воли у детей. Э.С. Вильчковский работал  над проблемой использования  подвижных игр в разных возрастных группах, организация и руководство  подвижными играми с детьми дошкольного  возраста. Психологи и педагоги Хухлаева Д.В., Денисенко, В.А. Шишкина, Е.Н. Вавилова, Л.И. Колесникова, М.В. Лейкина, Е.А. Тимофеева  обосновали, раскрыли, экспериментально проверили влияние подвижных  игр на полноценное развитие и  доказали влияние подвижных игр  на развитие у детей основных движений и двигательных качеств. Таким образом, подвижные игры являются важным средством  физического воспитания детей дошкольного  возраста.  Проблемой  педагогических условий развития самоорганизации  дошкольников в подвижной игре особенно подробно раскрыты Л. Карташовой в её статье «О самоорганизации детей  в подвижной игре».

Автор подчеркивает, что  еще недостаточно развита методика и нет конкретных рекомендаций, указывающих, каким образом обучать детей  способам самоорганизации. Тем не менее, анализируя раздел программы «Подвижные игры» мы видим, что программа нацеливает педагогов начиная уже со второй младшей группы, воспитывать у детей «умение самостоятельно объединяться для подвижной игры», а со средней — на «умение самостоятельно организовывать подвижные игры с небольшой группой сверстников».

 

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самоорганизации, самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий.

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов руководства подвижной игрой дошкольников в целях развития у них самоорганизации.

Объект исследования – личностные качества и способности к самоорганизации детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы и приемы развития у дошкольников личностных качеств и способностей к самоорганизации в подвижных играх.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень разработанности  данной проблемы в психолого-педагогической  литературе.

2. Определить сущность  понятий «самоорганизация, саморегуляция,  произвольность» и особенности  их формирования в дошкольном  возрасте.

3. Раскрыть роль игры  в воспитательном процессе.

4. Проанализировать роль  игровой деятельности в формировании  самоорганизации, саморегуляции  и других волевых качеств дошкольников.

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы самоорганизации  в дошкольном возрасте.

1.1 Понятие самоорганизации,  саморегуляции, произвольности.

 

По определению Запорожца  А.В., «Самоорганизация — интегральная совокупность природных и социально  приобретенных свойств, воплощенная  в осознаваемых особенностях воли и  интеллекта, мотивах поведения и  реализуемая в упорядоченности  деятельности и поведения». [13, c. 122] Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности.

Самоорганизация – это  показатель личной зрелости человека, интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в организации деятельности, поведения. В самоорганизации выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. [19]

Выделим основные условия, которые, на наш взгляд обеспечивают личностное становление ребенка.

Прежде всего, это обеспечение  самодеятельности детей. Образование невозможно дать. Еще А. Дистервег писал: «Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности... Можно наполнить чем-нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать» [10]. Воспитанник должен быть не только объектом воспитания, но и субъектом его. Реализуя это условие, взрослый предоставляет ребенку максимально возможную самостоятельность, активизирует его путем игровой мотивации или личностной заинтересованности.

Следующим важным условием считаем реализацию принципа самоорганизации детей.

Принцип самоорганизации  имеет в виду рациональную, осознанную самоорганизацию, под которой мы понимаем умение ребенка без систематического внешнего контроля, без помощи и  стимуляции со стороны взрослого  самостоятельно и рационально организовывать и проводить свою деятельность по осуществлению принятых целей. Самоорганизация  у ребенка дошкольного возраста связана с появлением у него такого важнейшего психического новообразования  как произвольность психических  процессов. Это происходит в старшем  дошкольном возрасте. С появлением у ребенка произвольности коренным образом должны измениться содержание и формы общения с ним, методы руководства детской деятельностью. В первую очередь это связано  с предъявлением требований к  результату детской деятельности. Становится возможным формирование у ребенка  умения воспринимать задачу, умения планировать  свою деятельность, формирование самоконтроля, самооценки. [24, c. 68]

Д.А.Леонтьев отмечал, что  психологические предпосылки превращения  индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции  деятельности.[19]

В связи с этим, можно  утверждать, что именно процесс становления  произвольности является магистральным  для развития личности ребенка.

В подавляющем большинстве  источников в качестве фундаментальной  характеристики, определяющей специфику  воли и произвольности человека, полагается осознанность, или сознательность поведения. Можно провести большое количество определений, в которых сознательность является основным качеством волевого и произвольного действия. При  этом осознание действия может происходить  как в форме сложных суждений, так и в форме элементарных ощущений, которые субъект считает  причиной своих движений. А.В.Запорожец, основываясь на мысли Сеченова, выдвинул гипотезу о том, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные благодаря тому, что они становятся ощущаемыми, т.е. осознаваемыми. М.И. Лисина в своем оригинальном генетическом исследовании подтвердила эту гипотезу. Это исследование до сих пор остается уникальным экспериментом по превращению  непроизвольных реакций в произвольные через целенаправленное формирование ощущаемости или осознанности собственных  движений. [21, c. 55]

Однако, несмотря на общепризнанную в отечественной психологии фундаментальность  этой проблемы и ее несомненную значимость для практики воспитания детей, интерес  к проблеме развития произвольности за последние годы заметно снизился. Научная неразработанность этой проблемы отражается на практике воспитания детей. Большинство имеющихся методических рекомендаций ограничиваются лишь некоторыми советами адресованные педагогам и  родителям. Эти рекомендации не дают конкретных приемов формирования воли и произвольности ребенка и общей  стратегии воспитания этих важнейших  качеств в личности.

Таким образом, развитие произвольного  поведения является актуальной целью  в научном отношении. Определение  сущности и специфики произвольного  и волевого поведения на разных этапах позволит выявить главные условия, способствующие формированию важнейших  качеств личности в дошкольном возрасте, и, следовательно, даст возможность для построения практической работы с детьми.

Произвольность как функция  психики, всегда имеет элементарные формы и предпосылки своего развития на предыдущем этапе, а потому, провести жесткий водораздел между наличием и отсутствием произвольности (и  воли) нельзя. Однако в раннем онтогенезе этот процесс осуществляется не в  индивидуальной жизни ребенка. Поэтому  в дошкольном возрасте рассматривать  волю и произвольность изолированного ребенка нельзя. На каждом этапе  возрастного развития взрослый открывает  перед ребенком новые аспекты  деятельности, которые становятся его  мотивами, и новые средства овладения  своим поведением.[22]

Информация о работе Развитие самоорганизации старших дошкольников в подвижной игре