Развитие самоорганизации старших дошкольников в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Теоретическое обоснование проблемы самоорганизации в дошкольном возрасте……………………………6
1.1 Понятие самоорганизации, саморегуляции, произвольности……………...6
1.2 Педагогическое обоснование проблемы формирования самоорганизации дошкольников в подвижной игре…….9
2. Влияние подвижных игр на формирование самоорганизации старших дошкольников…………………………………….13
2.1 Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте….13
2.2 Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника……..16
2.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая!!!.docx

— 55.64 Кб (Скачать документ)

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Дошкольный возраст –  период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит  от импульсивного, ситуативного поведения  к личностному, опосредованному  каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и  регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в  рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым  образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.[29]

К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую  ступень в развитии произвольности и самосознания.

Преимущество игры перед  любой другой детской деятельностью  заключается в том, что в ней  ребёнок сам, добровольно подчиняется  определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение  ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра – это практически  единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и  творческую активность.

И в то же время, именно в  игре дети учатся контролировать и  оценивать себя, понимать, что они  делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение  современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых  игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают  обязательным их выполнение. Они перестают  соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. [5, c. 117]

А ведь именно это самостоятельное  регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение  осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные  дети не овладевают правилами поведения  – бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться  к ним.

Главное преимущество игровых  правил заключается в том, что  они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление  о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать  о том, что у современных детей  игра перестаёт быть «школой произвольного  поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту  функцию не может.[12, c. 15]

А ведь произвольность –  это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись  игры, дети не приобретают всего  этого. В результате их поведение  остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Игра для дошкольников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Развитие дошкольников средствами игры будет эффективно при условии: систематического использования игровых  методов и приемов в образовательном  процессе; учета возрастных и психологических  особенностей детей дошкольного  возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности [15, c. 21].

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться  только в форме игры. Обучение требует  применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании  с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в  разных условиях.

Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет  развивать внимание и память, создает  условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических  возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса.

Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов  и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила  этих отношений, разбираться в многообразном  мире человеческих эмоций и желаний. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка  внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого  своего мира. [16]

В игре ребенок принимает  на себя определенную роль, т.е. действует  так, как должен поступать выбранный  им персонаж. Таким образом, ребенок  учится действовать в соответствии с определенными правилами, и  добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе.

В игре зарождается и развивается  воображение, складываются представления  ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже  может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы. [17, c. 21]

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к  ее достижению, общие переживания. [23, c. 22]

Задача воспитателя состоит  в том, чтобы сделать каждого  ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет  таких строгих правил, такой обусловленности  поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства  и мысли поставленной цели.

Игра для детей –  своеобразная «экспериментальная площадка»  для знакомства с предметным и  социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей [29].

Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Главные педагогические задачи, которые  решаются в этой возрастной группе, направлены на:

– создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжето-сложения;

– формирование у детей  умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;

– освоение ими позиции  субъекта игровой деятельности;

– поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др. [25, c. 34]

Таким образом, в игровой  форме прививаются дошкольникам знания из разных областей наук, в детском  саду ребенок учится выполнять различные  действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе дидактической игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его воспитатели и родители.

Вышесказанное свидетельствует  о том, что игры являются значимыми  для развития самоорганизации детей  дошкольного возраста.

 

2.3 Роль подвижных  игр в формировании волевых  качеств личности дошкольника

Один из основателей системы  физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что «Игра  дает ребенку ту полноту жизни, которую  он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного  воспитания».[16]

Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место отводил подвижным  играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится  к жизни. [16]

Большую часть своего времени  дети старшего дошкольного возраста заняты не общением, учением или  домашним трудом, а игрой, в ней  идет процесс воспитания в той  же мере, что и в остальных видах  деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении или труде  у ребенка недостает тех или  иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации  таких игр, где соответствующие  качества могли бы проявиться и развиться.

Подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего  содержания, морально-волевых качеств.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность  приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только родившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения  нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных  факторов, действовать на основе своих  взглядов и побуждений. [19]

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным  направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад  в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные  игры ведут к закреплению у  ребенка необходимых волевых  качеств личности. Коллективные подвижные  игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции  поступков.

Работа со старшими дошкольниками  обнаруживает их психологическую потребность  в прохождении всевозможных испытаний  для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под  волевыми качествами будем подразумевать  особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических  условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Традиционно  в психологии изучают волевые  качества личности через проявление физического усилия. [6]

Представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством  различных игр. Признаками настойчивости  является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно  преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели.[10]

Вышеперечисленные волевые  качества можно развить у детей  младшего школьного возраста с помощью  подвижных игр-соревнований. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или  поступка; выполнение принятого решения  без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений  в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной  обстановке. В играх на развитие решительности определяется время  между сигналом воспитателя к  началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.

Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность  можно формировать и развивать  у детей довольно не сложными играми.

Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных  ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном  возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Различают игры большой, средней  и малой подвижности. Степень  подвижности определяется интенсивностью движений ребёнка в игре и его  активностью, а также количеством  активно действующих в игре детей. Подбирать игры к занятиям в соответствии с поставленными педагогическими  задачами нужно с учётом основных видов движений: ходьбы и бега, прыжков, бросания и ловли, ползания и лазания.[12, c. 28]

Информация о работе Развитие самоорганизации старших дошкольников в подвижной игре