Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Теоретическое обоснование проблемы самоорганизации в дошкольном возрасте……………………………6
1.1 Понятие самоорганизации, саморегуляции, произвольности……………...6
1.2 Педагогическое обоснование проблемы формирования самоорганизации дошкольников в подвижной игре…….9
2. Влияние подвижных игр на формирование самоорганизации старших дошкольников…………………………………….13
2.1 Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте….13
2.2 Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника……..16
2.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
По действиям играющих и по основной направленности можно распределить игры следующим образом: игры с элементами спорта, игры-эстафеты, игры с элементами психогимнастики, игры сотрудничества, игры на активизацию деятельности органов чувств, игры с использованием нестандартного оборудования.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
Игра есть первая деятельность, 
которой принадлежит большая 
роль в формировании личности. В 
играх дети отражают накопленный 
опыт, углубляют, закрепляют своё представление 
об изображаемых событиях, о жизни. 
Ребёнок, как и взрослый, познаёт 
мир в процессе деятельности. Занятие 
играми обогащают участников новыми 
ощущениями, представлениями и понятиями. 
Игры расширяют круг представлений, 
развивают наблюдательность, сообразительность, 
умение анализировать, сопоставлять и 
обобщать виденное, на основе чего делать 
выводы из наблюдаемых явлений в 
окружающей среде. В подвижных играх 
развиваются способности 
 
Заключение
Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствие, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, – всеми этими качествами характеризуется волевое поведение, или самоорганизация.
Особую роль в развитии 
воли у детей по всем перечисленным 
направлениям выполняют игры, причем 
каждый вид игровой деятельности 
вносит свой, специфический вклад 
в совершенствование волевого процесса. 
Именно подвижные игры ведут к 
закреплению у ребенка 
Игра формирует познавательную 
активность и саморегуляцию, позволяет 
развивать внимание и память, создает 
условия для становления 
Формирование волевых качеств, а, следовательно, самоорганизации старших дошкольников в процессе игровой деятельность процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и педагоги, и психологи, и родители учащихся.
Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на саморегуляцию, самоорганизацию и произвольность поведения дошкольников.
Произвольность является важнейшим качеством личности. У детей старшего дошкольного возраста произвольность формируется постепенно. Даже при поступлении детей в школу данное качество остается еще на невысоком уровне. При целенаправленной систематической работе, применяя разнообразные виды движений, упражнения, игры с правилами, занятия можно наблюдать повышение показателей, которые характеризуют произвольность.
Процесс развития волевого 
и произвольного поведения 
Развитие воли и произвольности заключается в изменении места регулятора поведения в структуре действия, а именно в его сдвиге с конца к началу действия.
В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящем в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами. В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:
1) развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимосвязи между целью действий и их мотивом;
3) возрастание роли самоконтроля в выполнении действий.
Информация о работе Развитие самоорганизации старших дошкольников в подвижной игре