Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:54, дипломная работа

Описание

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Содержание

Глава‭ ‬1.‭ ‬Проблема развития творческого воображения в педагогической‭ ‬науке и образовательной практике
Воображение‭ ‬как психолого-педагогический феномен
Особенности и приемы развития творческого воображения в‭ ‬младшем школьном возрасте
Педагогические условия,‭ ‬необходимые для эффективности‭ ‬развития творческого воображения в младшем школьном возрасте
Глава‭ ‬2.‭ ‬Экспериментальная работа по‭ ‬определению эффективности развития творческого воображения младших школьников средствами музыки
.1‭ ‬Цель и содержание экспериментального исследования
.2‭ ‬Результаты опытно-экспериментального исследования развития‭ ‬творческого воображения младших школьников на уроках музыки
.3‭ ‬Содержание развивающей программы по развитию воображение
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

pril.doc

— 459.00 Кб (Скачать документ)

   Структуру  исследования  можно  представить  в  виде  следующего  плана:

  • на  основании  изученной  литературы, методических  рекомендаций  и  требований  к  данной  возрастной  группе, мы  выбрали  те  параметры, по  которым  будем  оценивать  уровень  развития  творческого  воображения  старших  дошкольников;
  • для  эксперимента  отобрали  10 детей старшей группы  № 7;
  • для  проведения  сравнительного  анализа, сначала  провели  констатирующий  эксперимент  с  отобранными  детьми  для  определения  первоначального  уровня  подготовки  детей  по  выбранным  для  исследования  параметрам;
  • следующая  основная  и  объемная  часть  работы – это  подборка  игр  и  упражнений  для  развития  творческого  воображения  старших  дошкольников;
  • особое  значение  имеет  следующий  этап  работы – проведение  игр  и  упражнений  с  детьми;
  • для оценки  результатов проделанной работы  проводим  формирующий эксперимент в экспериментальной группе;
  • и  в  заключении  эксперимента  подводим  итоги  в  виде  сравнительного  анализа  результатов  полученных  в  формирующем  эксперименте  и  вывода  об  эффективности проведения  подобранных игр и упражнений.

   В  соответствии  с  темой  квалификационной  работы  основной  для  нас  является  психологическая  диагностика  старших  дошкольников, а  именно  развитие  воображения  на  момент  начала  эксперимента, что  и  будет  являться  констатирующим  экспериментом.

   Методика  № 1: «Дорисовывание фигур» [50, С.90-95].

   Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.

   Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

   Ход  исследования.

   Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные  они  потому, что каждую фигурку  можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем  дают  листок  с  фигуркой. После  того  как  ребенок  дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают  и  дают следующий  листок, последовательно предъявляя  все  10 карточек.

   Если  ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка  результатов.

     Для оценки уровня выполнения  задания каждым ребенком подсчитывают  коэффициент оригинальности (КО) - количество  неповторяющихся изображений. Одинаковыми  считаются изображения, в которых  фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают  изображения, созданные  каждым  из  детей  обследуемой  группы на основании одной  и  той  же  фигурки  для  дорисовывания. Если  двое  детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается  ни  одному  из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной  фигурки у самого  ребенка и ни  у кого  из  детей группы.

      По  горизонтали  расположены   фигурки для дорисовывания, по  вертикали – имена детей. Под  каждой фигуркой записывается, какие  изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по  вертикали (повторы по  одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний  КО  по группе (индивидуальные величины КО  суммируются  и  делятся  на  количество  детей  в  группе).

     Н и з к и й  у р  о в е н ь  выполнения  задания – КО  меньше  среднего  по группе  на  2  и  более   балла.

    С р е д н и й  у  р о в е н ь  –  КО  равен среднему  по  группе или на один балл  выше  или ниже  среднего.

    В ы с о к и й  у  р о в е н ь  –   КО  выше  среднего  по  группе  на  2  и  более балла.

   Наряду с количественной обработкой  результатов возможна качественная  характеристика  уровней  выполнения  задания.

    Можно  выделить  следующие   уровни:

   При   н и з к о м   у р  о в н е   дети  фактически  не  понимают  задачу: они или  рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

     При  с р е д н е м   у р о в н е  дети  дорисовывают  большинство  фигурок  однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим  ребенком  или  другими  детьми  группы.

     При  в ы с о к о м   у р о в н е  дети  дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные  рисунки (не  повторяющиеся  самим  ребенком  или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем  творческого  воображения.

   Анализ  результатов.

   В  результате  проведенной  диагностики  с  десятью  детьми  старшей  группы  на  начало  учебного  года  были  получены  следующие  результаты (табл. 1):

   Таблица  1

   Протокол  обработки  полученных  результатов

   на  начало  учебного  года

Ф. И.

ребенка

КО Фигуры  для  дорисовывания  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
1.  Ксюша С. 5 домик домик корабль дерево кошечка девочка моряк стакан кресло динозавр
2.  Никита  Т. 5 дом домик корабль буква К утка девочка человек горы мышка двойка
3.  Витя  Б. 4 бильярд дом кораблик дерево уточка человек бабочка жук штанга шляпа
4.  Алеша  К. 3 домик домик корабль дерево котенок с

бабочкой

девочка мальчик волна цифра 5 цифра 5
5.  Оля  Ш. 5 дом дом корабль елочка змейка принцес-

са

шарик облако просто

так

домик
6.  Вика  К. 5 домик домик домик дерево овечка Буратино бабочка сердечко тело кофта
7.  Поля  К. 3 домик человек тележка елка лошадь человек человек заяц домик валенок
8.  Даша  Ш. 5 телеви-

зор

мальчик корабль дерево лошадка девочка девочка бинокль стул лестница
9. Илья  М. 3 дом дом столб елка снеговик дом шапка зайка яблоко яблоко
10. Алиса  П. 7 дом ведро  лодочка   кустик зайчик девочка человек зубы культу-

рист

котик
 
 

Таблица  2

Коэффициент  оригинальности на  начало учебного  года

п/п

Имя  ребенка Коэффициент  оригинальности
на  начало  года
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Ксюша  С.

Никита  Т.

Витя  Б.

Алеша  К.

Оля  Ш.

Вика  К.

Полина  К.

Даша  Ш.

Илья  М.

Алиса  П.

5

5

4

3

5

5

3

5

3

7

 
   Количественная  обработка:

   средний  КО – 4,5;

   низкий  уровень – нет;

   средний  уровень – 90 %;

   высокий  уровень – 10 %.

   Качественная  характеристика  уровней:

   низкий  уровень – нет;

   средний  уровень – 90 %;

   высокий  уровень – 10 %.

   Таким  образом, в  данной  группе  преобладают  дети  со  средним  уровнем  развития  воображения (90 %).

     Методика № 2. «Придумай рассказ» [65, С.68].

   Цель: проанализировать  уровень  развития  творческого  воображения  детей  старшей  группы.

   Ход  методики.

   Ребенку дается задание придумать рассказ  о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

   Оценка  результатов.

      Таблица  3

Признаки 0  баллов 1  балл 2  балла
  1. Скорость  при-
думывания  рас-

сказа

Ничего  не при-

думал  за  1  мин.

На  придумыва-

ние  ушло  от  30

сек. до  1  мин.

Придумал  рас-

сказ  не  более,

чем  за  1  мин.

  1. Необычность,
оригинальность 

сюжета  рассказа

Ребенок  механи-

чески  пересказы-

вает  то, что  ког-

да-то  видел  или

слышал

Ребенок  привнес 

в  виденное  или 

слышанное  им 

что-либо  новое 

от  себя

Сюжет  полностью

Придуман  самим

Ребенком, необы-

чен  и  оригинален

  1. Разнообразие 
образов, использу-

емых  в  рассказах

Говорится  об  од-

ном  персонаже 

(событии,  вещи), с

очень  бедными 

характеристиками

Встречаются  два-

три  персонажа 

(вещи), и  все  они  характеризуются 

с  разных  сторон

Имеются  четыре

и  более  персона-

жа (вещи, собы-

тия), характеризу-

емые  с  разных 

сторон

  1. Проработан-
ность  и  детализа-

ция  образов,

представленных  в

рассказе

Персонажи (собы-

тия, вещи  и  т.п.)

только  называют-

ся  и  никак  не 

характеризуются

Не  только  назы-

ваются, но  и  еще

указываются  один

или  два  призна-

ка

Объекты, упомяну-

тые  в  рассказе,

характеризуются 

тремя  и  более 

признаками

  1. Впечатлитель-
ность, эмоцио-

нальность  обра-

зов, имеющихся  в

рассказе

Рассказ  не  произ-

водит  впечатле-

ния  на  слушателя

и  не  сопровож-

дается  эмоциями

со  стороны  рас-

сказчика

У  рассказчика 

эмоции  едва  вы-

ражены, а  слуша-

тели  эмоциональ-

но  слабо  реаги-

руют  на  рассказ

Рассказ  и  его  пе-

редача  рассказ-

чиком  эмоцио-

нальны  и  вырази-

тельны, а  слуша-

тель  явно  заряжа-

ется  эмоциями

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки