Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:54, дипломная работа

Описание

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Содержание

Глава‭ ‬1.‭ ‬Проблема развития творческого воображения в педагогической‭ ‬науке и образовательной практике
Воображение‭ ‬как психолого-педагогический феномен
Особенности и приемы развития творческого воображения в‭ ‬младшем школьном возрасте
Педагогические условия,‭ ‬необходимые для эффективности‭ ‬развития творческого воображения в младшем школьном возрасте
Глава‭ ‬2.‭ ‬Экспериментальная работа по‭ ‬определению эффективности развития творческого воображения младших школьников средствами музыки
.1‭ ‬Цель и содержание экспериментального исследования
.2‭ ‬Результаты опытно-экспериментального исследования развития‭ ‬творческого воображения младших школьников на уроках музыки
.3‭ ‬Содержание развивающей программы по развитию воображение
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

pril.doc

— 459.00 Кб (Скачать документ)
 

   Таблица  4

   Шкала  оценки  уровня  развития  воображения

Уровни

развития

Очень

низкий

Низкий Средний Высокий Очень

высокий

Оценка  в

баллах

0 2-3 4-7 8-9 10
 

   Анализ  результатов.

   Придуманные  рассказы  представлены  в  Приложении  2.

   Результаты  диагностики  по  методике  «Придумай  рассказ»  можно  увидеть  в  таблице 5.

   Таблица  5

   Оценка  уровня  воображения  на  начало  учебного  года

п/п

Ф.И. ребенка                                      Признаки Общее

кол-во

баллов

1 2 3 4 5
1. Ксюша  С. 1 1 1 1 2 6
2. Никита  Т. 1 2 1 2 1 7
3. Витя  Б. 2 0 1 1 2 6
4. Алеша  К. 2 0 1 1 2 6
5. Оля  Ш. 2 2 1 1 2 8
6. Вика  К. 1 1 1 0 1 4
7. Поля  К. 1 2 1 2 1 7
8. Даша  Ш. 1 1 1 0 0 3
9. Илья  М. 2 2 1 0 2 7
10. Алиса  П. 1 0 1 1 1 4
 

   В  результате  проведенной  диагностики  с  десятью  детьми  старшей  группы  на  начало  учебного  года  были  получены  следующие  результаты:

  • низкий  уровень  развития  воображения  был  выявлен  у  10 %  детей;
  • средний  уровень  развития  воображения  составили  80 %  детей  от  общего  количества;
  • с  высоким  уровнем – 10 %.

   Следовательно, в  данной  группе  преобладают  дети  со  средним  уровнем  развития  воображения (80 %).

   Таким  образом, проведенная  диагностика  позволила  не  только  определить  уровень  развития  воображения  детей  на  момент  начала  эксперимента, но  и  определить  направления  работы  с  данной  группой. 

    1. Комплекс  игр  и  упражнений  по  развитию  творческого  воображения  с детьми  старшего  дошкольного возраста
 

   Основу  развивающей  работы  по  развитию  творческого  воображения  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  составляют  творческие  сюжетные  игры. В  своей  совокупности  они  представляют  собой  блок  занятий, направленных  на  развитие   творческого  воображения [36]. Занятия  построены  в  доступной  и  интересной  форме  с  применением  метода  сказкотерапии.

   Развивающие  занятия  строятся  на  основе  игровых  ситуаций. Сюжеты  историй  и  сказок  объединяют  игровые  персонажи – сказочные  герои, придуманные  детьми. Они  «преодолевают  возникающие  проблемы  и  «усваивают»  приемы  саморегуляции  и  развития  творческих  способностей  вместе  со  своими  героями, путешествуя  по  «волшебной  стране». Сюжеты  сказок  придумывают сами  дети  в ходе  занятий. Сказки  сочиняются, обыгрываются  детьми  совместно с ведущим.

   Каждая  тема  сказки  прорабатывается  на  1-3  занятиях  с  использованием  разных  методов. Предложенные  ниже  задания, игры  и  упражнения  можно включать  в сюжет каждого занятия. Способ  подачи  материала может меняться  в зависимости от  особенностей  конкретной  группы  детей и от  темы  занятия.

   Структура  творческих  сюжетных  игр  предполагает  использование  каждого  развивающего  занятия  3-5  комбинированных  творческих  приемов  и  разных  методов, включающих:

  • фантазирование (на  основе  технологий, предложенных  Дж. Родари) [65];
  • изодеятельность (работа  с  цветом, формой, абстракцией – элементы  теории  решения  изобретательских  задач);
  • психогимнастику (развитие  невербальных  способов  общения, широты  эмоциональной  выразительности), техники  и  приемы  саморегуляции [79];
  • сказкотерапию (по  методике  Т.Д. Зинкевич  и  А.М. Михайлова);
  • элементы  групповой  дискуссии.

   Для  проведения  занятий  можно  использовать: рисунки, выполненные  детьми; магнитофон  и  аудиокассеты  с  музыкой  для  релаксации; ковер  на  полу; игрушки; материал  для  творческой  деятельности (краски, карандаши, восковые  мелки, бумага, пластилин и т.п.).

   Цель  занятий – развитие  воображения  и  творческого  потенциала  дошкольников; осознание  собственных  творческих  возможностей; преодоление  барьеров, препятствующих  актуализации  творческих  ресурсов. 
 
 

   Занятие  1. ПОФАНТАЗИРУЕМ? 

   Цель: развитие  воображения.

   Детям  предлагается  выполнить  ряд  упражнений  в  игровой  форме. 

  • «Кляксы» 

    Материалы: большой  лист  бумаги, краски, стакан  с  водой.

   В  Волшебной  стране  есть  необычный  город. Дракон  Бойся-Бой  превратил  всех  жителей  в  разноцветные  облака. Время  от  времени  в  городе  идет  дождь, и  капельки  разных  цветов  падают  на  землю. Надо  «оживить»  эти  капельки.

   Детям  предлагается  набрать  на  кисточку  побольше  краски  и  капнуть  на  лист.

   Бесформенное  пятно  нужно  дорисовать, чтобы  было  понятно, на  что  оно  похоже.

   Играющие  по  очереди  говорят, какие  предметные  изображения  они  видят  в  кляксах  или  в  отдельных  ее  частях. 

  • Упражнение  «Составление  рассказа  с  использованием  отдельных  слов» [61, С.96-97].

   Материал: набор  слов.

   Детям  предлагаются  отдельные  слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно  составить  связанный  рассказ, используя  эти  слова. Вначале  число  слов  ограничивается  до  3-4, затем  постепенно  увеличивается  до  7-10.

   Упражнение  можно  проводить  с  ограничениями, например, придумать  рассказ  со  словами, начинающимися  только  с  буквы  А  или  Б  и  т.д. 
 
 

  • Игра  «Цветные  сказки».

   Детям  предлагается  придумать, например, «розовую»  или  «зеленую  сказку. В  качестве  иллюстрации  читается  сказка  латышского  писателя  Иманта  Зиедониса  «Желтая  сказка».

   Желтая  сказка

       Солнце, как  яичный  желток, висело  над  землей. А  по  лучам  на  землю  шли  цыплята, и  все  они  были, конечно, желтые.

       Желтая  пчела  подлетела  к  цыпленку, стала  приглашать  его  в  свой  желтый  улей. Но  цыпленку  в  улей  никак  не  залезть: дырочка  маленькая.

       «Ладно, - подумал  он, - вот  желтые  бабочки  летают, полетаю  с  ними». Цыпленок  подпрыгнул, но  тут  же  вспомнил, то  у  него  крыльев  нет, полоски  какие-то  вместо  крыльев. «Стану  курицей, – мечтал  он, –буду  летать  высоко».

       А  солнце  сияло  на  небе, как  желтый  блин  с  такими  вкусными  хрустящими  краешками. Пчелы  летели  от  одуванчика  к  одуванчику  и  возвращались  в  свой  желтый  улей. Он  выглядел, как  огромная  желтая  библиотека. Рамки, будто  полки  до  потолка, и  все  наполнены  сотами. А  соты  похожи  на  желтые  шестиугольные  телевизоры, только  вместо  экранов  блестит  желтый  мед.

       До  самого  горизонта  желтели  луга – это  цвели  желтые  ветреницы  и  примулы, но  больше  всего  было  одуванчиков. Все  холмы  как  золотом  сияли  от  пушистых  нежно-желтых  шапочек  этих  солнечных  цветов.

       Тут  и  сам  я  не  удержался, взял  да  и  повалился  в  одуванчики. Опылился  желтой  пыльцой.

       Подошла  желтая  корова, подумала, что  я  одуванчик, да  и  съела  меня, желтого. Так  что  писать  дальше  нет  возможности. 
     
     

  • Игра  «Если  бы…» [2, С.95-97].

   Детям  предлагается  пофантазировать  на  самые  разнообразные  темы: «Если  бы  я  стал  невидимым» (для  чего  использовал  бы  это  свойство?»); «Если  вдруг  игрушки  оживут  и  заговорят» (о  чем  они  могут  рассказать?). В  качестве  примера  детям  читается  стихотворение  Бориса  Заходера  «Песня  игрушек».

                Дети  любят  игрушки.                     Мы  ребятам  прощаем

              Так  все  говорят!                              Любую  обиду…

    Ну  а  разве  игрушки                        Оттого-то, наверно,                

              Не  любят  ребят?                               Не  все замечают,           

              Очень  любят!                                     Как  игрушки  страдают,

    Души  в  них  не  чают!                     Тоскуют,

    Жаль,                                                   Скучают…

    Что  это  НЕ  ВСЕ замечают!           Оттого-то  не  знают

              Мы  молчим, мы  не  плачем,           (И  знать  не  хотят!),

    Когда  нас  бросают –                        Как  мы  верно  и  преданно

    Мы  ведь  знаем,                                 Любим  ребят!..

    Что  слезы                                           Ах, не  так  нам  обидно,

    От  беды  не  спасают…                    Когда  нас  ломают,

    Не  заметишь  обиды                         Как  обидно,

    По  нашему  виду –                            Что  нас  не  всегда  понимают. 

  • Игра  «Изобретатели» [2, С.109].

   В  основу  этой  игры  положен  метод  фокальных  объектов, суть  которого  заключается  в  перенесении  качеств  различных  объектов  на  исходно  выбранный  предмет. Например, нужно  придумать  необычный  стул. Детям  предлагают  назвать  два-три  слова, совершенно  не  имеющих  никакого  отношения  к  стулу, допустим, «кошка»  и  «книга», к  которым  необходимо  подобрать  по  3-5  качественных  характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.

   После  этого  приступают  к  основной  части  игры – придумыванию  нового  стула: все  вышеперечисленные  качества  переносят  на  исходный  предмет  и  выясняют: что  это  за  стул? Чем  он  интересен? Где  его  можно  использовать?

   Наше  занятие  окончено. Всем  спасибо!  

   Занятие  2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ 

   Цель: развитие  основных  мыслительных  операций, прогностического, практического, дивергентного  видов  мышления. 

  • Игра  «На  что  похоже?»  [2, С.50-52].

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки