Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:54, дипломная работа
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Глава 1. Проблема развития творческого воображения в педагогической науке и образовательной практике
Воображение как психолого-педагогический феномен
Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте
Педагогические условия, необходимые для эффективности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения младших школьников средствами музыки
.1 Цель и содержание экспериментального исследования
.2 Результаты опытно-экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки
.3 Содержание развивающей программы по развитию воображение
Заключение
Список литературы
Приложения
Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:
Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».
Прием
инверсии имеет, помимо развивающей,
воспитательную и коррекционную
цели. Несмотря на свою кажущуюся
трудность, он очень понятен
и близок детям в силу
особенностей их психического
развития – ведь они часто любят
делать наоборот. Но в некоторых
конфликтных ситуациях, в которых
ребенок стремится проявить
свою самостоятельность, победителем
обычно выходит взрослый. Победа
последнего нередко дорого обходится
ребенку, ибо она достигается за счет
подавления еще неокрепшей, незрелой
личности. Подлинные воспитательные
победы, имеющие решающее значение
для будущего детей, возможны
только на другом пути – укрепления
самостоятельности и инициативности
ребенка, его критичности к себе,
ситуациям, другим людям.
Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.
В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.
Поскольку
это занятие – последнее в
программе, то по его завершении
педагог вместе с детьми
подводит общие итоги, дети делятся
своими впечатлениями, говорят
об успехах своих и товарищей
по группе, отмечают то новое,
что они подметили в собственном
развитии.
Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса игр и упражнений, мы вновь провели диагностику творческого воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу игр и упражнений (в экспериментальной группе).
Формирующий
эксперимент проводился в той
же форме, по тем же параметрам,
использовались те же показатели,
что и в констатирующем эксперименте.
Результаты оформлены в таблицы
6, 7, 8, 9.
Таблица 6
Протокол обработки полученных результатов по методике «Дорисовывание фигур» на конец учебного года
Ф.
И.
ребенка |
КО | Фигуры для рисования | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1. Ксюша С. | 5 | ТV | дом | тарелка | яблоня | кошечка | дудочка | библио-
тека |
ромашка | башмак | жираф | |
2. Никита Т. | 5 | баня | дом | корабль | дерево | свинья | человек | кокос | динозавр | шарик | цифра 5 | |
3. Витя Б. | 4 | дом | дом | корабль | дерево | человек | колпак | шляпа | буква М | трактор | человек | |
4. Алеша К. | 3 | ТV | дом | кораблик | осина | собачка | гномик | профес-
сор |
зайчик | змея | валенок | |
5. Оля Ш. | 5 | дом | птица | корабль | дерево | собака | девочка | принцес-
са |
зайчик | кровать | мама | |
6. Вика К. | 5 | решетка | ворона | шифонер | дерево | собака | девочка | девушка | мальчик | зонтик | валенок | |
7. Поля К. | 3 | дом | девочка | дом | дерево | кошка | девочка | священ-
ник |
кочки | ступени | труба | |
8. Даша Ш. | 5 | окно | дом | корабль | яблоня | корова | девочка | колобок | волны | павлин | лебедь | |
9. Илья М. | 3 | контей-
нер |
домик | дом | липа | утенок | человек | человек | ракета | автобус | машина | |
10. Алиса П. | 7 | домик | замок | кораблик | яблоня | кот | девочка | моряк | заяц | лошадь | теленок |
Таблица 7
Коэффициент оригинальности на конец учебного года
№
п/п |
Имя ребенка | Коэффициент развития воображения |
на конец года | ||
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Ксюша С.
Никита Т. Витя Б. Алеша К. Оля Ш. Вика К. Полина К. Даша Ш. Илья М. Алиса П. |
7
7 4 4 5 6 5 6 7 7 |
Количественная обработка:
средний КО – 5,8;
низкий уровень – нет;
средний уровень – 60 %;
высокий
уровень – 40 %.
Качественная характеристика уровней:
низкий уровень – нет;
средний уровень – 60 %;
высокий уровень – 40 %.
Сравнительные
результаты диагностики по методике
«Дорисовывание фигур» также
представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительные результаты
№
п/п |
Имя ребенка | Коэффициент развития воображения | |
на начало года | на конец года | ||
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Ксюша С.
Никита Т. Витя Б. Алеша К. Оля Ш. Вика К. Полина К. Даша Ш. Илья М. Алиса П. |
5
5 4 3 5 5 3 5 3 7 |
7
7 4 4 5 6 5 6 7 7 |
Сравнительный
анализ результатов диагностики
на начало и конец года
позволяет увидеть, что уровень
развития воображения в группе
повысился на 30 %.
Проводимые в течение года игры и упражнения на развитие творческого воображения позволили не только формировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.
Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития творческого воображения дошкольника.
Экспериментальная
группа улучшила свои результаты
по всем пунктам проводимого
исследования (Приложение 4,5).
Выводы по второй главе
В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:
3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.
4.
Развитие воображения, творческих
возможностей – тонкий процесс,
пронизывающий все развитие
личности ребенка. Это мы
могли наблюдать и в
процессе нашей работы. Хотя
детям давались задания только
на развитие воображения, почти
у всех ребят исследуемой
группы произошли существенные
личностные изменения. Дети стали
более активными, инициативными, способными
к принятию самостоятельного
решения, к постановке новых
вопросов и к нахождению
собственных оригинальных ответов.
У них явно снизился страх
перед неудачей, перед возможным
критическим замечанием. Появилась
большая уверенность в себе,
в своих возможностях. В известной
степени у ребят сформировалась
привычка к свободному самовыражению.
Конечно, все эти особенности
отмечались у детей пока
еще только на занятиях.
Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
4. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.
6. Театрализованная деятельность представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, театрализованные игры.
Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки