Автор работы: t*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. На деле воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития воображения у младших школьников.
1. Определение понятие воображения, его функции. 5
2. Психолого-педагогическая характеристика воображения младших школьников. 8
3. Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. 10
4. Коррекционно-развивающее значение уроков изобразительного искусства во вспомогательной школы. 12
5. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Интерес к рисованию. 17
Глава II. Исследование методики диагностики воображение младших школьников.
1. Методика «Нарисуй что-нибудь». 22
Заключение 24
Список литературы
Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при равных условиях богаче должно быть воображение. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребёнка, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Ребенок
может вообразить себе гораздо меньше,
чем взрослый человек, но он больше
доверяет продуктам своего воображения
и меньше их контролирует, а потому
воображения в житейском смысле
этого слова, т. е., что является ненастоящим,
вымышленным, у ребенка, конечно больше,
чем у взрослого человека, но и характер
комбинаций, которые присоединяются к
этому материалу, их качество и разнообразие
значительно уступают комбинациям взрослого
[13].
1.
3 Особенности
изобразительной
деятельности младших
школьников.
В 1 класс приходят дети, получившие разное воспитание и разную подготовку к школе: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду.
Исследование развития изобразительной деятельности у учащихся 1 и 2 классов имеет особо важное значение. Здесь впервые закладываются у учащихся основы знаний и умений реалистического изображения.
На первой стадии развития изобразительной деятельности в школьном возрасте учащиеся еще не исправляют ошибок своих рисунков или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших кусков изображения. Самым обычным способом исправления рисунков в младшем школьном возрасте является выполнение этого изображения на новом листе бумаги.
Первый период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения. Рисунок для ребенка является перечислением описываемых деталей. Это явление объясняется тем, что учащийся старается наиболее полно рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображает каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями, был виден на рисунке [7].
Характерной особенностью изобразительной деятельности этого периода является то, что дети еще «не знают» трудностей изображения. Они охотно изображают любой предмет – это объясняется тем, что требования, предъявляемые детьми к своим рисункам, не идут далее простого узнавания изображаемого. Детей интересует главным образом, «что», а не «как» изображено. В выборе предмета изображения ребенок исходит из интереса к самому предмету, а не из легкости изображения.
Учащиеся 1 2 классов обычно без специального обучения не сопоставляют свой рисунок с оригиналом в процессе изображения. Если в 1 классе во время рисования с натуры спрятать кувшин, являющийся натурой, дети могут и не заметить его исчезновения. При систематическом обучении детей рисованию с натуры у них сравнительно быстро изменяется отношение к ней. Г. В. Лабунская, которая проводила экспериментальное обучение рисованию в 1 классе, отмечает, что уже во втором полугодии дети начинают понимать, что рисовать с натуры, не видя натуры, нельзя. О. И. Галкина экспериментально показала, что дети 3 класса уже очень хорошо справляются с задачей сопоставления своего рисунка и натуры. Переводы глаз с натуры на рисунок свидетельствуют об устанавливающемся контроле и проверке своего рисунка [7].
Наибольшей трудностью в обучении младших школьников рисованию с натуры является отсутствие общепринятой системы обучения. Часто во время рисования с натуры ребенок совершенно не знает, как ее изображать. Можно без преувеличения сказать, что 99% всех неправильностей изображения у младших школьников определяется отсутствием построения рисунка. Ученик рисует, как выйдет, а не строит по определенным расчетам. Уже в 1 классе для ребенка доступны такие простейшие расчеты – высота предмета равна десяти делениям линейки, а ширина – четырем или башенка имеет в высоту четыре кубика, а в ширину – два и т.п.
Небольшие задания дети
1.
4 Коррекционно -
развивающее значение
уроков изобразительного
искусства во вспомогательной
школе.
Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, которое вызывает к себе эмоционально- положительное отношение учащихся. В ней заключены большие возможности для эффективного воздействия на развитие умственно отсталых детей.
Особое значение имеет общий подход к рисованию как к учебному предмету в условиях специального обучения и воспитания. Основополагающая задача изобразительной деятельности во вспомогательной школе состоит не только в том, чтобы научить детей изображать какие- либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимально использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих умственно отсталым детям недостатков.
К началу школьного обучения олигофрены - дебилы не достигают того уровня восприятия, представлений, двигательной координации, который характерен для нормально развивающихся детей такого же возраста. Особенно нарушенными оказываются интеллектуальные компоненты деятельности, что закономерно ведет к изменению динамики общего развития умственно отсталых школьников [6].
Олигофренов отличает от учащихся начальной общеобразовательной школы более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития. Недостатки изображения предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интеллектом, длительное время и исправляются с большим трудом.
Для рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, характерны: весьма упрощенная передача формы и ее двухмерное отражение на плоскости; неполнота, фрагментарность изображения; значительные нарушения пропорций и примитивное, неправильное расположение частей изображаемых предметов, несоблюдение реальной окраски, тенденция к многократному повторению одной и той же формы (моторные персеверации); наличие большого числа нелепых изображений [5].
В различных видах рисования (с натуры, декоративное, тематическое) отчетливо проявляется своеобразие умственно отсталых школьников; недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения устанавливать определенные связи и отношения между его отдельными частями; недостаточно развитое умение использовать образец и обусловленные этим недостатки планирования при построении рисунка; слабо развитое умение самостоятельно находить и исправлять свои ошибки в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля; механическое (шаблонное) использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания; ограниченная способность рисовать по представлению ранее не изобравшиеся предметы и явления [6].
Систематические целенаправленные занятия обеспечивают у значительного большинства учащихся стойкую возрастную динамику как в характере изобразительной деятельности (повышается познавательная активность, устойчивость и организованность в работе, улучшается наблюдательность, совершенствуются элементы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение), так и в продуктах этой деятельности (увеличивается количество деталей и специфических признаков изображаемого, точнее передаются пространственные свойства, взаимное расположение и цвет объектов, улучшается техника рисунка).
Под влиянием изобразительной деятельности особенно большие изменения происходят в двигательной сфере школьников: совершенствуются произвольные графические действия, развивается саморегулирование движений, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на овладение техникой письма и формирование трудовых навыков. Предметные действия, осуществляемые детьми на уроках рисования в связи с обследованием объекта изображения, позволяют совершенствовать общую моторику, способствуют развитию активного осязания, установлению зрительно-кинестетических условных связей [13].
Уроки изобразительного искусства, их зрелищный характер, благотворно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы постепенно расширяются возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, повышается эмоциональная отзывчивость, появляется стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки.
Занятия
рисованием могут быть рационально
использованы как надежное средство
активизации речевой и
Развитие речи учащихся в процессе изобразительной деятельности может происходить только под руководством учителя и лишь при условии, что эта задача ставится как специальная [3].
В качестве педагогических средств усиления речевой активности школьников на всех этапах учебного процесса можно использовать различные приемы: побуждение ребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с целью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описание структуры); побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисунком; решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изображения между собой в процессе выполнения задания и т. п.
Наибольший
коррекционный эффект на занятиях рисованием
дает неосложненный исполнительной (графической)
деятельностью этап обучения, предваряющий
собственно изобразительные действия
учащихся. Имеется в виду комплекс педагогических
мероприятий, обеспечивающих включение
учащихся в активную работу и создание
материальной основы для осознанного
и целенаправленного выполнения рисунка.
Построенная с опорой на предметно-практическую
деятельность и рациональное использование
рецепторов ребенка (в сочетании со словом),
предварительная ориентировочно-
В
общей системе коррекционно-
Результативность продвижения первоклассников в пропедевтический период обучения зависит от соблюдения ряда требований. К ним относятся: насыщение всех этапов урока конкретной умственной и практической деятельностью самих учащихся; соединение предметно-практической деятельности школьников с деятельностью изобразительной; максимальное использование наглядно-действенных способов обучения в сочетании со словом; разнообразие и вариативность графических заданий, выполняемых в течение одного урока; эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности; систематическое направляющее и коррегирующее воздействие учителя.
Комплексный
подход к вопросам формирования элементарной
графической деятельности, предусматривающий
развитие у детей сенсорной, познавательной,
эмоционально-волевой и
В процессе эксперимента установлено, что основополагающим в работе каждого олигофренопедагога должно быть направленное руководство познавательной активностью школьников, несколько опережающее их графические действия, в совокупности с развитием речевой, эмоционально-волевой и моторной деятельности учащихся [5].