Развитие воображения у младших школьников с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности

Автор работы: t*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. На деле воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития воображения у младших школьников.
1. Определение понятие воображения, его функции. 5
2. Психолого-педагогическая характеристика воображения младших школьников. 8
3. Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. 10
4. Коррекционно-развивающее значение уроков изобразительного искусства во вспомогательной школы. 12
5. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Интерес к рисованию. 17
Глава II. Исследование методики диагностики воображение младших школьников.
1. Методика «Нарисуй что-нибудь». 22
Заключение 24
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курс-я Татки.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

        
 
 
 
 
 
 

      1. 5  Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Интерес к рисованию. 

      Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы,  особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Лишь в отдельных случаях можно услышать: « Я не знаю, что рисовать».

      Особую  активность учащиеся проявляют во время  «свободного» рисования, когда педагог  не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натуры определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы. Они охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе  [6].

      Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только на качественной стороне рисунков, но и на их тематике, которая оказывается крайне ограниченной.

      В рисунках, выполненных по желанию  самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что они умеют и что позаимствовали от своих товарищей  [9]. Обычно это заученные изображения (дом, машина, корабль, самолет, цветы и т. п.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между реальностью и изображением. Например, рисуя дом в несколько этажей, ученик изображает одну дверь, размер которой равен его высоте.

      Детей не интересует содержание - их  более  всего занимает сам процесс воспроизведения формы, которым они овладели.

      Иногда  рисунки детей состоят из одних  и тех же повторяющихся фигур. Чаще всего это квадраты, треугольники или круги неправильной формы.

      Характерно, что изображение одного и того же предмета может повторяться бессчетно. Это могут быть снежинки в виде крестиков или точек, звезды на небе, птицы, капли дождя и т. д. «Прилипчивость» к одному роду действий, «графическое пережевывание» одной и той же формы – черта, присущая умственно отсталым школьникам  [14].

      Ограниченность  тематики рисунков проявляется еще  и в том, что учащиеся очень  часто пользуются так называемыми  «графическими штампами», т. е. заученным  воспроизведением какой-либо картины. Чаще всего таким «штампом» является изображение дома, из трубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходящимися лучами.

      Учащиеся  коррекционной школы любят срисовывать (копировать) готовые изображения. Однако такое копирование картинок часто  приводит к сильному искажению оригинала. Некоторые рисунки только отдаленно напоминают изображаемый предмет. Отдельные элементы перерисованного изображения зачастую передаются без осмысления и превращаются в этих случаях в бесформенную массу.

      В коррекционных школах иногда можно встретить учащихся, которые производят впечатление настоящих художников. Их рисунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника исполнения – уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов  [4].

      В результате детального изучения изобразительной  деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить  лишь одну - две картины, которые  ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной и моторной памяти. Однако сознательное построение рисунка и тем более проявление творчества в их работе не наблюдается.

      Преодоление пассивности умственно отсталых учащихся, развитие их интересов, придание рисованию эмоциональной значимости – все это улучшает и ускоряет освоение предметного изображения, ослабляет стремление подражать внешней стороне рисования копировать готовые образцы  [2].

      Организуя изобразительную деятельность учащихся, необходимо позаботиться о выработке у них познавательного интереса, содействующего преодолению интеллектуальной пассивности и формального отношения к рисованию.

      На  первом этапе, который совпадает  с пропедевтическим периодом обучения рисованию, очень важно воспитать  у детей начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а также научить их концентрировать свое внимание на определенных свойствах объектов изображения.

      Поэтому на первоначальном этапе значительное место необходимо отводить организации  практических занятий «с карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные графические действия. Этому должны благоприятствовать разнообразные графические упражнения игрового характера (в том числе по подражанию) с использованием разнопланового и красочного материала.

      На  втором этапе необходимо вызвать  у детей положительное отношение  к деятельности рисования. Этим целям  служит вводная беседа учителя, в ходе которой учащиеся знакомятся с объектом изображения и содержанием предстоящей работы.

      Особая  роль в создании заинтересованного, радостного отношения к рисованию  принадлежит объекту изображения. Наибольшее внимание умственно отсталые дети проявляют к уже знакомым им предметам. Используемые в качестве натуры модели должны быть средством развития у учащихся познавательного интереса. Имеются в виду различные конструкции из элементов строительного материала (домики, башенки, пирамидки и др.), а также детские игрушки, имеющие несложное строение (вагон, грузовик, автобус, трактор, подъемный кран и др.).

      Существенное  значение в плане мобилизации  активности детей на занятиях по рисованию  имеет цвет изображаемого предмета и его частей. Многоцветный предмет особенно сильно привлекает к себе внимание учащихся  [3].

      Не  менее важное значение для создания предпосылок к развитию у учащихся познавательного интереса имеет правильный выбор объекта или образца (в декоративном рисовании) в соответствии с графическими возможностями детей. Это условие является необходимым по двум причинам: во-первых, непосильная или, наоборот, чрезмерно легкая работа теряет свое коррекционное значение; во-вторых, детям не удается нарисовать слишком сложный для изображения объект или узор, что, естественно, отрицательно сказывается на формировании интереса к изобразительной деятельности.

      На  третьем этапе педагогическая работа должна быть направлена на организацию  познавательной активности умственно  отсталых школьников.

      Необходимо  построить занятия таким образом, чтобы они побуждали детей  к продуктивным интеллектуальным действиям. Для этого целесообразно использовать систему действий, включающую не только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. Важно подобрать такое содержание учебного материала, которое позволяло бы учащимся при активной помощи учителя самим участвовать в анализе объекта, в создании его образа.

      Интерес к изобразительной деятельности и результатам своего труда вызывает у учащихся коррекционной школы  необходимость чаще обращаться к  учителю за помощью. Важно так  организовать деятельность ребенка, чтобы она находилась в зоне его ближайшего развития. В частности, показ на отдельном листе бумаги доступных приемов изображения и их воспроизведение вслед за учителем дают возможность ученику в будущем при выполнении сходной работы действовать самостоятельно. Таким образом, последовательное формирование интереса к занятиям рисованием представляет собой источник активизации деятельности учащихся коррекционной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава II. Исследование метода диагностики воображения младших школьников.

      2. 1  Методика «Нарисуй что-нибудь»

      Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров  и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка [12]. 

      Оценка  результатов. 

      10 баллов  - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое влияние на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

      8-9 баллов -  ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное,  с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

      5-7 баллов  - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы проработаны средне.

      3-4 балла  - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошопроработаны детали.

      0-2 балла  - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и лини. 
 

      Выводы  об уровне развития 

      10 баллов  - очень  высокий.

      8-9 баллов  - высокий.

      5-7 баллов  - средний.

      3-4 балла  - низкий.

      0-2 балла  - очень низкий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      Изучение  изобразительной деятельности учащихся вспомогательной школы важно  не только для пополнения сведений о психологии умственно отсталых детей, но и для теории и практики их обучения и воспитания. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая- то отдельная функция, а личность в целом.

      Под влиянием правильно осуществляемого  обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

      В данной работе нами представлена методика, которая позволит в дальнейшем выявить  особенности воображения учащихся младших классов вспомогательной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы: 

      
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в  детском возрасте. Психологический  очерк. Издание второе. М., 1967.
  2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974.
  3. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. М., 2001.
  4. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., 1982.
  5. Грошенков И. А. Коррекционно-развивающая направленность обучения рисованию во вспомогательной школе. М.,1980.
  6. Грошенков И. А. О путях усиления коррекционного воздействия занятий по рисованию на развитие учащихся вспомогательной школы. М., 1972.
  7. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
  8. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
  9. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984.
  10. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.
  11. Немов Р. С. Психология. М., 2001. Т. 1.
  12. Немов Р. С. Психология. М., 2001. Т.3.
  13. Нудельман М. М. Методы исследования воображения аномальных детей. М., 1978.
  14. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1962.

Информация о работе Развитие воображения у младших школьников с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности