Автор работы: t*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. На деле воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития воображения у младших школьников.
1. Определение понятие воображения, его функции. 5
2. Психолого-педагогическая характеристика воображения младших школьников. 8
3. Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. 10
4. Коррекционно-развивающее значение уроков изобразительного искусства во вспомогательной школы. 12
5. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Интерес к рисованию. 17
Глава II. Исследование методики диагностики воображение младших школьников.
1. Методика «Нарисуй что-нибудь». 22
Заключение 24
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Развитие
воображения у
младших школьников
с умственной отсталостью
посредством изобразительной
деятельности.
Курсовая
работа
Выполнила: студентка
531 группы дневной формы обучения
факультета СПиП
Вдовина Татьяна Алексеевна
Руководитель:
Наталья Владимировна Ильченко
Омск 2008
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический аспект развития воображения у младших школьников.
Глава II. Исследование методики диагностики воображение младших школьников.
Заключение
Список литературы
Введение.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. На деле воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
На ранних этапах формирования специальной педагогики изобразительная, художественная деятельность не считалась фактором разносторонней коррекции развития умственно отсталого ребенка. В процессе хорошо организованного обучения изобразительной деятельности умственно отсталые дети развиваются во многих отношениях. В связи с этим возникает необходимость изучения ее влияния на формирование познавательной деятельности (воображения, восприятия, речи, памяти), качеств и умений, необходимых в труде (целенаправленность, самоконтроль), интереса к данному виду деятельности.
Смысл психологического изучения данного вида деятельности умственно отсталых учащихся заключается не только в установлении тех или иных особенностей развития. Оно не должно ограничиваться и научным обоснованием коррекционной работы. Коррекция подчинена главной цели вспомогательного обучения и воспитания – осуществлению как можно более эффективного и по возможности разностороннего развитие учащихся вспомогательной школы, подготовке их к посильному труду и самостоятельной жизни в обществе.
Психологические
особенности изобразительной
Цель исследования: выявить особенности развития воображения и изобразительной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект - процесс развития воображения и изобразительная деятельность младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет -
особенности воображения и
В ходе нашей деятельности были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу.
2. Выявить особенности
воображения и развития
3. Подобрать методику
для выявления особенностей воображения
ребенка.
Глава I. Теоретический аспект развития воображения младших школьников.
1.
1 Определение
понятия воображения,
его функции.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Загадочность этого феномена состоит в том, что до сих пор почти не известно о механизме воображения, в том числе, о его анатомо-физиологической основе.
Воображение имеет большое значение в жизни человека, влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это побуждает нас
выделить и специально рассмотреть проблему воображения.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею [11]. Одной из специфичностей человека, отличающей его от животного, является его способность действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, т.е. от воспринимаемой, ситуации, что даёт возможность человек, в противоположность животному, сознательно преодолеть «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации [10].
Воображение выводит людей за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднительны, или просто нецелесообразны.
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Стимулирующую деятельность человека роль играет воображение, создающее образы мечты, т. е. мечтание, которое Писарев характеризовал как «побудительную причину», заставляющую человека «предпринимать и доводить до конца обширные утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни». Стимулирующее действие воображения проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение, действия. Во всех этих случаях налицо активирующее, стимулирующее поведение субъекта действие воображения!
Но с другой стороны, общеизвестно и обратное – снижающее активность человека-мечтателя действие воображения, как бы удовлетворяющего в мечтах потребности человека и тем самым снижающего его целеустремлённость, способность к усилию, направленному на достижение цели («Маниловщина»!). И в этом случае воображение, проявляющееся в своей пассивной форме, опять-таки является одним из факторов поведения но фактором негативным, т. к. воображаемое достижение цели, удовлетворяя в какой-то мере потребность «аутистически» замкнутого в мире своих мечтаний человека, находящего убежище от реальных трудностей в воображаемом мире своих мечтаний, тем самым подрывает силу, мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию[10].
В
жизни человека воображение выполняет
ряд специфических функций. Первая
из них состоит в том, чтобы
представлять действительность в образах
и иметь возможность
1.
2 Психолого-педагогическая
характеристика воображения
младших школьников.
Деятельность
творческого воображения
Существует мнение, что у ребёнка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и согласно этому взгляду по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода.
Ребёнок живёт в фантастическом мире более, нежели в реальном. Известны искажение реального опыта, преувеличение, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребёнку. Но этот взгляд не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении вопроса[1].
Воображение - это процесс преобразования образа в наглядном плане. Оно становится видом деятельности, которая формирует новые понятия, т. е. способствует переходу от чувственного к рациональному, и прежде всего от представления к понятию[8].
Огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребёнка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребёнка – творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
Воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.