Рельефно - точечная система Брайля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание

Цель: показать особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля.
В соответствии с целями мы сформулировали следующие задачи:
1.Сбор, анализ и систематизация материала имеющегося по данной проблеме;
2.Описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ
ЛЮДЕЙ ГРАМОТЕ
1.1 Первые шрифты………………………………………………………….8
1.2 Биография Луи Брайля………………………………………………….10
1.3 Великое шеститочие…………………………………………………….12
1.4 Попытки усовершенствования рельефно-точечной системы Брайля………………………………………………………………………..14
1.5 Система Брайля в России ……………………………………………....16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНОГО
ШРИФТА ЛУИ БРАЙЛЯ
2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора…………………………………………………………………..19
2.2 Технические средства обучения слепых людей
2.3 Современные технологи на основе рельефно-точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

брайльдиплом.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)


6

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  История возникновения и развития

систем, предназначенных для обучения слепых

людей грамоте

1.1   Первые шрифты………………………………………………………….8

1.2   Биография Луи Брайля………………………………………………….10

1.3   Великое шеститочие…………………………………………………….12

1.4   Попытки усовершенствования рельефно-точечной системы                  Брайля………………………………………………………………………..14

1.5   Система Брайля в России ……………………………………………....16

глава 2.  использование рельефно-точечного

шрифта луи брайля

2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора…………………………………………………………………..19

2.2 Технические средства обучения слепых людей

2.3 Современные технологи на основе рельефно-точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

           По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации поступающей в кору больших полушарий головного мозга через все остальные органы чувств. Зрение играет огромную роль в процессе познания окружающего мира, в усвоение социокультурных норм общества, в учебной и трудовой деятельности.

            Лиц, с тяжелыми поражениями зрительного анализатора, называют незрячими или слепыми. Слепота - это отсутствие зрения. Различают абсолютную (тотальную) слепоту, когда у человека полностью отсутствуют зрительные ощущения и он не может отличать свет от темноты, и относительную слепоту, когда имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками). Кроме того, к слепым относятся лица с прогридиентными заболеваниями и сужением зрения до 10 - 15 градусов с остротой зрения до 0,08.

              Слепота с точки зрения специальной педагогики представляет собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности, У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно - практической деятельности, в особенностях эмоционально - волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

            В мире насчитывается около 10 миллионов слепых людей. Из-за патологии зрительного анализатора они вынуждены находиться в своем замкнутом мире, оторванные от реальности, ограниченные в общении, погруженные во тьму. Обычному человеку практически невозможно представить себе мир слепого человека, даже если плотно закрыть глаза, то и тогда не приблизиться к тому, что представляет собой жизнь для незрячего, потому что картины объективного мира то и дело просматриваются нами, как кинокадры, в собственной голове. Все возможности нашего воображения определяются тем, что мы видели или слышали в прошлом. Так, мы можем легко, в любую минуту, представить близкого нам человека, даже если он находится очень далеко от нас; сидя в институтской аудитории, мы мысленно можем созерцать море и горы, а также перенестись в тот уголок земного шара, который нам особенно дорог и памятен. Такие образы окружающего мира, возникающие в голове каждого здорового человека, в психологии называют психическим отражением действительности.

              Слепой же человек, воспринимает окружающую его реальность посредством тактильного восприятия. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал об осязании, что рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что человеку с сохранным зрением дает глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длинны руки. Исключительное осязание у слепых объясняется особенностями условий, в которые бывает поставлен этот орган. Причины этого не конституциональные и органические, которые заключаются в особенности строения кожного анализатора, а функциональные, которые появляются в результате длительного использования кожного анализатора в других целях, чем это бывает у обычных людей. Кроме осязания, нередко, хороший слух компенсирует зрительный дефект незрячему. Так, то, что недоступно непосредственному восприятию слепого, он может познать через рассказы и описания других людей в процессе общения с ними.

             Следует подчеркнуть, что зрительный дефект создает определенные трудности при вхождении слепого ребенка в жизнь, но является только физическим недостатком и не лишает человека возможности быть общественно полезным. По мнению Л.С. Выготского слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только дефект, минус, слабость, но и в каком - то смысле источник выявления способностей, плюс, сила. В истории немало тому примеров. Огромен и неоценим вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции - Демокрита (V - IV век до нашей эры) и Диодота (I век до нашей эры). Известны имена выдающихся слепых математиков, таких как  Диадим (Александрия, IV век до нашей эры), Н.Саундерсон (Шотландия, XVIII век), Джон Гофф (Англия, XVIII век). Кроме того, имена историков : Ауфидия (Рим, II век нашей эры), Огюстена Тьерри (Франция, XIX век), Вильяма Пресскота (США, XIX век), а также энтомолога Франца Губерта (Швейцария, XVIII век) и тифлолога Луи Брайля (Франция, XIX век).

              Конечно, несомненным остается то, что для благополучной социализации и интеграции слепых людей в общество, большое значение имеет грамотно построенный процесс их воспитания и обучения. Данный процесс строится на основе развития осязания у детей и адресованной осязанию рельефно - точечной системе Брайля. Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов социальной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт. Обучение и воспитание лиц с нарушениями зрительного анализатора ведется в специализированных учреждениях с применением специальных методик и тифлотехнических средств, созданных на основе рельефно - точечной системы Брайля. Технические средства обучения открывают инвалидам по зрению доступ к образованию, общественно - полезной деятельности, общению. Благодаря специальным приборам слепые могут читать, писать, рисовать, заниматься музыкой, работать за компьютером. Тифлотехника призвана облегчить жизнь слепых людей, она способствует социализации и интеграции незрячих в общество, включению их в коллективную деятельность, расширению познавательных возможностей, повышению эффективности обучения и подготовки к самостоятельному труду в современном обществе, а также дает доступ к культурно - историческому наследию человечества, устраняет коммуникационный барьер между слепыми, слепоглухонемыми и зрячими. Таким образом, формируется всесторонне развитая, высоконравственная, ответственная личность и хороший специалист своего дела.

             В настоящее время в тифлотехнических лабораториях идет работа над созданием новых технических средств обучения слепых и усовершенствованием имеющейся тифлотехники. Сейчас, для массового использования, выпускается большое количество разнообразных технических средств, созданных на основе рельефно - точечного шрифта Луи Брайля - это такторы и тактильные дисплеи, вибротактильные дисплеи, телетакторы, брайлевские печатные машинки, портативные коммуникаторы, компьютеры, снабженные специальной брайлевской строкой и т.д.

             Из всего вышесказанного мы видим, что важность рельефно - точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей велика и,только овладение системой на достаточно высоком уровне, позволяет сделать жизнь незрячих относительно полноценной.

             Таким образом, проблемой данной выпускной квалификационной работы является сущность рельефно - точечной системы Брайля и ее использование в воспитании и обучении детей с дефектом зрительного анализатора.         

               Объект - лица с нарушением зрительного анализатора.

             Предмет - рельефно - точечная система Луи Брайля.

             Гипотезу нашей работы мы обозначили так: какие особенности рельефно - точечной системы Брайля позволяют создавать различные технические средства обучения слепых на ее основе.

             На основе гипотезы нами была поставлена следующая цель: показать особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля.

             В соответствии с целями мы сформулировали следующие задачи:

1.Сбор, анализ и систематизация материала имеющегося по данной проблеме;

2.Описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  история возникновения и развития систем, предназначенных для обучения слепых людей грамоте

 

1.1    Первые шрифты

Рельефная письменность имеет свою многовековую историю. В литературных источниках можно найти сведения о том, что в древние времена встречались случаи чтения и письма слепыми. Известно, что слепой Диадим Александрийский  (398 - 308 г.г. до н.э.) научился читать по буквам, вырезанным из дерева, а в I веке н. э. существовала «табелле Квинтилиана» - пластина, покрытая воском, на которой палочкой процарапывались буквы, считываемые осязательно.

Скребицкий А.И. указывает, что высказывания о возможности чтения слепыми обнаружены Бюткером в книге Гарсдерфера, изданной в 1651 году. В данной книге встречается описание обучения слепых чтению при помощи таблички, покрытой воском, на которой грифелем пишут буквы, считываемые слепым осязательно.

В конце XVIII в. впервые для массового обучения слепых не только чтению, но и письму французский тифлопедагог Валентин Гаюи предложил разрезной рельефный шрифт, состоящий из выпуклых курсивных букв латинского алфавита, увеличенного в несколько раз.

В начале ХIХ века курсивный рельефный шрифт был заменен более простыми формами печатного шрифта. Наибольшее распространение получили линейный шрифт, игольчатый  и шрифт «перл». В линейном рельефном шрифте буквы выдавливались на плотной бумаге в виде сплошных выпуклых  линий и были похожи на знаки алфавита зрячих, что представляло трудность для написания и считывания букв слепыми. В игольчатом и шрифте «перл» последние буквы состоят из линий, выполненных точками. Постепенно, для удобства восприятия рельефных букв посредством осязания, шрифт упрощался, сходство его с обычным алфавитом становилось всё более отдаленным, и определились тенденции перехода от знаков, повторяющих формы знаков зрячих, к стилизованному виду и затем к их условному обозначению.

Впервые рельефная точка как элемент знака встречается в шрифте    Петцельда, а первой попыткой применения рельефной точки как основы шрифта для слепых, относящейся к 1821 году, является французская система, разработанная Шарлем - Мари Барбье де ля Серр (1767 - 1841).

Он, будучи артиллеристским офицером, в 1815 году предложил военному ведомству Франции свою систему шифрования сообщений, называющуюся «Ecriture nocturne» - письмо в темноте. Создавая свою систему, Барбье совершенно не думал о слепых, с которыми у него не было никакого общения. Название шрифта и указание Барбье на то, что его шрифт понятен даже для слепых, привлекли внимание Гилье - директора Парижского института слепых. Он предложил Барбье приспособить его систему для нужд слепых. В 1821 - 1822 годах система Барбье была введена в Парижском институте слепых и применялась там одновременно с линейной системой Гаюи и Лезюэра.

Система Барбье основывалась на том, что автор, сочтя возможным писать слова не по правилам французской орфографии, а так как они произносятся, составил таблицу звуков и соответствующих им букв и буквосочетаний, посредством которых полагал возможным выражать все звуки французского языка. Имелся специальный ключ - таблица к образованию рельефно - точечных знаков, начертание которых определялось позицией буквы или буквосочетания в пределах ключевой таблицы.

Номер строки в таблице, на которой находился тот или иной исходный знак, обозначался соответствующим числом вертикальных точек. Второй ряд точек обозначал положение его в пределах строки. Таким образом, все рельефно - точечные знаки системы Барбье укладывались в пределах двенадцатиточия, состоящего из двух вертикальных рядов по шести точек в каждом. На получение всего «набора знаков алфавита» Барбье потребовалось 252 точки. Однако, «алфавит» Барбье не дает возможности  обозначения цифр, знаков препинания. Но заслуга Барбье состоит в том, что он открыл для слепых рельефную точку.

 

 

1.2    Биография Луи Брайля

Луи (Людовик) Брайль, создатель письменности слепых, родился в небольшом городке Купвре, расположенном к востоку от столицы Франции Парижа, 4 января 1809 года. Семья, в которой появился на свет мальчик, была небогатой. Отец Луи был ремесленником - шорником. Ребёнок, едва научившись ходить, проводил дни напролёт в мастерской отца, играя обрезками кожи. В возрасте трёх лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция быстро распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп.

Родители стремились дать мальчику образование и делали всё от них зависящее для его развития. Луи стал посещать местную школу  для зрячих, где благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. Школьный учитель, однако, решил, что Луи необходимо получить специальное образование. В 1819 году, в возрасте десяти лет, он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении, что в дальнейшем явилось причиной заболевания многих слепых учеников, в том числе и самого Брайля, туберкулёзом.

Новый ученик оказался исключительно одарённым, и данное учебное заведение окончил в 1828 году. Луи Брайль был оставлен при Институте для педагогической работы. Вначале он занимал должность репетитора, а затем стал преподавателем этого первого в мире учебного заведения для слепых.

Жизнь Брайля проходила в постоянной нужде. Его месячный заработок в Институте слепых вначале не превышал восьми франков, а позднее - двадцати пяти франков (по курсу первой половины ХIХ века один франк соответствовал тридцати девяти копейкам).

В1821 году отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр предложил для обучения слепых свою систему «ночного» письма, состоящую из выпуклых точек. Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье, но ему понравилась идея использования рельефных точек.

С шестнадцатилетнего возраста Брайль начал трудиться над созданием новой письменности для слепых. Днём он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. Разрабатывал и совершенствовал свой шрифт Брайль в течении двадцати лет. В 1829 году он доложил свою систему Совету института слепых, но Совет отклонил её, мотивируя это в основном тем, что предложенные Брайлем знаки малодоступны зрячим учителям. Тем не менее, система Брайля была очень проста для восприятия слепыми, универсальна и совершенна. Кроме того, давала возможность составления не только алфавита, но и цифр, знаков препинания, нот, стенографических символов, физических и химических формул и т.д. Только в 1837 году Совет института разрешил напечатать по системе Брайля первую книгу - «Краткая история Франции». С этой книги начался трудный путь рельефно-точечной системы Брайля, признанной теперь повсеместно.

Информация о работе Рельефно - точечная система Брайля