Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель: показать особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля.
В соответствии с целями мы сформулировали следующие задачи:
1.Сбор, анализ и систематизация материала имеющегося по данной проблеме;
2.Описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ
ЛЮДЕЙ ГРАМОТЕ
1.1 Первые шрифты………………………………………………………….8
1.2 Биография Луи Брайля………………………………………………….10
1.3 Великое шеститочие…………………………………………………….12
1.4 Попытки усовершенствования рельефно-точечной системы Брайля………………………………………………………………………..14
1.5 Система Брайля в России ……………………………………………....16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНОГО
ШРИФТА ЛУИ БРАЙЛЯ
2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора…………………………………………………………………..19
2.2 Технические средства обучения слепых людей
2.3 Современные технологи на основе рельефно-точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Нужда, испытываемая Брайлем, и напряжённый труд над разработкой, совершенствованием и внедрением своей системы письменности, которой учёный отдавал всё своё время, свободное от занятий, подорвали его здоровье и привели к преждевременной смерти, последовавшей 6 января 1852 года и был похоронен в родном Купвре.
В 1952году, когда общественность отмечала столетие со дня смерти Луи Брайля, его прах был торжественно перевезён из Купвре в Парижский пантеон. На родине же ученого с 1887 года возвышается памятник - Брайль обучает слепого ребенка.
1.3 Великое шеститочие
Рельефно-точечный шрифт Брайля, созданный в 1829 году и за свои исключительные особенности и уникальные возможности называемый «Великим шеститочием», состоит из выпуклых точек, расположенных по шесть в две колонки. В каждой колонке по три точки, пронумерованные от одного до шести. Все буквы брайлевского шрифта отличаются друг от друга количеством и расположением входящих в них точек. Таким образом, различные комбинации в пределах шести точек дают возможность получить шестьдесят три знака.
На весь французский алфавит Брайль израсходовал сто сорок точек, кроме того, двадцать три кодовых комбинации оказались сохраненными для обозначения цифровых и других знаков.
В рельефно- точечной системе Брайля двадцать шесть знаков передают латинский алфавит; десять - выражают знаки препинания; двадцать семь - служат для передачи символов, характерных для различных языков. Десять начальных букв алфавита имеют впереди себя арабские цифры и служат для передачи цифр.
В системе рельефных знаков Брайлем был принят порядок латинского алфавита. Для обозначения последующих букв, к ним добавляется нижняя точка слева (при чтении), а затем нижняя справа - этими же буквенными знаками обозначают соответствующие буквы славянских и других алфавитов. Специальные знаки вводятся для букв, обозначающих особенные звуки родного языка. В шрифте Брайля письменные и печатные буквы одинаковы.
Восприятие рельефной точки алфавита осуществляется при перемещении считывающего пальца по неподвижной точке под пальцем и наоборот. Установлены стандартные размеры современных брайлевских шрифтов. Согласно им высота рельефного знака составляет 5,5 мм, а внутриточечное расстояние - 2,7 мм. Для шрифта меньшего размера высота знака составляет 4,4 мм, а расстояние между точками 2,2 мм.
Библиограф Луи Брайля Пьер Анри говорил о системе Брайля следующее: «…что действительно оригинально в алфавите Брайля, это его прекрасное приспособление для осязания. В знаке самое большое количество точек - шесть, которые составляют прямоугольник, три точки - в высоту и две точки - в ширину. Если бы в знаке было одной точкой меньше, из такого количества из такого количества не получилось бы нужного числа комбинаций. Если бы в знаке было одной точкой больше, он не поместился бы под пальцем. Пытались улучшить систему, но всегда возвращались к ней, созданной Луи Брайлем, сразу и с таким совершенством».
Бесспорно, что система Брайля проста, универсальна и совершенна. Простота заключается в том, что буква состоит из шести точек, без особого напряжения осязаемая подушечкой указательного пальца. Универсальность - в том, что при постепенном изменении числа и места шести рельефных точек, расположенных в определённом порядке, образуется шестьдесят три комбинации. Следовательно, система даёт возможность составления не только алфавита, но и цифр, знаков препинания, нот, стенографических символов и т.д. Кроме того, система Брайля оказалась настолько совершенной, что вот уже более ста лет не подвергалась особым изменениям. Адаптированная к различным языкам, она вытеснила все ранее существующие и появившиеся позднее шрифты и дала возможность незрячим овладеть богатством знаний, выработанных человечеством на протяжении веков.
Однако гениальность рельефно-точечной системы Брайля признали не сразу. Прошло немало лет, прежде чем алфавит получил широкое распространение во Франции, а затем и в других странах. Повсеместное применение письменности слепых, разработанной Луи Брайлем, является не исторической случайностью, а обусловлено глубокой продуманностью принципа построения брайлевской системы и ее высокой рациональностью. Очевидно «экономическое» преимущество системы Брайля перед другими системами, а удобство ее использования при письме и чтении доказано историей. В наши дни рельефно-точечная система Брайля является основным средством и способом общения слепых и слепоглухонемых людей всего мира.
1.4 Попытки усовершенствования рельефно - точечной системы Брайля.
После начала применения в системе специального образования слепых рельефно - точечного шрифта Брайля, все еще продолжались предприниматься попытки создания новых систем письменности для незрячих. Новые разработки основывались на рельефной точке и имели целью усовершенствование брайлевского шеститочия. Так, в разные периоды XIX века было предложено несколько подобных систем. Авторы этих систем к построению своих алфавитов подходили с разнообразных позиций. Одни стремились придать рельефно - точечному знаку такую конфигурацию, чтобы он оказался доступным зрительному считыванию, другие пытались увязать рельефный знак с особенностями фонетики языка, третьи добивались сокращения числа точек и т.д.
В конце первой половины XIX века бельгиец Картон, в стремлении придать знакам рельефно - точечного алфавита визуальное сходство с графемами алфавита зрячих, предложил свой алфавит, взяв за основу брайлевское шеститочие. Число и местоположение точек в каждом знаке устанавливалось не из соображений удобства чтения и письма слепыми, а сообразуясь только с графемой буквы, трансформируемой в рельефно - точечный образ.
В 1877 году немец Кремер предложил свою систему рельефно - точечных знаков, также вписываемых в брайлевское шеститочие. В основу построения знаков Кремер стремился заложить фонетику языка и строить их, как он говорил, основываясь «на функции органов речи». Целесообразности своей системы рельефно - точечных знаков Кремер не смог доказать ни теоретическими доводами, ни практикой применения. Система Кремера распространения не получила.
Американец Смиз, примерно в 1878 году, приступил к разработке рельефно - точечного шрифта, базирующегося на брайлевском шеститочии. При разработке своей системы он исходил из того, что частота повторения разных букв в тексте не одинакова, а, следовательно, для облегчения письма следует буквы с большей частотой повторения обозначать комбинацией меньшего числа точек, а реже встречающиеся буквы обозначать знаками с большим числом точек. Он установил в процентном отношении частоту повторения всех знаков. Сообразно с полученным результатом расчета Смиз распределил в пределах алфавита рельефно - точечные комбинации, содержащие меньшее число точек. Смиз утверждал, что его система, расходующая по сравнению с системой Брайля меньшее число точек, может дать экономию времени и труда при письме слепыми на английском, французском и немецком языках в пределах 24 - 27%.
В начале второй половины XIX века американец Росс занялся разработкой оригинальной системы обозначения, взяв за основу шеститочие, которое, в отличие от брайлевского, содержало не две, а три колонки точек. Некоторые это положение называли «горизонтальным брайлем». Росс исходил из следующего: во- первых - количество точек в знаке должно зависеть от частоты его повторения в среднем тексте, то есть знак с большей частотой повторения должен обозначаться меньшим числом точек, причем, располагаться в левой части шеститочия; во- вторых, горизонтальное расположение шеститочия может обеспечить экономию места вдоль строки, имел в виду, что при небольшом числе точек в левой части шеститочия, следующий знак может быть приближен к предыдущему, то есть он допускал непостоянство интервала между буквами. Росс, однако, не завершил начатую им работу, а передал ее Уайту, который и составил алфавит. Система Росса - Уайта имела некоторое распространение в Америке.
В 1898 француз Везиен предложил алфавит, построенный на базе двенадцатиточия (три колонки по четыре точки), в пределах которого он пытался вписать точками приближенные образы графем обычных букв. Везиен формировал свои знаки из большего числа элементов, чем делал Картон и ему, естественно, удалось более приблизить визуальное сходство рельефно - точечных знаков с обычными буквами. Однако алфавит Везиена оказался чрезмерно сложным. Более того, система построения знаков оказалась не жесткой: двенадцать знаков были построены на основе начертания прописных букв, восемь - на основе графем строчных букв, а остальные знаки имели произвольное начертание.
Таким образом, видно, что разрабатываемые в различное время алфавиты слепых, как добрайлевские, так и послебрайлевские, были слишком сложны для восприятия слепого, мало соответствовали его нуждам, были трудно различимы и не экономичны. Поэтому, данные шрифты в свое время получили очень не значительное распространение, либо совсем остались без внимания из-за своей нерациональности.
1.5 Система Луи Брайля в России
В России рельефно - точечная система Брайля появилась во второй половине XIX столетия. Официально шрифт был принят в 1885 году, на шесть лет позже, чем на Западе. Однако, уже в 60-х годах XIХ века в России была предпринята первая попытка разработки варианта русского брайлевского алфавита. Его создателем был князь Денис Михайлович Оболенский(1844 - 1918) - первый русский незрячий, изучивший систему Брайля.
Денис потерял зрение в 7 лет, после неудачного лечения, а впоследствии получил специальное образование в России и Германии. Оболенский обучался грамоте по системе Брайля и рельефно - точечный шрифт произвел на Дениса Михайловича такое сильное впечатление, что ему захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем на половину.
В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета «Человеколюбивого общества» Полежаев А.В. Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Трумберг Е.Г. и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.
В период разработки русского рельефно-точечного алфавита для слепых существовало несколько точек зрения на то, как связать русский алфавит со знаками брайлевской системы. В частности, высказывалось предположение, согласно которому следовало взять за основу знаки, отобранные Брайлем для французского алфавита и, не меняя их последовательности, придать им значения букв, следующих друг за другом, в порядке очерёдности русского алфавита. Другой, победивший принцип использования брайлевской системы для русского языка, состоял в том, что буквам русского алфавита, имеющим аналогичные буквы во французском языке, придавались установленные Брайлем рельефно-точечные обозначения. Для букв, свойственных только русскому алфавиту, были приняты знаки, оказавшиеся свободными после указанной подготовки.
В России первые типографские издания книг напечатанных по системе Брайля осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Первая русская рельефно-точечная книга под названием «Сборник статей для детского чтения, посвящённый слепым детям» вышла в количества ста экземпляров.
Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых, Миткевич Г. А. открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 года выпустил сборник стихотворений Кольцова А. В. и принялся за издание сочинений Гоголя Н. В.
Растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати, где с января 1898 года начал выходить первый в России журнал, отпечатанный по рельефно-точечной системе Брайля под названием «Досуг слепых».
В 1924 году началось издание первых советских книг по системе Брайля, ими были произведения Ленина В. И.
В 1936 году при учебно-педагогическом издании в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время, в связи с введением всеобщего обучения, началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и, поэтому, редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности. Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов. Общий тираж книг для незрячих читателей к 1965 году составил около двух миллионов экземпляров (3470 наименований).
Глава 2. использование рельефно - точечного шрифта Луи Брайля
2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора
Мнение о слепых и отношение к ним значительно видоизменялись в зависимости от эпохи. Так, античный мир агрессивно относился к слепому ребенку, как и к любому другому ребенку с отклонениями в развитии. Слепые не считались гражданами общества, их статус был сопоставим со статусом раба. Закон дискриминировал даже тех, кто принадлежал к привилегированным сословиям.
Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Христианство призывало любить и уважать всех, даже не совсем обычных людей. При монастырях стали появляться первые приюты для лиц с различными нарушениями, в них люди могли получить кров и пищу. Основная задача приютов и богаделен заключалась в том, чтобы «убрать» аномальных людей с улиц, избавить их от нищенской доли. Дело призрения слепых имело благотворительную основу и существовало на добровольные пожертвования частных лиц. Отношение в обществе к лицам с отклонениями в развитии было терпимо - сострадательное, но не сопровождалось активными действиями по их интеграции в общество, попыток как-то изменить и улучшить положение слепых не предпринималось.