Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель: показать особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля.
В соответствии с целями мы сформулировали следующие задачи:
1.Сбор, анализ и систематизация материала имеющегося по данной проблеме;
2.Описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ
ЛЮДЕЙ ГРАМОТЕ
1.1 Первые шрифты………………………………………………………….8
1.2 Биография Луи Брайля………………………………………………….10
1.3 Великое шеститочие…………………………………………………….12
1.4 Попытки усовершенствования рельефно-точечной системы Брайля………………………………………………………………………..14
1.5 Система Брайля в России ……………………………………………....16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНОГО
ШРИФТА ЛУИ БРАЙЛЯ
2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора…………………………………………………………………..19
2.2 Технические средства обучения слепых людей
2.3 Современные технологи на основе рельефно-точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В наши дни, благодаря последним разработкам в области тифлотехники, компьютер прочно укореняется в быту слепых и слепоглухонемых людей. Компьютерные технологии открывают новые возможности в общении и обучении лиц с нарушениями зрительного анализатора. Так, стало возможным осуществление печати брайлевского текста с помощью компьютера. Производится такая печать на брайлевских типографиях. Текст вводится в компьютер с обычной клавиатурой, а программный редактор сохраняет его на особом диске. Если текст понадобится, его не нужно будет снова печатать, достаточно вставить дискету и вывести на печать. Большой минус подобного способа печати - это высокая стоимость компьютера.
Современные технологии позволяют слепым людям самостоятельно общаться с друзьями, семьей, коллегами во всем мире с помощью сети Интернет.
Интернет - это одно из новейших средств коммуникации, которое позволяет слепым и слепоглухонемым людям приобщиться к социуму. Клавиатура компьютера, посредством которого будет общаться слепой человек, должна быть снабжена специальной брайлевской строкой. Каждое буквенное пространство такой строки состоит из шести или восьми точек, которые поднимаются или опускаются и отображают все возможные комбинации рельефно - точечного шрифта Брайля. Слепой пользователь компьютера при помощи брайлевской строки может получать любую информацию, кроме графических изображений.
Интернет, компьютерная сеть, которая связывает компьютеры всего мира. Эта сеть позволяет информации, через компьютер, распространятся по всему свету и быть всем доступной. Две наиболее популярные части сети Интернет: электронная почта и всемирная компьютерная «паутина».
Электронная почта позволяет набранное сообщение на компьютере, подключенном к Интернету, отправить на хранение в сайт. Запись хранится там пока потенциальный получатель - человек, которому электронное письмо адресовано, не попадет в Интернет и не проверит почту. Преимущество электронной почты над традиционной в том, что электронное письмо может добраться из одной части света в другую за считанные секунды. Электронная почта легкодоступна для слепых, так как это текст и получатель может читать электронное письмо в удобной для себя форме. Слепые, имеющие компьютерную клавиатуру с брайлевской строкой, могут читать письмо в рельефно - точечном формате, независимо от того, как написал письмо отправитель, а отправителю не надо знать алфавит Брайля, чтобы общаться с незрячими. Это открывает возможность для расширения коммуникативных контактов.
Всемирная компьютерная «паутина» состоит из миллионов сайтов, каждый из которых содержит определенную информацию и связан с другими сайтами. Всемирная компьютерная сеть позволяет пользователям примкнуть к обширным массивам информации. При помощи компьютерной «паутины» слепые люди могут получать новости, сведения о погоде, заводить новые знакомства, делать покупки и многое другое.
При помощи компьютера и специальной брайлевской клавиатуры возможно дистанционное обучение незрячих людей. Существует несколько колледжей и университетов, которые предлагают обучение по сети. Вместо посещения кабинетов и необходимости языкового объяснения и записи, слепой студент, берущий уроки по сети, получает текстовые письма и отправляет выполненные задания по электронной почте.
Сеть так же обеспечивает слепых людей средствами личного общения. Существует два варианта работы в сети, которые позволяют людям легко общаться друг с другом: чаты и немедленный обмен сообщениями.
Чат - место в Интернете, где люди регистрируются в одно и то же время. Зарегистрированный в чате может написать сообщение, которое немедленно увидят все остальные, зарегистрированные в чате. Здесь люди обмениваются информацией, обсуждают волнующие их вопросы, получают интересующие их сведения.
Что касается немедленного обмена сообщениями или непосредственно переписки, то здесь пользователи набирают короткие сообщения и отсылают их адресатам, которые получают их в любой точке земного шара в считанные секунды. Этот обмен сообщениями напоминает текстовый телефонный разговор.
В Европе в настоящее время организована сеть брайлевских терминалов, в которые могут быть отправлены и из которых могут быть получены сообщения с использованием системы электронной почты через обычную телефонную связь. Система превращает письма, написанные брайлевским шрифтом, в цифровой сигнал, который может храниться в течении длительного времени и передаваться на большие расстояния. Так, слепоглухонемые люди могут общаться по телефону.
Дальнейшая адаптация системы позволит подключиться к телевизионным телетекстовым службам, которые автоматически будут транслироваться в рельефно - точечном шрифте Брайля, что сделает изобилие предлагаемой из этих источников информации более доступной для людей, которые не могут видеть, слышать и говорить.
Таким образом, современные технологии открывают обширные возможности для общения, обучения и деятельности лиц с нарушениями зрительного и слухового анализаторов; открывают перед инвалидами по слуху и зрению двери в будущее, помогают полноценно жить, трудиться и адаптироваться к социуму, а так же избавляют от чувства одиночества и изоляции, разрушая коммуникационные барьеры.
Заключение
Данная работа была посвящена изучению рельефно - точечной системы Брвйля. Нами были рассмотрены вопросы, касающиеся истории возникновения рельефной письменности, изобретения рельефно - точечной системы и её совершенствования, а так же истории становления и развития специального обучения слепых детей. Мы осветили факты биографии выдающегося тифлопедагога и создателя гениального шеститочия - Луи Брайля. Особое место в работе отведено техническим средствам обучения, созданным на основе рельефно - точечного шрифта Брайля.
Таким образом, в работе была достигнута поставленная цель, то есть, обобщен и систематизирован материал, имеющийся по данной теме, а так же рассмотрены особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: собрана и проанализирована необходимая литература, а так же осуществлено описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.
В процессе проведенного исследования были выявлены особенности и преимущества шеститочия Брайля, которые указали на простоту, универсальность и легкую трансформируемость знаков, благодаря чему шрифт хорошо перекодируется и на его основе можно создавать различные тифлотехнические средства.
Мы увидели, что потенциал незрячих реализуется путем специального обучения и применения специальных технических средств; благодаря системе Брайля, овладение чтением и письмом стало средством эффективного формирования знаний, умений и навыков, определяющих понятие образованности; что возможности незрячих, владеющих шеститочием Брайля, расширяются как в получении образования, так и в овладении хорошей профессией, ранее недоступной подобной категории лиц.
Тифлотехнические средства, созданные на основе рельефно - точечного шрифта Брайля дали возможность слепым жить самостоятельно и содержать себя, что существенно повысило их статус в обществе и перевели незрячих из разряда иждивенцев в ряды достойных членов общества. Благодаря последним тифлотехническим достижениям значительно расширился перечень профессий, которыми овладели незрячие, что повысило их конкурентоспособность на рынке труда, а владение компьютером, стерло коммуникационные границы между слепыми и зрячими. Компьютерные технологии, адаптированные для слепых людей, позволяют им совершенно независимо общаться с друзьями, семьей, коллегами и совсем не обязательно, чтобы собеседник владел приемами специального общения.
В заключение нужно сказать, что данная тема очень актуальна, так как тифлотехнические разработки в настоящее время ведутся во многих направлениях и множество специалистов - тифлотехников во всем мире трудится над созданием новых технических средств обучения, основанных на рельефно - точечной системе Брайля, призванных облегчить жизнь незрячих. Новейшие разработки наших дней имеют целью устранить информационный голод, в котором находятся слепые, оказать помощь в получении высшего образования и перспективной профессии.
Библиография
1. Белоруков А. Брайлевская система выпуклого точечного письма и печатания для слепых // Русский слепец. - 1886. - №3.
2. Беспалов Г.Н. Приборы для формирования у слепоглухонемых детей навыков письма по Брайлю // Дефектология. - 1989. - №2.
3. Бирючков М.В. Книга, несущая свет. - М., 1995.
4. Вопросы тифлопедагогики / Под ред. Б.И. Коваленко. - М., - 1995.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч. - М., 1982. - Т.5.
6. Германов М.М. Луи Брайль и письменность слепых.- В кн.: Учёные записки ВГПИ, т. 32.Серия Физика. Вып. 5.- Владимир, 1971.
7. Гийме С. Луи Брайль: прикосновение гения // Курьер ЮНЕСКО. - 1981. - №2.
8. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1970.
9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М., 2000.
10. Клюшников Е. По страницам через годы // Жизнь слепых. - 1966. - №5.
11. Кондратов Р.Р. Теоретические вопросы психологического развития индивида в исследованиях И.А. Соколянского и А.И.Мещерякова // Вопросы психологии. - 1982. - №2.
12. Маслич Ф. Луи Брайль и развитие письменности для слепых / Пер. с сербскохорватского И. Юрьевой. – М., 1999.
13. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селивёрстова. - М., 2003.
14. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. - Бельгия, 1993.
15. Пальтов А.Е. Психолого - педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. - М., 1986.
16. Понятийно - терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. - М.,1997.
17. Рельефно – точечный шрифт Луи Брайля – основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира: материалы конференции. - М., 2004.
18. Сироткин С.А. В мире слепоглухонемого // Вопросы философии. - 1975. - №6.
19. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Слепоглухота. – М., 1989.
20. Соколянский И.А. Обучение слепоглухих детей // Дефектология. - 1989. - №2.
21. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.,2002.
22. Технические средства обучения детей с тяжелыми поражениями зрения и слуха: Межвуз. сб. науч. тр. - Владимир, 1986.
23. Технические средства обучения специального назначения. - Владимир, 1969.
24. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. – М.,1981.
25. Шакиров Х.К. К 150 – летию со дня рождения Луи Брайля // Библиотекарь. – 1959.- №6.
26. Internet and Technologies For Deaf – blind people //Db I Review. – 1999. – July – December.