Рельефно - точечная система Брайля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание

Цель: показать особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля.
В соответствии с целями мы сформулировали следующие задачи:
1.Сбор, анализ и систематизация материала имеющегося по данной проблеме;
2.Описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ
ЛЮДЕЙ ГРАМОТЕ
1.1 Первые шрифты………………………………………………………….8
1.2 Биография Луи Брайля………………………………………………….10
1.3 Великое шеститочие…………………………………………………….12
1.4 Попытки усовершенствования рельефно-точечной системы Брайля………………………………………………………………………..14
1.5 Система Брайля в России ……………………………………………....16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНОГО
ШРИФТА ЛУИ БРАЙЛЯ
2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора…………………………………………………………………..19
2.2 Технические средства обучения слепых людей
2.3 Современные технологи на основе рельефно-точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

брайльдиплом.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

В XVI веке общество осознанно подходит к делу призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но, по-прежнему, предпочитает изолировать инвалидов, заключать их в монастыри и тюрьмы, лишать права владения и управления имуществом. Слепые считались недееспособными, неполноценными, обузой общества, возможность их интеллектуального развития полностью исключалась, их ставили на одну ступень с идиотами.

В XVII веке начинают осуществляться первые попытки индивидуального специального обучения и развития слепых. Такие попытки инициировались родителями, желающими юридически подтвердить дееспособность своих детей, а также священниками- филантропами. Накапливаемый опыт успешного индивидуального обучения оказал влияние на изменение представлений о возможностях слепых детей. Переосмысление гражданских прав и статуса незрячих, делает возможным появление на свет в Париже в 1784 году первых государственных специализированных школ для слепых детей.

Первый опыт обучения незрячих детей в России возник в начале XIX века, а первая школа для слепых была учреждена по инициативе Александра I в 1807 году французским тифлопедагогом В.Гаюи, приглашенным в страну императором. В деле обучения лиц с нарушением зрительного анализатора, Россией были переняты опыт и методики французских учителей. Но российские семьи, даже принадлежащие к привилегированным сословиям, не обнаружили потребности в организации обучения своих детей-инвалидов. Роль образования в жизни человека еще была не осознанна, также не осознанны возможность и целесообразность обучения слепых детей.

Однако, постепенное становление системы специального образования уже началось. В России развивается три основных направления помощи незрячим детям: христианско - благотворительное (приют, богадельня), лечебно - педагогическое (специальное отделение при больнице, школа - санаторий) и педагогическое (школа, детский сад). По прежнему, учреждения для слепых не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на благотворительные добровольные пожертвования.

Начало систематического обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора в России и развитие отечественной тифлопедагогики относится к концу 70-х годов XIX века. В то время, проведённая перепись населения выявила 247900 человек слепых на оба глаза. Из них детей в возрасте от 1 года до 9 лет - 2733 и школьного возраста от 10 до 19 лет - 1077. Положение слепых в тот период было ужасно, квалифицированной помощи они не получали, неизбежным уделом большинства незрячих являлось нищенство. Таким образом, было очевидно, что формирование и развитие системы специальных учреждений для инвалидов по зрению необходимо.

К началу ХХ века в России возникло значительное число специализированных образовательных учреждений для слепых: школы - интернаты и частные пансионаты. После революции 1917 года система специального образования впервые становится частью государственной образовательной системы. Все благотворительные общества и ведомства упраздняются, финансирование учреждений осуществляется из государственного бюджета. В 1932 году ввели всеобщее обязательное начальное образование слепых детей. Таким образом, возможность научиться читать и писать появилась у каждого слепого человека.

На начальных этапах становления специального образования в России, обучение незрячих детей азбуке осуществлялось на основе использования звукового способа, то есть информация воспринималась на слух. Одновременно со звуковыми упражнениями, но на отдельных уроках проводилась подготовка к письму по рельефно - точечной системе Брайля. В школах и училищах для слепых использовались специальные принадлежности для рельефно - точечного письма: доска, линейка, грифель и бумага. Непосредственно перед обучением письму учащихся знакомили с каждой вещью: показывали её устройство, объясняли значение, учили пользоваться. Затем ученики учились писать 6 точек, а потом и другие произвольные комбинации. Данная методика обучения слепых детей рельефно - точечному письму по системе Брайля затрагивало изучение алфавита, чтение и письмо слов, предложений и текстов.

В настоящее время в России существует обширная сеть специальных учреждений для воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей в возрасте  от 2 до 18 лет. Это дошкольные учреждения (ясли, детский сад), школы и школы - интернаты (IV вида), санатории. Деятельность данных учреждений направлена на воспитание, обучение, лечение и коррекцию нарушенных функций, трудовую подготовку и социально - психологическую адаптацию детей к социуму. Единой методики воспитания и обучения детей в современной системе специального образования не существует, каждое учреждение придерживается своих программ в зависимости от возраста и нужд своих воспитанников.

 

 

 

2.2                 Технические средства обучения слепых

Воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения и слуха проводятся в условиях специальной школы и посредством специальных технических средств обучения. Применение технических средств позволяет повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала, углубить имеющиеся у детей знания, осуществить дифференцированное обучение детей в зависимости от состояния зрения, облегчить труд преподавателей.

Специальные технические устройства создаются на основе системы Брайля и призваны облегчить жизнь инвалидов по зрению, делают их быт более полноценным и разнообразным, позволяют жить и трудиться самостоятельно.

Устройства на основе брайлевского шеститочия - это одиночные такторы, телетакторы, коммуникаторы, тактильные и вибротактильные дисплеи, брайлевские печатные машинки и компьютеры с брайлевским дисплеем. Также рельефно - точечный шрифт Брайля используется в обозначениях на циферблате часов, на термометрах и других измерительных приборах, на географических  и игральных картах.

Простейший тактильный дисплей носит название тактор - это устройство, формирующее рельефно - точечные знаки, считываемые осязательно. Эти дисплеи формируют рельефные знаки, состоящие из неподвижных выпуклых точек, появляющихся последовательно на панели тактора, как правило, под действием электрических сигналов. Передаваемый текст воспринимается побуквенно. Тактильный дисплей, формирующий одновременно один знак, получил название «одиночный тактор». Максимальная скорость считывания с «одиночного тактора»  190-200 знаков в минуту. Прототипом современных тактильных дисплеев является электромеханический тактор, применявшийся в телетакторе, разработанном под руководством И. А. Соколянского в сороковых годах. Телетактор профессора И. А Соколянского является первым техническим средством обучения незрячих.

На смену «одиночному тактору» в 1973 году пришёл тактильный дисплей строчного типа, изобретённый  А. Е. Пальтовым. На панели такого тактора формируется не один рельефно-точечный знак, а целая строка текста. В данном случае не нарушается закон сигнальности восприятия связного текста, что происходит при считывании информации с «одиночного тактора» и увеличивается скорость считывания информации с 200 знаков в минуту до 800 - 900 знаков.

В 1978 году А. Е. Пальтовым  разработан новый тактильный дисплей, получивший название «Преобразователь плоскопечатных знаков в рельефную форму». Данное устройство позволяет слепому читать печатные материалы, предназначенные для зрительного восприятия, отображая знаки плоскопечатного текста в рельефной форме. Тактильный дисплей такого типа отображает в рельефной форме любые знаки плоскопечатного текста, но способен формировать только одну букву слова, то есть считывание происходит по буквам.

В Англии разработан «Генератор тактильных знаков», который отображает одновременно слова преобразуемого в рельефную форму текста.

Для систем превращения зрительного изображения в тактильное, создавались вибротактильные дисплеи. Один из таких аппаратов трансформирует зрительное изображение в тактильную форму следующим образом. Тактильный дисплей этого аппарата размещён на спинке кресла. На 400 тактильных вибраторов, представляющих собой электромагниты, подаются электрические сигналы от телевизионной камеры. Слепой человек сидит в кресле устройства, касаясь кожей спины вибраторов тактильного дисплея. Взаимодействие вибраторов тактильного дисплея, создающих осязательный образ, обеспечивает восприятие распознавание изображений.

Аппарат, позволяющий незрячему читать обычные книги с достаточно высокой скоростью, получил название «Оптакон». Он состоит из оптоэлектронной камеры, преобразователя и тактильного дисплея. Основным недостатком устройства является его высокая стоимость. Он выпускается в США небольшими сериями.

Составной частью устройств, обеспечивающих обучение школьников с тяжелыми нарушениями зрения, являются клавишные панели. Специально предназначены для ввода информации слепыми школьниками семиклавишные клавиатуры. Они обеспечивают ввод информации по системе Брайля. Каждой рельефной точке системы Брайля соответствует клавиша. Отдельная клавиша служит для разделения слов. Кодовая комбинация брайлевского знака вводится одновременным нажатием на клавиши клавиатуры. Клавиши при нажатии должны обеспечивать школьнику тактильное ощущение щелчка. Скорость ввода информации слепыми посредством семиклавишных клавиатур достигает 300 знаков в минуту.

Для целей передачи учебной информации детям с тяжелыми поражениями зрения и слуха, обучающимся в опоре на тактильное восприятие, разработан «Телетактор с тактильными дисплеями, отображающими строку брайлевского текста». Телетактор имеет рабочее место преподавателя и четыре рабочих места слепоглухонемых учеников. Рабочее место преподавателя оборудовано многоклавишной клавиатурой с буквами алфавита для зрячих и семиклавишной «брайлевской» клавиатурой, позволяющей передавать информацию по системе Брайля. Введенная информация перекодируется и предъявляется ученику в виде строк брайлевских знаков на тактильных дисплеях. Скорость передачи и восприятия речевого материала достаточно высока. Канал обратной связи, обеспечивающий передачу информации от слепоглухонемых учеников к преподавателю, включает в себя брмйлевские клавиатуры, установленные на рабочих местах  слепоглухонемых, перекодирующее устройство и визуальный дисплей, предъявляющий передаваемую информацию в виде двух строк буквенного текста. Телетактор позволяет группе слепоглухонемых учеников обмениваться информацией по каналу взаимной связи. Используя этот канал, слепоглухонемые могут следить за ответом своего товарища, считывая с тактильных дисплеев его сообщение.

В производственных условиях слепоглухонемому для общения с окружающими нужен индивидуальный портативный прибор, который он мог бы носить с собой и применять в случае необходимости. Первым в ряду портативных устройств передачи информации слепоглухонемым следует поставить разработанный и изготовленный в 1955 году в Свердловской тифлотехнической лаборатории механический тактор. Этот тактор использовался И. А. Соколянским при общении с О. И. Скороходовой. Устройство обеспечивало каннам прямой связи без перекодирования.

Второе устройство этого класса, предназначенное для обеспечения канала обратной связи, изобретено А. Е. Пальтовым в 1970 году и носит название «Устройство для передачи сообщений зрячему от слепоглухонемого». Наличие перекодирующего устройства обеспечивает слепоглухонемому возможность передавать сообщения зрячему, не знающему специальных способов общения.

В 1974 году разработан «Портативный коммуникатор для слепоглухонемых». Коммуникатор обеспечивает каналы прямой и обратной связи с перекодированием информации. В клавиатуре коммуникатора клавиши с буквами расположены в алфавитном порядке. Устройство ввода информации представляет собой шестиклавишную «брайлевскую» клавиатуру. Вывод информации производится буквенным индикатором. Обмен информацией при общении с помощью данного устройства происходит на скоростях от 60 до 200 знаков в минуту.

Для письма слепых существует специальный прибор, сконструированный Луи Брайлем. Прибор состоит из двух металлических пластин, шарнирно соединённых с одной стороны. Верхняя пластина имеет вид решётки, состоит из рядов прямоугольных клеток, а нижняя - представляет собой ряды вдавленных шеститочий, соответственных по числу и размещению клеткам верхней пластины. Между пластинами закладывается плотная перыкарточная бумага, на которой пишущий накалывает рельефные буквы. Письмо производится специальным грифелем - короткой металлической спицей, вставленной в ручку. Подобный прибор позволяет писать не только на отдельных листах, но и в специальных тетрадях.

Применение специальных пишущих машинок для слепых значительно ускоряет письмо. Подобная машинка печатает рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и имеет шестиклавишную клавиатуру с клавишей пробела посередине. Каждой клавише соответствует определённая точка из брайлевского алфавита в следующей последовательности: 3 - 2 - 1 - пробел - 4 - 5 - 6. Буквы отпечатываются одним ударом при одновременном нажатии нескольких клавиш, что экономит время и облегчает труд слепого при письме. Существует две различные модели машинок для воспроизводства символов Брайля: это немецкая модель «Блиста» и американская модель «Перкинс». Клавиши на «Блисте» расположены ближе одна к другой, поэтому клавиатура удобней для детских рук. Зато машинка «Перкинс» работает не так громко, а напечатанную страницу можно вставить в неё ещё раз. На «Блисте» каретка двигается вместе с бумагой, а на «Перкинсе» передвигается сам печатный механизм. Обе машинки обладают теми же возможностями, что и обычные пишущие машинки: у них есть регулятор ширины поля, расстояния между строками, звуковой сигнал в конце строки, клавиша возврата каретки в начальное положение. Воспроизведение буквы в целом, а не по частям, быстрота письма составляют преимущество пишущей машинки перед письменным прибором для слепых.

Для слепых учащихся тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АПИСССР разработаны два типа обучающих машин: «Одема» и «Тифлорепетитор».

«Одема» применяется для исследования принципов и закономерностей программированного обучения учащихся с поражением зрительного анализатора, а так же непосредственно для программированного индивидуального обучения в специальных школах. В данной обучающей машине устройство ввода информации от учащихся выполнено в виде ряда кнопок, расположенных на пульте управления ученика. Под кнопками ввода расположены сигнализаторы подтверждения, а выше кнопок помещены сигнализаторы коррекции. С левой стороны пульта находится сигнализатор ошибок. Сигнал подтверждения и коррекции подаётся одновременно светом и с помощью тактильного сигнала. Кроме того, сигнал ошибки подаётся звуком. Для введения программы в обучающей машине имеется коммутатор.

«Тифлорепетитор» используется для проведения программированного обучения в специальных школах. Применяется для обучения с самоконтролем - при повторении и закреплении учебного материала; для обучения с двойным контролем - при регулярной проверке знаний учащихся учителем с одновременным контролем учащимися своих знаний; для проведения контрольных работ без самоконтроля. На лицевой панели машины имеется поле ввода ответов, состоящее из 32 отверстий. Ввод информации производится учащимися путём прокола контрольной карты в отверстиях, соответствующих выбранным ответам. Программа в устройство вводится с помощью металлических перфокарт.

Печать специальных учебных пособий для слепых может осуществляться с помощью аппарата, состоящего из стереотипа и печатного пресса. Стереотип представляет собой разновидность большой пишущей машины с системой молоточков и с шестью клавишами. С помощью стереотипа брайлевские символы набиваются на двойную цинковую пластину (матрицу). Матрица располагается в раскрытом виде под печатный пресс. Каждый раз, когда пресс опускается, подсовывается картонный лист, на котором печатается текст.

Для печати брайлевских текстов так же применяется термоформ. Он состоит из нагревательного элемента и вакуумного насоса. Текст печатается на картонном листе. Этот лист накладывается на аппарат, накрывается сверху пластиковым листом, по нему движется нагревательный элемент и одновременно действует вакуумный насос. Элемент разогревает материал почти до точки плавления, делая его пластичным. Вакуумный насос воздействует на мягкий пластиковый лист, который принимает форму картонной матрицы, находящейся под ней. Так получают пластиковую копию с оригинала, которую в дальнейшем тиражируют.

 

 

2.3      Современные технологии на основе рельефно - точечного шрифта Луи Брайля в жизни слепых

Информация о работе Рельефно - точечная система Брайля