Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы мы ставили изучение возможностей, которыми обладает работа классного руководителя в деле формирования у учащихся национального самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и предметом исследования являлись традиционные формы работы классного руководителя с учащимися и возможности для использования этих форм в решении обозначенной выше задачи.

Содержание

1. Вступление 3
2. Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение
национального самосознания белорусов. 4
3. Основные элементы структуры национального самосознания. 6
4. Формы и методы работы по развитию национального самосознания 11
5. Работа классного руководителя по формированию иммунитета к фактам
проявления национализма и экстремизма. 18
6. Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.64 Кб (Скачать документ)

Курсовая: Роль классного  руководителя в формировании национального  самосознания и формировании межнациональных  отношений 

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и

формировании межнациональных отношений.

                                   Содержание                                  

1.     Вступление                                                                                             3                                                                              

2.     Важнейшая  функция воспитания подрастающего  поколения страны – возрождение

национального самосознания белорусов.            4

3.     Основные элементы  структуры национального самосознания.  6

4.     Формы и  методы работы по развитию  национального самосознания   11

5.     Работа классного  руководителя по формированию  иммунитета к фактам

проявления национализма и экстремизма.                          18

6.     Заключение   22

Список использованной литературы  24

Приложение    28

                                Вступление                               

В данной курсовой работе рассматривается  роль классного руководителя школы  в

формировании у учащихся чувства национального самосознания. Эта задача

представляется необычайно важной в силу ряда исторических обстоятельств.

Самым главным из них является то, что само белорусское государство  совсем

недавно обрело свою независимость  и в данный момент эта государственность

находится в стадии становления. Процесс этот в условиях постоянно  меняющегося

мира проходит отнюдь непросто.

Кроме того, задача, обозначенная в теме курсовой работы, опять же в силу

исторических реалий, встала перед работниками народного  образования совсем

недавно и подходы к  ее решению постоянно разрабатываются  и совершенствуются.

Целью данной работы мы ставили  изучение возможностей, которыми обладает

работа классного  руководителя в деле формирования у учащихся национального

самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и

предметом исследования являлись традиционные формы работы классного

руководителя  с учащимися  и возможности для использования  этих форм в решении

обозначенной выше задачи.

Для достижения поставленной цели нами изучена литература по данной тематике и

опыт работы классных руководителей  Полоцкой национальной гимназии. В  качестве

практического задания разработан “План учебно-воспитательной работы классного

руководителя» (для 9 – 10 классов)

Выводы, к которым мы пришили  в результате работы над данной темой, приведены

в заключении данной работы.

     Важнейшая функция  воспитания подрастающего поколения  страны – возрождение

                    национального самосознания белорусов                   

С изменением социально-экономических  условий менялись и меняются нормы  и

правила взаимоотношений  человека и общества, взаимоот­ношений между людьми и

каждой личности к самому себе. Рост возможностей человечества, который

особенно стал заметен в наступившем веке, часто просто мешает духовному и

моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими  ей

благами в то же время несет  в себе массу негативных проявлений: разрушение

моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое

другое.  Особенно велико воздействие негативных сторон экономического

прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто  являются

проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных

чувств, иждивенчество. Подростку  и в самом деле трудно сориентироваться в

меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные  вопросы, которые ставит

перед ним жизнь. Кто как  не школа и учитель обязаны указать ему верные

ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача

педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы

возможно.  Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы  и правила

поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени  и стали

общепринятыми, интернациональными.

Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе,

родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность

для любого народа, любой  нации. Она определяет качества человека и

мобилизуют его на труд во имя народа, укрепления морально-политического

могущества своего государства, на сохранение народного достояния, природы и

окружающей среды.

Патриотизм проявляется  в гордости за успехи своего народа в области науки,

техники, производства, в  культуре, уважительном отношении к  атрибутам своего

государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и  ответственности

перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного

порядка, непримиримость к  несправедливости в отношениях между  народами.

Задачи воспитания у подрастающего  поколения патриотизма, любви к  родине, её

языку и культуре важны для всех стран. Но  в нашем государстве они имеют

особое значение. Причины  особой актуальности национального  воспитания

подрастающего поколения  кроются в непростой исторической судьбе белорусского

народа, который, как отметил  белорусский педагог XIX века Игнат  Кулаковский

"падпадаючы пад удары зменлiвага лесу..., пераходзячы з аднаго падняволення у

iншае..., з непазбежнасцю мусiў страчваць уласную сваю народнасць".” (10)

Здесь необходимо заметить, что и  XX век не стал исключением  в истории нашей

Родины и  был столь  же  щедр на “удары зменлiвага лесу”, в результате которых

процесс утраты народности, национального сознания и исторического  наследия

продолжался.

Сегодня белорусы имеют гармоничное  стечение исторических обстоятельств  для

того, чтобы создать на национальном историческом фундаменте в мощной и

свободной демократической  стране цивилизованную жизнь для  своих граждан. У

нас есть объективная возможность  покончить с  эпохой беспрерывных войн на

нашей территории, победить голод, холод и нищету, которые  преследовали наш

народ на протяжении веков.

Кроме того, гуманизация образования и воспитания, которая предусматривает

обращение к личности ребенка, имеет целью научить его жить, развиваться

среди людей. В этой связи  формирование гражданственности –  интегрального

качества человека, которое  характеризует его взаимоотношения  с государством –

нужно рассматривать как  необходимый этап в развитии полноценной  личности. С

другой стороны, проблемы формирования гражданина в условиях новых социальных

и политических реалий становится объективным требованием современного

гражданина. Это объясняется  рядом причин, важнейшими из которых  являются

задача возрождения нашей  республики как самостоятельного государства, что

возможно при активном участии граждан в государственных  делах. Кроме того, по

мере создания в республике правового государства, роль формирования

гражданских качеств подростков возрастает.  Поэтому необходимо  воспитать

граждан, считающих своим  моральным долгом участвовать в  формировании и

выполнении законов. Еще одной причиной является задача построения

гражданского общества в  нашей стране, для решения которой  необходимо

выработка новой гражданской  культуры у подрастающего поколения.

Следовательно, для национальной системы воспитания возрождение  национального

самосознания белорусского народа является одной из важнейших  задач. Без

чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином  своего

Отечества.  Надо только понимать, что чувство национального самосознания,

которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает

отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с  другими народами.

Более того, осмысление исторического  прошлого своего народа должно

способствовать тому, что  белорусский народ сможет почувствовать  себя равным

среди равных в семье народов  мира.

     Основные элементы  структуры национального самосознания

Национальное самосознание складывается из осознания человеком  своего

этногенеза, то есть из знания происхождения своего народа, для  которого

важнейшими качествами характера, всегда были «у першую чаргу ..патрыятызм,

працавiтасць, высокая маральнасць, а таксама паважнасць, добразычлiвасць,

гасцiннасць, памяркоўнасць, талерантнасць, аптымiзм i iншае».    Традиционно

«важнейшай часткай нашай педагогікі было выхаванне на гераічным мінулым.

Гэта, безумоўна, трэба працягваць і далей, тым больш, што цяжкіх перыядаў у

гісторыі нашай Айчыны было дастаткова. Але ўсё ж гэта — экстрэмальнае

становішча. 3 міжнароднай атмасферы канца другога і пачатку трэцяга

тысячагодзя трэба вучыцца жыць у звычайных, спакойных умовах. I пры ....

значэнні выхавання праз героіку, ахвярнасць народа трэба прызнаць, што гэта

ўсё ж такі вопыт абмежаваны».(7)

Гораздо важнее, как нам  кажется, привить подрастающему  поколению чувство

того, что до нас жили на родной земле сотни поколений  соотечественников. Они

исследовали вечные вопросы  бытия, находили и проверяли  практикой  их решение,

выдвигали новые идеи, приближая  тем самым сегодняшний день.  Отсюда  должна

прийти любовь к родному  краю, к его истории и культуре. «Нацыянальная

культура ў яе гістарычным аспекце павінна стаць асновай, зместам новай

выхаваўчай сістэмы.. Элементамі нацыянальнай культуры з'яўляюцца родная мова,

традыцыі, абрады, літаратура, фальклор, легенды, міфы, уклад жыцця народа. I

менавіта праз іх уваходзіць дзіця ў навакольны свет.».(8)

К сожалению, современные  школьники почти не знают своей  национальной

культуры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут  отличить

настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому

изучение народного искусства  является базой, отправной точкой, мерилом

искусства настоящего, современного. Народное искусство — это историческая

память. Народная мудрость в  сказках, песнях, танцах, различных  обрядах

выступает через поэтические  образы как реальная жизнь с ее нуждами, печалями,

радостями и обязательно  в стремлении к искусству. В сказочной  поэзии

подростки и старшеклассники  видят яркие, запоминающиеся образы и картины из

жизни народа, его морально-этические  устремления, жизненную мудрость,

объяснение явлений природы, часто загадочных, своеобразие обычаев,

традиций. Но, пожалуй, самое  главное — это научение добру, красоте,

нравственности, идеалам, народной мудрости — то, что воспитывает, формирует

добрые чувства, поступки.

Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте,

которое шло от природы, от целесообразности, гармонии в ней (человек  — часть

природы): красивый поэтический  слог, слившийся с мелодией в песнях; вышивка,

узор — повторение красок и линий природы и т. д. Красоту  в произведениях

народного творчества человек  создавал на радость себе и людям. «В

произведения искусства  народы вложили свои самые содержательные внутренние

созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а  у некоторых

народов единственным ключом, для понимания мудрости» (Гегель Г. В. Ф.

Эстетика. М., 1968. С. 13—14).

Первоклассник, только переступивший  порог школы, уже осознает, что  у него

есть Родина: семья, деревня, город, страна, в которой он живет. Знакомить с

народным искусством необходимо уже в начальной школе, в противном  случае

время будет упущено, в  старших классах ученики будут  воспринимать его как

экзотику, нежизненное, чужеродное явление.

«Адзін з важнейшых момантаў выхавання — традыцыі. Яны захоўваюць пераемнасць

пакаленняў. Не выпадкова ў «Законе аб адукацыі» ў нашай рэспубліцы

падкрэсліваецца, што адукацыя і выхаванне ў Беларусі павінны ажыццяўляцца на

аснове нацыянальных традыцый».(10)

Говоря о традициях, об их роли в воспитании подрастающего  поколения, нельзя

недооценить роль традиционной народной педагогики, этой «своеасаблiвай

фiласофii у галiне выхавання дзяцей, якая склалася у вынiку калектыўнай

творчасцi многiх пакаленняў i забяспечвае перадачу гiстарычнага i сацыяльнага

вопыту».(10)

Белорусская народная педагогика, как известно,  была связана с  ремеслом,

обучением детей бытовым, трудовым, агротехническим навыкам  и умениям,

медицинским, метеорологическим, ботаническим и математическим знаниям,

передача которых осуществлялась от отца сыну, от матери к дочери, от мастера

к ученику.  Происходило  обучение конкретным трудовым операциям, а также

навыкам использования народных погодных примет, наблюдений за развитием

растений, животных, определения  сроков сбора грибов, ягод, орехов.

Продолжение традиций народной педагогики  возможно с помощью  организации

воспитательной работы на основе народно-обрядового цикла белорусского народа.

Об этом же говорится и  в «Канцепцыi выхавання ў нацыянальнай школе Беларусi»,

Информация о работе Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений