Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы мы ставили изучение возможностей, которыми обладает работа классного руководителя в деле формирования у учащихся национального самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и предметом исследования являлись традиционные формы работы классного руководителя с учащимися и возможности для использования этих форм в решении обозначенной выше задачи.

Содержание

1. Вступление 3
2. Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение
национального самосознания белорусов. 4
3. Основные элементы структуры национального самосознания. 6
4. Формы и методы работы по развитию национального самосознания 11
5. Работа классного руководителя по формированию иммунитета к фактам
проявления национализма и экстремизма. 18
6. Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.64 Кб (Скачать документ)

где также отмечается в  этой связи, что это позволит «па-першае, звярнуцца да

тысячагадовай рэгіянальнай традыцыі народа, па-другое, паспрыяе пераемнасці

пакаленняў».(8)

Особенностями такой работы является сам характер традиционных народных

праздников, во время проведения которого все присутствующие не разделяются на

участников и  зрителей, но напротив, все являются участниками  действа. Кроме

того, во время подготовки к проведению подобного рода мероприятий  возможно

сочетание  изучения элементов  народного творчества: песен, танцев,  так и

новаторства в рамках традиционного  канона.

Широкое применение в процессе воспитания национального самосознания

подрастающего поколения  может найти клубная работа по изучению истории,

культуры, обрядов белорусов. Так, в последнее время широкое  распространение

получили исторические клубы, в которых подростки изучают  историю

средневекового рыцарства. Ребят привлекает возможность изготовления своими

силами оружия и доспехов средневекового воинства, участия в  международных

рыцарских  фестивалях, которые часто и повсеместно проводятся в последнее

время. Возможность участвовать  в них наравне с участниками  из зарубежных

стран дает  ребятам чувство  гордости за свою страну, которая выступает  на

турнирной арене как равная среди равных. Важно добавить еще, что для клубов

других стран СНГ участие  в этих турнирах сохраняет некий  элемент маскарада,

потому что в истории  средневековья республик СНГ  рыцарства не существовало.

Для белорусов же  рыцарские  турниры и поединки – часть  их истории. Команды

белорусских клубов, таким  образом, чувствуют себя такими же европейцами, не

только  наравне с командами  Прибалтики, но и среди команд развитых

европейских стран.

Вместе с тем,  в процессе изготовления доспехов, подготовки к  турнирам

участники клубов тщательным образом изучают историю нашей  родины, что

значительным образом  способствует формированию чувства  национального

самосознания.

Национальное самосознание невозможно без национального языка  и национальной

литературы. «Мова – душа народа», - писал выдающийся белорусский поэт Алесь

Гарун. Так он выразил свою мысль и мысли многих своих предшественников.  Надо

признать, что часто процессы, происходившие в белорусской  истории, в

языковой сфере, были разрушительными  для  национального самосознания. Так

продолжатель гуманистических  традиций Франциска Скорины и  Симона Будного

Василь Цяпинский последовательно и неутомимо укорял церковных и светских

феодалов, которые отдали на поруганье культуру белорусского народа: « хоць бы

пiсьмены сваi паважалi» писал он с горечью и возмущением.

Народный писатель Беларуси Иван Мележ отмечал в письме к ученикам

Гудзевической школы: « Кожная мова ствараецца народам. Ствараецца на працягу

многiх гадоу, многiх стагоддзяу. Яе нельга не паважаць, як нельга не паважаць

родны народ». (10)

С сожалением надо отметить, что в настоящее время языковая ситуация не

благоприятствует развитию и успешному функционированию белорусского языка, не

последнюю роль в этом играет засилье русского языка в средствах  массовой

информации. Следовательно, изучение, борьба за расширение сферы  употребления

языка белорусского народа актуальна и сегодня. Это также важная часть работы

по формированию национального  самосознания.

     Формы и методы  работы по развитию национального  самосознания.

Трудно перечислить все  разнообразие форм организации вос­питательной работы в

школах. Передовые учителя, воспитатели постоянно ищут и внедряют в практику

воспитания все новые  и новые формы организации  воспитательного процесса.  В

педагогической литературе и в практике воспитательной работы наиболее

распространенной является такая классификация форм организации  воспитания:

а) фронтальная, или массовая, работа; б) индивидуальная работа; в) групповая,

или кружковая, работа (с постоянным и меняющимся составом учащихся). При

классификации форм организации  воспитательной работы следует иметь  в виду,

что есть формы обязательные для всех учащихся (дежурство, участие  в работе по

самообслуживанию и др.), а есть добровольные (кружковые занятия, спортивные

команды и т. п.).

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в

зависимости от методики воспитательного  воздействия, При такой классификации

формы воспитания подразделяются на такие группы: словесные 

(политинформации, собрания, сборы, линейки, лекции, доклады,  читательские

конференции, диспуты, встречи, устные газеты, радиожурналы и т. п.);

практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы,

кружки технического творчества, юных натуралистов, а также субботники,

тимуровская работа и т. п.); наглядные (школьные музеи,

ленинские уголки, комнаты  и залы, галереи героев войны и  труда, малые

третьяковские галереи, выставки художественного творчества, книжные выставки и

витрины новых книг, тематические стенды и др.). (4.с78-79)

Такая классификация  имеет  в виду, прежде всего, проведение разовых

воспитательных мероприятий (политинформаций, бесед, экскурсий, походов  и т.

п.). Правда, некоторые из практических и наглядных форм предполагают

проведение длительной воспитательной работы в определенном направлении

(например, деятельность красных  следопытов,  школьные музеи).

Необходимо также иметь  в виду, что классификация в  зависимо­сти от характера

воспитательного воздействия  носит условный характер. Ведь в  практике

воспитания словесные, практические и наглядные формы тесно переплетаются. К

примеру, проведение политинформаций, читательских конференций связано  с

практическими делами. Нередко  в ходе политинформаций, конференций

используются и различные  средства наглядности (портреты, карты, схемы,

демонстрация диапозитивов, кинофильмов и т. п.). Все дело в  том, какие формы

преобладают, являются основными, ведущими.

«Важнейшее требование к  воспитательной работе – это применение разнообразных

форм ее организации».

     Из всего  вышесказанного следует, что подход  к  осуществлению задачи

формирования национального  самосознания возможен двоякий:  наполнить новым

содержанием традиционные  формы воспитательной работы и искать новые пути

воспитательного воздействия  на подрастающее поколение.

Одной  из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной

работы является проведение классных часов. Иногда он называется

воспитательным часом, часом  воспитания или часом классного  руководства. Часто

проведение классных часов  заранее включается в школьное расписание. Они

проводятся обычно раз  в неделю в определенные дни. Время  на их проведение

строго не регламентируется. Они могут продолжаться 20—30 минут, а иногда и

более часа. Все зависит  от их характера и назначения, от возраста учащихся.

Здесь преобладает формы  свободного общения учащихся с классным

руководителем. Тематика классных часов намечается в планах классных

руководителей.

Традиционно  они посвящались  вопросам идейно-нравственного

воспитания, культуры поведения, обсуждению наиболее актуаль­ных статей из

газет и журналов, обсуждению новых книг, спектаклей, кинофильмов, проведению

встреч с интересными  людьми и т. п.

Эту традиционную форму воспитательной работы с учащимися необходимо наполнить

новым содержанием, способствующим воспитанию у школьников чувства

национального самосознания. Для этого возможно проведение классных часов по

определенной тематике. Так, например, это могут быть тематические беседы,

обсуждения недавно прочитанных  книг и просмотренных кинофильмов,  выступления

по определенному вопросу, которые школьники приготовят по предложенной

классным руководителем  теме.

В качестве темы такой беседы может быть, например: « Чаму беларусы не

размаўляюць на беларускай мове”; возможно проведение обсуждений книг

Владимира Орлова, Василя Быкова;  для  выступлений учащихся можно  предложить

такие, например, темы : «Прысутнасць беларускай культуры ў свеце”, “Выдатныя

польскія і расійскія дзеячы навукі і культуры паходжанем з Беларусі”,

“Матулін ручнік”(с демонстрационными материалами).

К другим формам фронтальной  воспитательной работы традиционно  относятся:

коллективная подготовка и проведение массовых мероприятий, участие в

общественно полезном труде, подготовка и выпуск стенгазеты, сбор материалов и

оформление школьного  музея, читательские конференции и  диспуты, встречи с

известными людьми, коллективное посещение театров, кино, музеев, туристко-

краеведческие походы. И здесь  существуют неограниченные возможности  для

того, чтобы классному  руководителю наполнить эти формы  национальным

содержанием.

Так массовые мероприятия  могут быть связаны с традиционными календарно-

обрядовыми  праздниками  белорусского народа.  Общественно  полезный труд может

быть направлен на благоустройство родного города и села и в особенности

памятных мест. Прикоснуться к подвигу в трудное время  для Родины можно своим

трудом и поступками. В  этой связи можно предусмотреть  рейды и походы учащихся

по местам важнейших событий как в годы сражений, так и в мирное время,

принять участие в охране исторических памятников, природы, в  разбивке парков

и скверов, в озеленении микрорайона  школы; объявить конкурсы на лучшую

фотографию "Родная природа"; смотр готовности к продолжению  трудовых и ратных

традиций "Мы растем достойной  сменой", "Родину-мать умей защищать",

"Операция "памяти павших"; провести викторину "Знаешь ли ты свою Родину?".

Все указанные мероприятия  позволяют прикоснуться учащимся к  родной земле, к

ратному и трудовому подвигу  старшего поколения.

Стенгазета, выпущенная на белорусском  языке, в русскоязычной школе  принесет

определенное воспитательное воздействие. В школьном музее могут  быть

представлены материалы  по истории родного края. Читательские конференции и

диспуты могут быть посвящены  книгам не белорусском языке. Старшеклассникам

можно предложить диспут или  конференцию о прошлом и настоящем  белорусского

народа на темы: "Мы продолжаем эстафету отцовских подвигов и дел", "Что

значит быть патриотом сегодня?", "О мужестве в бою и в мирное время",

"Сердцем прикоснуться  к подвигу".  Известными людьми, которые придут на

встречу с детьми вполне могут  быть поэты и барды, пишущие свои стихи на

белорусском  языке, другие деятели белорусской культуры. Можно предусмотреть

проведение совместно  с учителями-предметниками и биб­лиотечными работниками

читательских конференций  по литературным произведениям, на основании  которых

возможно раскрыть удивительное чувство патриотизма: "О любви великих людей к

своей Родине", "Чытаем вершы  пра Радзiму", "Стран на свете много, а Родина

одна", "Патриотизм белорусского народа в поэзии и прозе".  Классный

руководитель, планирующий  коллективное посещение театров  и кино, музеев и

выставок имеет возможность  планировать такие мероприятия  с учетом задач

формирования национального  самосознания и поэтому он откажется  от посещения

того, что не несет ничего для дела воспитания национальной культуры.

«В ходе опытно-экспериментального исследования, проводимого в

общеобразовательной и профессиональной школе по возрождению у учащихся

национально-культурного  компонента (языка, традиций, привычек, обрядов,

обычаев своего народа), доказано, что активными формами при  этом являются

курсы этнографии, фольклора, истории религии, театра, народных ремесел».

(10.48)

Перспективным элементом  работы по формированию у учащихся чувства

национального самосознания является деятельность школьных клубных

объединений. Работа таких  клубов  может быть сориентирована  не только на

проведение свободного времени  и отдых школьников. В деятельности школьных

клубов, как нам кажется, таятся неисчерпаемые возможности  для развития

познавательной активности школьников, что может способствовать активизации

мировоззренческих процессов, и, как следствие, помочь делу формирования

национального самосознания учащихся.  Важно только так организовать работу в

клубах, чтобы она отличалась новизной, внимание к потребностям детей,

искренней заинтересованностью  успехами детей, что возможно, если уже на

первом этапе создать в клубах положительное эмоциональное отношение к работе

клуба.  В дальнейшем возможно уже организовывать систематическую  поисковую

деятельность в разносторонних  творческих объединениях. При выполнении этих

задач будут созданы условия  для самостоятельной целенаправленной деятельности

в окончательно сформированном клубе.

Деятельность клуба может  заключаться в организации экскурсий  по музеям,

поездок в другие города и  населенные пункты с целью ознакомления с памятными

местами Отечества. Впечатления  от этих поездок могут найти отражение  в самых

Информация о работе Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений