Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:17, курсовая работа
Целью данной работы мы ставили изучение возможностей, которыми обладает работа классного руководителя в деле формирования у учащихся национального самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и предметом исследования являлись традиционные формы работы классного руководителя с учащимися и возможности для использования этих форм в решении обозначенной выше задачи.
1. Вступление 3
2. Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение
национального самосознания белорусов. 4
3. Основные элементы структуры национального самосознания. 6
4. Формы и методы работы по развитию национального самосознания 11
5. Работа классного руководителя по формированию иммунитета к фактам
проявления национализма и экстремизма. 18
6. Заключение 22
Список использованной литературы 24
разных формах: отзывах, сочинениях-рассуждениях, фоторепортажах и т.д.
В клубе также могут быть подготовлены и проведены беседы-сообщения
познавательного характера. В качестве тем таких бесед возможно предложить
учащимся – членам клуба - подготовить всевозможные сообщения об
исторических местах родного города, о жизни и деятельности известных деятелей
белорусской культуры.
В клубе можно организовать также изучение фольклорно-этнографическое
наследие. В этих целях, как отмечалось выше, возможна разработка сценариев
обрядов и народных праздников таких, например, как «Сёмуха», «Ваджэенне
Куста», «Гуканне вясны», «Дзяды», «Каляды».
В качестве примера таких мероприятий можно показать, как запланировать
этнографический обряд «Дзяды». В соответствующим образом оформленном
помещении происходит поклонение ушанаванне памяти наших известных предков,
сообщаются сведения из истории возникновения и назначении обряда, исполняются
некоторые элементы ритуала (чтение молитвы по умершим, кутья). Сама атмосфера
этого обряда может создать незабываемый настрой и оказать сильное
эмоциональное воздействие. Для этого, возможно, потребуется произвести
некоторые перестановки мебели в классе – поставить полукругом парты,
например. На каждой парте, перед каждым учеником - зажженная свечка,
фотоснимки умерших, о которых они собираются рассказать в ходе данного
мероприятия. Здесь же возможно использовать и другие элементы оформления
вместе с принесенными из дома предметами (молельной иконой, венки из цветов,
подсвечники). На видном месте - древняя икона в старинном окладе, свечи,
портреты наших славных предков, ручники, кутья. Можно позаботиться о
музыкальном оформлении мероприятия и использовать для этого музыку на мотив
«Ave Maria». Участники мероприятия расскажут о близких им людях, ушедших в
небытие, о том, как отмечают это день в их семьях. Прозвучат слова древней
молитвы об умерших: « Даруй, Божа, грахi ўсім прадзедам, дзядулям і бабулям
нашым – усім продкам, што адыйшлі ў веры і надзеі на ўваскресенне, і ўчыні ім
вечнаю памяць. Амінь” И тогда в душах подростков возможно родится искреннее
пожелание, которое можно произнести тут же : «Дай нам, Божа, з годнасцю
прайсці свой жыццевый шлях, пражыць так, каб памножыць славу свайго роду і
свайго народа”.
Огромный эмоциональный запал может принести школьникам постановка обряда
«Каляды». Материалы, которые будут использованы для его подготовки, дадут не
только сведения об истории возникновения праздника, но и об особенностях его
проведения в разных местах Беларуси в наше время.
Подготовленные таким
образом красочные
клуба, одетые в национальные одежды, исполняют обряды, поют народные песни,
танцуют и т.д. можно показать ученикам всей школы.
В патриотическом и интернациональном воспитании хорошо зарекомендовали
заочные путешествия по Беларуси и другим странам, в процессе подготовки и
проведении которых самое активное участие принимают ученики. Они готовят
планшеты, иллюстративный материал, статьи из периодических изданий, выполняют
роль путеводителей, проводников, экскурсоводов, капитанов дальнего
плавания, начальников команд, выступают перед сверстниками и младшими.
На основе собранных материалов можно изготовить альбомы "Наш город", "Наш
поселок прежде и теперь", "Наша деревня вчера и сегодня", объявить конкурс на
лучшее сочинение, исполнение песен и танцев, на лучший рисунок фотографию или
рассказ.
Деятельность школьных клубных объединений хороша еще и тем, что помогает
классному руководителю избежать одностороннего подхода в деле национального
воспитания. С одной стороны, деятельность клуба находит отражение в
воспитательной работе всей школы: знакомит учеников с национальной культурой,
пропагандирует любовь к родному краю, привлекает учащихся тем, что члены
клуба заняты интересным делом. С другой стороны – добровольное,
необязательное членство в клубе способствует тому, что, формируя
национального самосознание, можно будет избежать проявлений национального
превосходства и исключительности.
Работа классного
руководителя по воспитанию
Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность,
вызывают проявление национального эгоизма, неуважительного отношения к людям
другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не
оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация,
как известно, есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории,
экономических связей, культуры, языка, традиций и обычаев народов. Поэтому
определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть
националистический подход к патриотизму. Такой подход ущербен не только для
самой личности, но и для общества: в условиях многонациональной страны может
привести не к объединению интересов людей, а к разъединению,
противопоставлению. Идеальная ситуация, когда специфическое, национальное
развивается в гармонии с интернациональным, на его основе.
Для того чтобы добиться этого, классному руководителю необходимо
поддерживать и развивать все, что способствует объединению различных
национальностей. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств,
определяющих отношение человека к своей этнической общности. Как установили
исследования, проводившиеся сотрудниками Оренбургского университета,
«культура межнационального общения учащихся проявляется в испытываемых ими
чувствах и эмоциях, в их импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях.
Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и
отрицательным, эмоциям, но культура межнационального общения учащихся
проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и стараться не
переносить на других, не заражать ими окружающих». (10.47). Поэтому наряду и
одновременно с патриотическим воспитанием следует прививать учащимся
общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление
к интернациональным связям и дружбе между народами.
Кроме того, появлению или усилению разного рода отклонений могут
способствовать неуважительные
или пренебрежительные
инонациональному языку, культуре, добрым традициям, а также ошибки и
просчеты, допускаемые в кадровой политике. Выпячивание и обострение
национального усугубляют педагогические просчеты, если допускается особое
отношение к учащимся той или иной национальности, необъективное толкование
исторических событий и т. д. Такие ошибочные действия могут стать причиной
неуважительного отношения к людям иной национальности. Выявление причин
такого особого отношения показало, что оно порождается не только
стереотипами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может
быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности
или возникающими на разной почве конфликтами (в школе, семье, на
производстве). Недостатки одного человека или неуважительное к нему
отношение подчас распространяются на всех людей данной национальности.
Следовательно, классный руководитель должен помочь школьникам обрести
уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить
их, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он
человек, а не к какой национальности принадлежит; надо показать ученикам,
убедить их в том, что нет «плохих» и «хороших» национальностей. Есть плохие
и хорошие люди. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты,
недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться
своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья,
невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже
придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не
пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и
деятельности.
Таким образом, культура межнациональных отношений начинается с культуры
отношений межличностных. Поэтому классному руководителю нужно предложить
ребятам небольшие сочинения на такие темы: «Круг моего знакомства», «Круг
привязанностей», «Зона отчуждения», «Деловое общение». Пусть школьники
определят, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности
они исповедуют, на что ориентируются.
В плане каждого классного руководителя должно найтись место для
информирования учащихся о том, что международное сообщество все ближе
подходит к единению человечества в рамках экономической, идеологической и
духовной интеграции: принято Хельсинское соглашение "О сотрудничестве и
мерах доверия между странами", в котором зафиксированы права и обязанности в
условиях единения стран и народов. На основе этого международного документа
проходят конгрессы женщин мира, создан Интерпол по борьбе с мафией,
наркоманией и бандитизмом, соглашение по спасательным работам в период
стихийных бедствий, МАГАТЭ - по контролю над атомной энергией, Гринпис - по
борьбе с нарушениями экологии, ООН - по поддержанию мира в горячих точках
планеты и т. д.
Кроме того, и дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в
совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает
преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство
национальной исключительности.
проведении международных праздников и знаменательных дат в жизни разных
народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу
и понять общечеловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной
помощи.
В прошлые годы создавались клубы интернациональной дружбы (КИД), которые
хорошо помогали педагогическому коллективу школы в интернациональном
воспитании учащихся. Они организовывали переписку с ребятами других стран
мира, создавали комнаты и музеи, проводили встречи с учащимися разных
национальностей, с людьми, побывавшими за рубежом по деловым, научным и
культурным связям, с воинами армии и флота. Этот опыт, как нам кажется, можно
использовать и сегодня.
В плане классного руководителя
можно предусмотреть
музыкальные вечера на интернациональные темы, например: "Все народы, все дол
люди, все мы Родину любим", "Музыка братских народов", "На одной планете, под
одной звездой", "Планета моя по имени Земля". В каждом из названных
мероприятий могут принять
участие преподаватели
изобразительного искусства, физкультуры и спорта, представители
общественности и родители.
Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными
семьями, их обычаями и традициями. Поскольку «для «генерирования» у учащихся
интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание
привлекательности и элементов неопределенности». (10.47), классный
руководитель может предложить учащимся подготовить беседы по теме:
«Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья»,
«Белорусская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих
рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.
Исследовательские группы школьников во главе с учителем, изучают проблемы
«Язык твоего народа», «Национальные традиции». Знать как можно больше о
других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений
в любом возрасте.
Подводя итог проведенной работе, мы должны заметить следующее. Задача
формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры
межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в
условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок
важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать
патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее
будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к
родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа -
непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий
патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая
и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое
национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений
экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.
В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья
педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи
традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном
случае является важным звеном в деле формирования национального
самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и