Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы мы ставили изучение возможностей, которыми обладает работа классного руководителя в деле формирования у учащихся национального самосознания и культуры межнациональных отношений. Соответственно, объектом и предметом исследования являлись традиционные формы работы классного руководителя с учащимися и возможности для использования этих форм в решении обозначенной выше задачи.

Содержание

1. Вступление 3
2. Важнейшая функция воспитания подрастающего поколения страны – возрождение
национального самосознания белорусов. 4
3. Основные элементы структуры национального самосознания. 6
4. Формы и методы работы по развитию национального самосознания 11
5. Работа классного руководителя по формированию иммунитета к фактам
проявления национализма и экстремизма. 18
6. Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.64 Кб (Скачать документ)

разных формах: отзывах, сочинениях-рассуждениях, фоторепортажах и т.д.

В клубе также могут  быть подготовлены и проведены беседы-сообщения

познавательного характера. В качестве тем таких бесед  возможно предложить

учащимся – членам клуба -  подготовить всевозможные  сообщения  об

исторических местах родного города, о жизни и деятельности известных деятелей

белорусской культуры.

В клубе можно организовать также изучение фольклорно-этнографическое

наследие. В этих целях, как  отмечалось выше, возможна разработка сценариев

обрядов и народных праздников таких, например, как «Сёмуха», «Ваджэенне

Куста», «Гуканне вясны», «Дзяды», «Каляды».

В качестве примера таких  мероприятий можно показать, как  запланировать

этнографический обряд «Дзяды».  В соответствующим образом оформленном

помещении происходит поклонение ушанаванне памяти наших известных предков,

сообщаются сведения из истории  возникновения и назначении обряда, исполняются

некоторые элементы ритуала (чтение молитвы по умершим, кутья). Сама атмосфера

этого обряда может создать  незабываемый настрой и оказать  сильное

эмоциональное воздействие. Для этого, возможно, потребуется  произвести

некоторые перестановки мебели в классе – поставить полукругом парты,

например. На каждой парте, перед  каждым учеником -  зажженная свечка,

фотоснимки умерших, о  которых они собираются рассказать в ходе данного

мероприятия. Здесь же возможно использовать и другие элементы оформления

вместе с принесенными из дома предметами (молельной иконой, венки из цветов,

подсвечники). На видном месте -  древняя икона в старинном  окладе, свечи,

портреты наших славных  предков, ручники, кутья. Можно позаботиться о

музыкальном оформлении мероприятия и использовать для этого музыку на мотив

«Ave Maria». Участники мероприятия расскажут о близких им людях, ушедших в

небытие, о том, как отмечают это день в их семьях. Прозвучат  слова  древней

молитвы об умерших: « Даруй, Божа, грахi ўсім прадзедам, дзядулям і бабулям

нашым – усім продкам, што адыйшлі ў веры і надзеі на ўваскресенне, і ўчыні ім

вечнаю памяць. Амінь” И тогда в душах подростков возможно родится искреннее

пожелание, которое можно  произнести тут же : «Дай нам, Божа, з годнасцю

прайсці свой жыццевый шлях, пражыць так, каб памножыць славу свайго роду і

свайго народа”.

Огромный эмоциональный  запал может принести школьникам постановка обряда

«Каляды». Материалы, которые будут использованы для его подготовки, дадут не

только сведения об истории  возникновения праздника, но и об особенностях его

проведения в разных местах Беларуси в наше время.

Подготовленные таким  образом красочные представления, во время которых члены

клуба, одетые в национальные одежды, исполняют обряды, поют народные песни,

танцуют и т.д. можно показать ученикам всей школы.

В патриотическом и интернациональном  воспитании хорошо зарекомендовали

заочные путешествия по Беларуси и другим странам, в процессе подготовки и

проведении которых самое  активное участие принимают уче­ники. Они готовят

планшеты, иллюстративный материал, статьи из периодических изданий, выполняют

роль путеводителей, проводников, экскурсоводов, капитанов дальнего

плавания, начальников команд, выступают перед сверстниками и  младшими.

На основе собранных материалов можно изготовить альбомы "Наш  город", "Наш

поселок прежде и теперь", "Наша деревня вчера и сегодня", объявить конкурс на

лучшее сочинение, исполнение песен и танцев, на лучший рисунок  фотографию или

рассказ.

Деятельность школьных клубных  объединений хороша еще и тем, что помогает

классному руководителю избежать одностороннего подхода в деле национального

воспитания. С одной стороны, деятельность клуба находит отражение  в

воспитательной работе всей школы: знакомит учеников с национальной культурой,

пропагандирует любовь к  родному краю, привлекает учащихся тем, что члены

клуба заняты интересным делом. С другой стороны – добровольное,

необязательное членство в клубе способствует тому, что, формируя

национального самосознание, можно будет избежать проявлений национального

превосходства и исключительности.

     Работа классного  руководителя по воспитанию культуры  межнациональных отношений

Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют  личность,

вызывают проявление национального  эгоизма, неуважительного отношения  к людям

другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не

оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация,

как известно, есть исторически  сложившаяся общность людей на базе территории,

экономических связей, культуры, языка, традиций и обычаев народов. Поэтому

определять нацию и  Родину только по этническому признаку - это и есть

националистический подход к патриотизму.  Такой подход ущербен  не только для

самой личности, но и для  общества: в условиях многонациональной  страны может

привести не к объединению  интересов людей, а к разъединению,

противопоставлению.  Идеальная  ситуация, когда специфическое, национальное

развивается в гармонии с  интернациональным, на его основе.

Для того чтобы добиться этого, классному руководителю необхо­димо

поддерживать и развивать  все, что способствует объединению  различных

национальностей. Важно научиться  влиять на процесс формирования качеств,

определяющих отношение человека к своей этнической общности. Как установили

исследования, проводившиеся  сотрудниками Оренбургского университета,

«культура межнационального общения учащихся проявляется в испытываемых ими

чувствах и эмоциях, в их импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях.

Конечно, любой человек  может поддаться различным, в том числе и

отрицательным, эмоциям, но культура межнационального общения учащихся

проявляется в умении управлять  своими эмоциями, сдерживать их и стараться  не

переносить на других, не заражать ими окружающих». (10.47). Поэтому  наряду и

одновременно с патриотическим воспитанием следует прививать  учащимся

общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление

к интернациональным связям и дружбе между народами.

Кроме того, появлению или  усилению разного рода отклонений могут

способствовать неуважительные или пренебрежительные отношения  к

инонациональному языку, культуре, добрым традициям, а также  ошибки и

просчеты, допускаемые в  кадровой политике. Выпячивание и  обо­стрение

национального усугубляют педагогические просчеты, если допускается особое

отношение к учащимся той  или иной национальности, необъективное  толкование

исторических событий  и т. д. Такие ошибочные действия могут стать причиной

неуважительного отношения  к людям иной национальности. Выявление  причин

такого особого отношения  показало, что оно порождается  не только

стереотипами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может

быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности

или возникающими на разной почве конфликтами (в школе, семье, на

производстве). Недостатки одного человека или неуважи­тельное к нему

отношение подчас распространяются на всех людей данной нацио­нальности.

Следовательно, классный руководитель должен помочь школьникам обрести

уважение к чести и  достоинству каждого народа и  каждого человека, убедить

их, что нет народа лучше  или хуже другого. Главное в каж­дом: каков он

человек, а не к какой  национальности принадлежит; надо показать ученикам,

убедить их в том, что нет  «плохих» и «хороших» национально­стей. Есть плохие

и хорошие люди. Достоинства  людей — их личные, а не национальные черты,

недостатки человека относятся  к данному человеку, а не к народу. Кичиться

своей принадлежностью к  той или иной национальности —  признак бескультурья,

невоспитанности. Благородный  человек встанет на защиту обиженного, если даже

придется идти против своих  сородичей, соотечественников. Надо искать не

пороки, а ценности человека или народа и на них опираться  в общении и

деятельности.

Таким образом, культура межнациональных  отношений начинается с культуры

отношений межличностных. Поэтому  классному руководителю нужно предложить

ребятам небольшие сочинения  на такие темы: «Круг моего знакомства», «Круг

привязанностей», «Зона отчуждения», «Деловое общение». Пусть школьники

определят, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности

они исповедуют, на что ориентируются.

В плане каждого классного  руководителя должно найтись место  для

информирования учащихся  о том, что международное сообщество все ближе

подходит к единению человечества в рамках экономической, идеологической и

духовной интеграции: принято  Хельсинское соглашение "О сотрудничестве и

мерах доверия между странами", в котором зафиксированы права  и обязанности в

условиях единения стран и народов.   На основе этого международного документа

проходят конгрессы женщин мира, создан Интерпол по борьбе с мафией,

наркоманией и бандитизмом, соглашение по спасательным работам  в период

стихийных бедствий, МАГАТЭ - по контролю над атомной энергией, Гринпис - по

борьбе с нарушениями  экологии, ООН - по поддержанию мира в горячих точках

планеты и т. д.

Кроме того, и дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в

совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это  помогает

преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство

национальной исключительности.  Поэтому участие школьников в  подготовке и

проведении международных праздников и знаменательных дат в жизни разных

народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу

и понять общечеловеческие ценности, необходимость сотрудничества и  взаимной

помощи.

В прошлые годы создавались  клубы интернациональной дружбы (КИД), которые

хорошо помогали педагогическому  коллективу школы в интернациональном

воспитании учащихся. Они организовывали переписку с ребя­тами других стран

мира, создавали комнаты  и музеи, проводили встречи с  учащимися разных

национальностей, с людьми, побывавшими за рубежом по деловым, научным и

культурным связям, с воинами  армии и флота. Этот опыт, как нам  кажется, можно

использовать и сегодня.

В плане классного руководителя можно предусмотреть литературные и

музыкальные вечера на интернациональные  темы, например: "Все народы, все  дол

люди, все мы Родину любим", "Музыка братских народов", "На одной планете, под

одной звездой", "Планета  моя по имени Земля". В каждом из названных

мероприятий могут принять  участие преподаватели литературы, музыки,

изобразительного искусства, физкультуры и спорта, пред­ставители

общественности и родители.

Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными

семьями, их обычаями и традициями. Поскольку «для «генерирования»  у учащихся

интереса к культурам  других народов и их представителям необходимо сочетание

привлекательности и элементов  неопределенности». (10.47), классный

руководитель может предложить учащимся подготовить   беседы по теме:

«Английская семья», «Японская  семья», «Еврейская семья», «Русская семья»,

«Белорусская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих

рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Исследовательские группы школьников во главе с учителем, изучают проблемы

«Язык твоего народа», «Национальные  традиции». Знать как можно больше о

других народах — это  основа формирования культуры межнацио­нальных отношений

в любом возрасте.

                                Заключение                               

Подводя итог проведенной  работе, мы должны заметить следующее. Задача

формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры

межнациональных отношений  в условиях становления нашего государства, в

условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок

важна и актуальна. Решение  этой задачи позволит вырастить и  воспитать

патриотов, настоящих граждан  своей родины, и таким образом  обеспечить ее

будущее, потому что отношение  к Родине, к своему народу и его  традициям, к

родной природе, родному  краю, языку, культуре и обычаям своего народа -

непреходящая ценность для  любого народа, любой нации. Кроме  того, настоящий

патриот, гордящийся своим  отечеством,  не станет добиваться признания, унижая

и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что  развитое

национальное самосознание – является своего рода гарантией  от проявлений

экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все  звенья

педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи  плечи

традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может  и в данном

случае является  важным звеном в деле формирования национального

самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев  и

Информация о работе Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений