Роль лепки в развитии творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.
Объект: Творческие способности детей.
Предмет: Организация занятий по лепке для развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей
2. Изучение опыта работы специалистов данной отрасли – авторов учебников, научных статей.
3. Выделение проблем детского изобразительного творчества и предложение путей их решения.
4. Разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей

Содержание

Введение 3
1. Особенности лепки в детском саду 5
2. Проблемы детского изобразительного творчества 14
3. Развитие творчества детей на занятиях лепкой 22
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Лепка.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ТЕМА:

РОЛЬ  ЛЕПКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 
 
 
 

 

 

Содержание

 

Введение

    Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм.

    Приобщение  дошкольников к народному искусству  осуществляется посредством одного из видов изобразительного творчества – лепкой, которая развивает творческие способности у детей, развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности дошкольников. Это подтверждает концепция эстетического развития детей, разработанная научными сотрудниками Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Г.Н. Пантелеев, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова).

    Анализ  методической литературы наглядно свидетельствует  о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала дошкольников. В работе с данной категорией особенно важно обеспечить подготовку детей к школьному этапу жизни, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от встреч с прекрасным.

    Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого  материала по теме и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятия дошкольников особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

    Цель  данной курсовой работы – выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.

    Объект: Творческие способности детей.

    Предмет: Организация занятий по лепке для развития творческих способностей детей.

    Задачи:

   1. Изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей

  1. Изучение опыта работы специалистов данной отрасли – авторов учебников, научных статей.
  2. Выделение проблем детского изобразительного  творчества и предложение путей их решения.
  3. Разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей

    Методы: Анализ литературы, наблюдения, обобщение практического опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности лепки  в детском саду

    Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

    «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинзбург, лепка играет ту же роль, как и  арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

    В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто  умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».1

    У маленького ребенка особая острота  восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

    Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

    Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно – прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

    Какие же выразительные средства познает  ребенок в процессе восприятия скульптуры, и какие из них он может использовать в лепке?

    Создание  лепного образа всегда связано с  передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем  дошкольном образе дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движением руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок-дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

    Скульптура  открывает большие возможности  для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

    Под влиянием скульптуры дошкольники  быстрее  осваивают изображение фигур  в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

    Прежде  чем начать работу по знакомству детей  со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книги по скульптуре.

    Знакомство  детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптурок, разных по материалу и содержанию. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

    Скульптуру  монументальную или парковую, которая  находится недалеко от детского сада, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам познакомиться с скульптурой, наметить вопросы, которые можно задать детям, продумать весь процесс осмотра скульптуры с детьми.

    Большую работу по знакомству детей со скульптурой  могут провести и родители. Они могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и сделать крупные фотографии или цветные слайды. Изображение должно производиться с трех или четырех сторон. Однако использовать этот материал в качестве наглядного пособия можно лишь при повторной беседе о скульптуре, т.е. после того как дети побывали около нее во время экскурсии или прогулки с родителями. Если же знакомство со скульптурой начинать с восприятия наглядных пособий, то дети понимают изображенное не как объемный предмет, а как простую плоскостную картинку. Фотографии скульптуры с разных сторон понимаются ими как не относящиеся друг к другу изображения.

    Какие же  знания должны получить дети о  народной игрушке и скульптуре перед практическими занятиями лепкой

    в условиях дошкольного учреждения?

    В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

    Во  второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

    В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

    В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

    В подготовительной к  школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

    Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

    Говоря  о лепке в детском  саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной, пластилином, тестом, песком, снегом и т. д.

    Создание  ребенком даже самых простых скульптур  – творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку  представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной

ребенок испытывает эстетическое наслаждение  от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

    На  занятиях лепкой перед  воспитателем ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

    В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. Так, при лепке любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Кроме того, лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

    В процессе лепки при соответствующем  обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишней глины. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

    Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Так, в младшей группе ребенок лепит столбики для забора. Он их перекладывает с одного места на другое, устанавливает в ряд, вокруг дома, пересчитывает и т.д. Старшие дошкольники во время лепки фигуры человека ищут место для прикрепления каждой части. При этом они непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что  в рисунке осуществляется только зрительным путем.

    Еще одной специфической чертой лепки  является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки  стимулирует детей к игровым  действиям с ней. Малыши начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой, например, изготовление посуды и угощений для кукол, лепка фигурок для игры в космодром, зоопарк, хоккей и т.д. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

    Специфику лепки определяют материалы. Глина, окрашенная ангобом (жидкая глина), поддается  обжигу в муфельной печи, и у  ребенка получается настоящая керамика, в результате он знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, а это расширяет рамки его представлений об окружающем.

Информация о работе Роль лепки в развитии творческих способностей детей