Роль лепки в развитии творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.
Объект: Творческие способности детей.
Предмет: Организация занятий по лепке для развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей
2. Изучение опыта работы специалистов данной отрасли – авторов учебников, научных статей.
3. Выделение проблем детского изобразительного творчества и предложение путей их решения.
4. Разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей

Содержание

Введение 3
1. Особенности лепки в детском саду 5
2. Проблемы детского изобразительного творчества 14
3. Развитие творчества детей на занятиях лепкой 22
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Лепка.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

    Детей нужно познакомить и с крупной, обобщенной формой в лепке. Самый  подходящий материал для этого –  снег. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой «памятник». После знакомства с городской скульптурой дети охотно возьмутся за создание своей. Их привлекает простор для творчества.

    Лепку можно также использовать как  элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Досадно, что лепка больших форм мало практикуется в детском саду, сконцентрированность на пластилине и малых формах однобоко развивает детей.

    Детей нужно привлекать к декоративной лепке. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составит фриз. Пластинку из керамики или толстого картона покрывают слоем пластилина, затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка - вылепление деталей, примазывание, заглаживание. Главная цель этих занятий – научить детей совершенствоваит свою работу, добиваясь выразительного образа. Если барельев нужно сохранить надолго, то его покрывают двумя слоями лака. Можно вылепить на барельефе сказочную Жар-птицу, Крокодила Гену, Царевну-лягушку, красивых рыбок, птиц, букеты ягод, цветов, сюжет из сказки.

    С лепкой дымковской игрушки детей  можно начинать знакомить в средней  группе, но лучше начинать со старшей. Воспитатель показывает детям дымковские игрушки, любуется вместе с ними яркой, нарядной гаммой цветов. Рассматривая игрушки, воспитатель вместе с детьми определяет в чем секрет их красоты. Спросив детей, хочется ли им лепить дымковскую игрушку, воспитатель заготовляет глину. Из всего многообразия дымковских игрушек для начала лучше выбрать рыбку, она устойчива, детали на ней прочно прикрепляются и не отваливаются. Нужно сделать все для того, чтобы первая же работа у ребенка была удачной. Потом можно делать коника, барашка. Лепятся они комбинированным способом – туловище и ноги из одного куска, разрезанного с двух сторон стекой, голова и шея лепятся из другого и примазываются к туловищу, рога, кудрявая челка, уши лепятся отдельно и примазываются. Отдельно лепятся и оборки на ноги барашку, и налепки в виде маленьких лепешечек. Эти украшения типичны для дымковской игрушки, и надо показать детям, как они лепятся. Оборка лепится в виде колбаски, ее кладут на мокрую тряпочку, накрывают и проводят пальцем, превращая в ленточку. Из ленточки собирают пальцем оборку. Узенькая оборочка – на ноги барашку, широкая – для фартучка няне, для кофточки барыне. Оборочка- самая трудная во всей лепке деталь, ее нужно умело собрать пальцами прямо на изделии и тотчас примазать. Трудность лепки дымковской игрушки в том, что дети лепят медленно, а глина сохнет быстро, и детали отваливаются. Поэтому первые работы должны быть простыми по форме, например рыбка, свистулька, индюк. После просушки, обжига и побела дети приступают к росписи игрушек. Краски изготавливаются так: сверху разбивают яйцо и выливают из него весь белок, желток заливают в скорлупе уксусом, перемешивают и выливают в блюдечко, наливают уксус в скорлупу вторично и выливают в то же блюдечко, все перемешивают. Получилась эмульсия для разведения краски. Эту краску называют «яичная темпера». Заменить эту краску можно гуашью, в которую добавлено немного клея ПВА. Расписываются дымковские игрушки беличьими кисточками, а точечки и маленькие кружочки – штампиками из ровно обрезанных палочек.

    Задачи, которые ставил воспитатель при организации репродуктивной деятельности детей, дополняются новыми. Особое внимание педагог  уделяет развитию наблюдательности, умению увидеть характерные черты в наблюдаемых объектах, способности работать по памяти и представлению, умению чувствовать пропорции и пластику движения, развитию образного мышления. Именно на этих занятиях воспитатель дает детям представление о прекрасном как о совершенстве, гармоничности, завершенности.

    Развитие  образного восприятия мира, изобразительные  способности в лепке зависят во многом от того, видел ли ребенок скульптурные произведения и слышал ли от взрослых, как их понимать и ценить. Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятиях поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Так же изобразительная деятельность детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Картинки из жизни природы  развивают у дошкольников доброту, чувство юмора, воспитывают любовь к живому миру.

    Не  умея наблюдать, ребенок не имеет  материала для размышлений, а  без размышления невозможно никакое  творчество. Необходимо развивать познавательные потребности детей, чтобы они  не выросли интеллектуально пассивными.

    При анализе лепных работ старших  дошкольников воспитатель обращает их внимание не только на технические  характеристики – скрепление деталей, заглаженность поверхности, но, главным  образом, на правильное построение пропорций, на пластичность формы, на выразительность образа, которая чаще всего передается изображением движения. Анализ детских работ может проводить воспитатель, привлекая дошкольников к ответам на вопросы, заставляющие их сопоставлять, сравнивать, давать несложный анализ. Лучшие работы демонстрируются на выставке.

 

Заключение

    Из  вышесказанного видно, что изобразительная  деятельность дошкольников заключает  в себе большие потенциальные  возможности всестороннего развития ребенка. Творческий процесс для ребенка- своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Детское изобразительное творчество имеет свою специфику и является начальной формой, истоком последующих творческих проявлений личности. Изобразительная деятельность дошкольников организуется под руководством воспитателей, которые используют различные методы и приемы при изучении предметов и явлений действительности, а также способов их изображения.

    Изучение 25 источников психолого-педагогической  тематики позволило придти к выводу, что роль лепки в развитии творческих способностей детей остается одной  из ведущей. Занятия этим видом изобразительного творчества повышают сенсорную чувствительность, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, синхронизируют работу обеих рук, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

    Проблемные  вопросы, которые возникают в  процессе  педагогической деятельности, решаются путем комплексного и системного  использования методов и приемов, которые сохранят и в дальнейшем будут развивать детское творчество, в том числе лепку. Только в сотрудничестве педагогов, детей и родителей возможна организация интересной, содержательной жизни ребенка, развитие его творческого потенциала.

    Сравнивая позиции разных специалистов, мы приходим к выводу, что отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. В процессе обучения лепкой у детей формируются такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива, которые рассматриваются как непременные составные творчества.

    Самое важное и ценное  курсовой работы заключается в том, что мы еще раз убедились, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 

Список  литературы

 

1. Александрова, Н.С. Формирование личности ребенка 3-8 лет средствами народного искусства (этнопедагогический контекст) : Монография. - Киров: ВГГУ, 2004. – 365 с.

2. Алексахин, Н. Лепим и расписываем по-гжельски / Н. Алексахин // Дошкол. образование. -  1997. - № 1. - С. 22-26.

3. Горбунова, Г.А. Психологические факторы развития у дошкольников изобразительного творчества / Г.А. Горбунова // Дошкол. педагогика. - 2005. - янв.-февр. -  С. 55-57.

4. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.

5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2004. - 343 с.

6. Гудилина, С.И. Чудеса своими руками. Увлекательное путешествие в сказочный мир рисования, игрушек из бумаги, пластилина, аппликации. - М.: «Аквариум», 1997. - 264 с.: ил.

7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др.; под ред. Т.И. Бабаевой. - СПб: Акцент, 1995. - 228 с.

8. Елизарова, Е. Декоративно-прикладное искусство – детям / Е. Елизарова // Дошкол. образование. - 1997. - № 3. - С. 21-24.

9. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности : Книга для воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.: ил.

10. Казакова, Т.Г. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей / Т.Г. Казакова // Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М., 1984. - С. 253-275.

11. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил.

14. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В.А. Радугина. - М.: Учпедгиз, 1963. - 71 с.

15. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем: Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 112 с.

16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др; под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

17. Пантелеева, Л. Искусство русской глиняной игрушки. Дымковская расписная игрушка / Л. Пантелеева // Дошкол. воспитание. - 1989 - № 9. - С. 43-47.

18. Перминова, Н. Дымковская расписная. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979. – 127 с.

19. Петровский, В.А. Личность в психологии. - Ростов на/Дону: Феникс, 1996. - 185 с.

20. Орлов, А.Б. Психология детства: новый взгляд. Творчество и педагогика : Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - М., 1998. - 95 с.

21. Полунина, В.Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

22. Саккулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1982. - С. 196 – 115.

23. Саккулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

24. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду : Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение. - 1984. - 112 с.

25. Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.- 2-е изд., испр. И доп.- М., Просвещение, 1986. - 144 с.

26. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

 

Приложения 
 
 
 
 

Информация о работе Роль лепки в развитии творческих способностей детей