Роль лепки в развитии творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.
Объект: Творческие способности детей.
Предмет: Организация занятий по лепке для развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей
2. Изучение опыта работы специалистов данной отрасли – авторов учебников, научных статей.
3. Выделение проблем детского изобразительного творчества и предложение путей их решения.
4. Разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей

Содержание

Введение 3
1. Особенности лепки в детском саду 5
2. Проблемы детского изобразительного творчества 14
3. Развитие творчества детей на занятиях лепкой 22
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Лепка.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

    - дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;

    - самостоятельные поиски наилучшего  решения задания;

    - нахождение новых приемов решения, самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

    - быстрота реакций, находчивость  в действиях.

    Большинство из этих показателей проявляются  в процессе деятельности, что требует  со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

    Третья  группа – показатели качества продукции детского художественного творчества:

    - нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

    - индивидуальный «почерк» детской  продукции, своеобразие манеры  исполнения и характера выражения  своего отношения;

    - соответствие детской продукции  элементарным художественным требованиям.

    Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

    Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

    Развитие  творчества как личности дошкольника  должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.

    Условия развития творчества

    Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

    Другое  важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

    В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной  деятельности проводят специалисты. В  связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы.

    Чем  больше взрослых людей работает с  детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в  том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.

    Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

    Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

    Поскольку творчество- это всегда выражение  индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

    Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчеств, т.е. стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

    Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

    Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым,- существенное условие творческой активности ребенка.

    Другое  условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

    Безусловно, что материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.

    Условием  развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки- обобщенными, т. е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к семи годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

    Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым,- важное условие творческой активности ребенка.

    Существенным  условием является и материальное обеспечение  изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним  стимулируют творческую активность детей.

    Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

 

3. Развитие творчества детей на занятиях лепкой

    Задачи развития детского творчества основываются на возрастных особенностях дошкольника, в каждой возрастной группе эти задачи конкретизируются различно.

    Основные  задачи развития детского творчества в лепке следующие:4

  1. Развивать интерес к данному виду деятельности.
  2. Учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.
  3. Подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
  4. Постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдения окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства.
  5. Учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

    Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей  умения создавать выразительный  образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т.е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке.

    Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке; кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерность усвоения знаний. Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения. Соотношение творческих заданий и задач обучающего характера зависит от возраста и уровня развития детей. Исследования путей формирования детского творчества дает возможность определить три этапа в усложнении заданий.

    На  первом этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.

    На  втором этапе детям дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе с воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.

    И, наконец, третий этап- это задания, ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.

    Остановимся подробнее на лепке  в старшем дошкольном возрасте.

    На  шестом году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции  тела, ребенок становится подвижным, ловким. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы  руки. У шестилеток значительно повышается острота зрения, и они замечают мелкие детали: начинают рассматривать насекомых, строение цветка, устройство различных механизмов.

    Мышление  в этом возрасте конкретно, речь активно  развивается, активизируются познавательные интересы, появляются собственные эстетические суждения и оценки. Поэтому главной задачей воспитателя является формирование творческого склада ума, развитие воображения, эмоциональной впечатлительности у старших дошкольников, т.е. развитие их личности через изодеятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности.

    В старшей и подготовительной к школе группах  ставится задача научить  детей лепить скульптурным способом – вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия – уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепки, углубления, рельефы,  уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движения.

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры. Умеют дать эстетическую оценку лепным изображениям. Техника лепки усложняется. Например, при лепном изображении в старшей группе воспитатель может показать детям, как из шара, надетого на палец, можно вытянуть пять «веток».  Их по краям нарезают стекой, имитируя иголки. Затем ярусы веток плотно прижимают и ставят один на другой наподобие пирамидки, нижний ярус ставится на пенек. Получается симпатичная елочка, напоминающая настоящую [4, с.228]. Воспитатель только показывает детям, как вытягивать из шара «ветки», все остальное дети знают, и педагог только уточняет. Если же воспитатель, не учитывая прежнего опыта детей, полностью покажет все способы действия, то детям не придется вспоминать, и они инертно скопируют работу воспитателя. Такие занятия не развивают детей. Поэтому частичный показ имеет преимущества перед полным. Беспомощными ребята становятся тогда,  когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки, и показать свой образец. Потом при анализе можно только похвалить тех ребят, которые правильно это делают. А вот показать детям, что заглаживать нужно указательным пальцем, а не большим,- полезно, т.к. тренировать лучше указательный палец. В.А. Сухомлинский считал, что ум ученика – на кончиках его пальцев.

    Уже в детском саду дети проявляют  пристрастие к лепке, одним нравятся крупные поделки, другим – мелкие. Любителям миниатюры можно давать вылепить жука- носорога, ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей.

Информация о работе Роль лепки в развитии творческих способностей детей