Роль лепки в развитии творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.
Объект: Творческие способности детей.
Предмет: Организация занятий по лепке для развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей
2. Изучение опыта работы специалистов данной отрасли – авторов учебников, научных статей.
3. Выделение проблем детского изобразительного творчества и предложение путей их решения.
4. Разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей

Содержание

Введение 3
1. Особенности лепки в детском саду 5
2. Проблемы детского изобразительного творчества 14
3. Развитие творчества детей на занятиях лепкой 22
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Лепка.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

    В процессе лепки у ребят развиваются  трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать  рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

    Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения дети дошкольного возраста могут создать выразительный образ, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические приемы, которыми владеет скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей. Например, форма в их  работах упрощена: голова человека изображается в виде  шара, руки и ноги в виде цилиндров.

    Своеобразным  является и содержание детской лепки. Если  содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они

еще не чувствуют красоты пластических форм. Для них во время лепки  существует одна цель – создать предмет, с которым можно играть.

    В работе с детьми используют три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

    В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, так как ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет необходимости прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных (См. Приложение 1). Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

    В связи с этим перед детским  садом встает задача обучить детей  умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

    Сюжетная  лепка также имеет свою специфику (См. Приложение 2). В ней реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращений пропорций для создания представления о пространстве.

    Сюжетная  лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении  на подставке или без нее, дополнить  лепку деталями.

    Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и  укрепить на ней предметы. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка – это лишь поверхность, на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы.

    Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

    Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают форму между собой изображением действия.

    Основные  задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

    Сюжетная  лепка проводится лишь в старшей  и подготовительной группах. Связано  это с тем, что ребенку нужно  знать много о предметах и  уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

    Декоративная  лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представление и фантазию (См. Приложение 3).

    Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, выполняют декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобом и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

    Декоративная  лепка позволяет учить детей  предварительно обдумывать тему, создавать  заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы, геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.), растительные формы (ягоды, цветы, листья, травы и т.д.).

    Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

    Работа  над декоративной пластинкой учит детей  обращению с инструментом, различным  приемам лепки, а главное –  красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

    Таким образом, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают  воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую  моторику;

- синхронизируют  работу обеих рук;

- формируют  умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат  и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

    Самое важное и ценное заключается в  том, что лепка наряду с другими  видами изобразительного искусства  развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы детского  изобразительного  творчества

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для воплощения.2

    Психологи и педагоги считают возможным  творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника.

    Однако  до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества.

    Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается  новый, оригинальный продукт. Если рассматривать детскую деятельность с позиций новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

    Однако  многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское  творчество уникально в своем  роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они отрицали необходимость воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребенка.

    Своеобразным  проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала «Творчество» в 60-е годы. Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е.А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной, сохранят преимущества детского творчества, а с другой - помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества.3 В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его слово «детским».

    Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое  для себя, ребенок одновременно открывает  взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. Именно поэтому Н.П. Саккулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

    В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания  самоценности детского творчества, без  снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано  с уточнением более общей проблемы- понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах [19, с. 3-10]. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых - только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие- способ существования личности.

    Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

    За  основу можно взять следующие  показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

    - отношения, интересы, способности  детей, проявляющиеся в художественном  творчестве;

       - способы творческих действий;

    - качество детской продукции.

    В первую группу входят:

    - искренность, правдивость, непосредственность  переживаний;

    - развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

    - увлеченность, захваченность деятельностью;

    - специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);

    - видоизменение мотивов деятельности, достовляющей детям удовольствие  своими результатами;

    - возникновение потребностей, интересов к творчеству.

    Вся группа представленных показателей  проявляется на всех этапах творческого  процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально - интеллектуального опыта необходимо развивать творческие «устремления» детей, на уровне «хочу» и «могу». Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира - основа таких устремлений. На этом этапе и проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как  следствие такого мировосприятия - возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что его волнует. Если у ребенка отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Большое влияние на развитие способностей ребенка-дошкольника оказывают взрослые.

    Вторая  группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:

Информация о работе Роль лепки в развитии творческих способностей детей