Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мышления школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить роль личностных качеств педагога в процессе развития творческого мышления школьников.

Согласно цели исследования поставлены следующие задачи:

Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Выявить условия, способствующие эффективному развитию творческого мышления школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления………6


1.1. Творческое мышление и его особенности


1.2. Возрастные особенности в развитии творчества


Глава 2. Формирование творческого мышления как педагогическая

проблема ……………………………………………………………...19


2.1. Педагогическое управление процессом творчества


2.2. Личность учителя как важнейший фактор развития творческого

потенциала учеников.


Заключение……………………………………………………………………...26


Список используемой литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мыше.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РОЛЬ  ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ  ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ТРВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Педагогика» 
 

        
 
 
 
 
 
 

 

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления………6 

   1.1. Творческое мышление и его  особенности 

   1.2. Возрастные особенности в развитии  творчества 

Глава 2. Формирование творческого мышления как педагогическая

                проблема ……………………………………………………………...19 

   2.1. Педагогическое управление процессом творчества 

   2.2. Личность учителя как важнейший  фактор развития творческого

         потенциала учеников. 

Заключение……………………………………………………………………...26 

Список  используемой литературы…………………………………………...28 
 

 

Введение 
 

   Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.

   Одна  из черт современного человека, отвечающего запросам общества, — это компетентность, которая предполагает критичность ума. Поэтому сейчас, как никогда, актуально формирование творческого (продуктивного) мышления, что определяется реалиями жизни общества. Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого в образовании коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

   Одна  из главных задач, стоящих перед  школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить — это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы – формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности.

   Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что современное общество крайне ценит среди всех способностей личности человека способность особого рода — способность, обеспечивающую создание нового, оригинального. Творческие способности никогда не ограничивались одной формой. Каждое общество выражало себя посредством творческих устремлений. Великие и малые творения искусства — все это стремление человеческого разума передать опыт. Наука и практика стремятся найти ответы на вопросы. Какова же природа креативности, и в чем ее отличие от интеллекта? Как развивать творческие способности? Какое из условий является основным? Влияет ли личность педагога на культивирование творческого потенциала у детей?

   Развитие  творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования, дальнейшего развития науки и культуры, обеспечивает прогресс всех областей производства и социальной жизни. Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни, люди с активной жизненной позицией. Найти пути воспитания таких людей – важнейшая задача психологической и педагогической науки.

   Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления, одаренности  внесли такие психологи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Теплов, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, А.М. Матюшин, В.А. Пономарев. П. Торренс и другие. Однако вопрос о творческом мышлении остается недостаточно изученным. Эта проблема не нова, однако чрезвычайно актуальна, так как тонкие механизмы такого процесса еще не известны.

   Проблема  исследования: определение роли личностных качеств педагога в развитии творческого мышления школьников.

   Объектом  исследования является процесс развития творческого мышления школьников.

   Предмет исследования: взаимосвязь между личностными качествами педагога и развитием творческого мышления школьников.

   Цель  исследования: определить роль личностных качеств педагога в процессе развития творческого мышления школьников.

   Согласно  цели исследования поставлены следующие  задачи:

    1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по     данной теме.
    2. Выявить условия, способствующие эффективному развитию творческого мышления школьников.

   Методы  исследования:

    1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы.
    2. Обобщение знаний, полученных из различных источников. 
 

 

   1. Теоретические основы развития творческого мышления 
 

   1.1. Творческое мышление и его особенности 
 

   Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

   Отличие мышления от других психологических  процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные  теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

   Мышление  – это «движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях».1

   Ощущение  и восприятие отражает отдельные  стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных  сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

   Если  рассматривать мышление с точки  зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).

   Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова – это вид мышления, связанный с  созданием или открытием чего-либо нового.

   Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека.

   Творческое  мышление – один из интереснейших  феноменов, выделяющих человека из мира животных. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В 20 веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжается.

   Одним из крупнейших исследователей творческого  мышления является Я.А. Пономарев. В  своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого  мышления от “мышления ” машинного. Согласно его концепции для решения творческих задач в первую очередь требуется “способность действовать в уме”.

   Способностью  к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. Уже  вначале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать творческой личностью.

   Можно ли научить человека творчески мыслить  и развить у него способности  к творческому мышлению, до сих пор окончательно не решено. Некоторые ученые утверждают, что интеллектуальные творческие способности человека врожденные, и если у человека их нет, то научить его этому невозможно. Исследования некоторых ученых показывают, что можно научить всех творчески мыслить, особенно если эта работа начата в младшем возрасте.

   Известный генетик академик Н.Дубинин утверждает, что никто еще не смог доказать, будто различия нормальных людей по интеллекту зависят от генов. По мнению Н.Дубинина: «никаких генов духовного содержания личности не существует и существовать не может: человеческая психика формируется под влиянием общественно-исторического опыта»2.

   Человеческий  мозг и биологическое тело человека универсальны. Эта универсальность и служит предпосылкой способности всех нормальных людей к неограниченному духовному развитию.

   Психологическая наука подтверждает своими исследованиями: личность формируется в той мере, в какой проявляет активность. Ребенка могут окружать с детства величайшие творения человеческой мысли, но если он не осуществит по отношению к этим творениям работы собственной души, он так и останется невеждой.

   Что же характеризует творческое мышление? Это необходимость применения нетрадиционного  способа мышления, необычного видения  проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

   Основная  особенность творческого мышления как интеллектуальной системы – это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

   На  продуктивность мыслительного процесса влияние оказывают следующие  факторы: мотивация, эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Воля, по словам Л.С. Выготского выступает  «коренной предпосылкой для научного анализа». Мышление тесно связано с памятью. Ж. Пиаже пришел к выводу о том, что организация памяти изменяется в зависимости от уровня схем мышления.

   Творческая  деятельность представляет высший уровень  развития мышления человека, который  обладает следующими способностями;

   • получением результата, которого раньше никто не добивался;

   • возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;

   • априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

   • отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

   • необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.

Информация о работе Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мышления школьников