Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:53, курсовая работа
Цель исследования: определить роль личностных качеств педагога в процессе развития творческого мышления школьников.
Согласно цели исследования поставлены следующие задачи:
Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Выявить условия, способствующие эффективному развитию творческого мышления школьников
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления………6
1.1. Творческое мышление и его особенности
1.2. Возрастные особенности в развитии творчества
Глава 2. Формирование творческого мышления как педагогическая
проблема ……………………………………………………………...19
2.1. Педагогическое управление процессом творчества
2.2. Личность учителя как важнейший фактор развития творческого
потенциала учеников.
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………………………………...
Формально старшеклассник сохраняет зависимость от преподавателей — взрослых. Отношения к преподавателям и учебному заведению зависят от нескольких факторов:
В первую очередь речь идет о профессиональном определении, формирующем отношение к преподавателям как знающим, профессионалам и т.п. Если подростки оценивают преподавателя по внешним факторам преподавания, занимательности предмета и наглядности формы обучения, то юноши делают акцент на его профессиональной компетентности и необходимости тех или иных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности. В целом юношеская установка на преподавателя более зрелая, но часто она вырождается в примитивный практицизм, который переносится на отношения с преподавателями как людьми. В юношах в принципе сильно критическое отношение к людям вообще и преподавателям в частности. Но сплошь и рядом оно сочетается с пассивным, неумелым, внешне мотивированным отношением к учебе и самообразованию: например, жалобы на учебную перегрузку часто сочетаются с нежеланием работать самостоятельно, требованием давать больше материала под диктовку.
В отношениях с отдельными преподавателями юноши готовы удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Власть преподавателя, хотя и принимается во внимание, оценивается ниже власти, например, спортивного тренера, родителей. Но умение справедливо пользоваться властью старшеклассники всегда оценивают в преподавателе высоко. Если подростки в оценке преподавателя на первое место ставят его человеческие качества (эмоциональные отклик, умение понять и так далее), на второе — профессиональную компетентность, уровень знаний и качество преподавания, а на третье — умение справедливо распоряжаться властью, то юноши выше всего ценят профессионально-педагогические навыки преподавателя. В то же время на второе место они по-прежнему ставят его человеческие качества, приписывая часто любимым преподавателям более высокий уровень эмпатии, понимания, даже по сравнению с родителями.
2. Формирование творческого
мышления как педагогическая
проблема
2.1.
Педагогическое управление
процессом творчества
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.
Каковы же условия, которые стимулируют это развитие?
В процессе формирования творческих способностей участвуют два субъекта деятельности: учитель и ученик. Как правило, под учителем мы подразумеваем уже относительно сформированную личность, она уже не столько развивающаяся, сколько самосовершенствующаяся. Ученик же представляет собой личность развивающуюся. Возрастной диапазон «ученичества» затрагивает несколько периодов принятой в психологии возрастной периодизации. Поэтому, вероятно, под факторами, влияющими на развитие творчества в каждом возрастном периоде, несмотря на общие принципиальные положения, имеющие место в психологии, подразумеваются все же разные составляющие, что накладывает отпечаток и на построение педагогического процесса со стороны учителя в целом. Исходя из вышеизложенного, необходимо внимательно рассмотреть личность учителя и личность ученика на разных возрастных этапах, чтобы впоследствии объективно рассмотреть механизмы этого влияния на развитие творческих способностей. Педагогический процесс осуществляется на фоне педагогического общения.
При построении педагогического процесса, целью которого является не только обучение как таковое, но и развитие у детей творческих способностей (так как успешная учеба еще не является творческим потенциалом), необходимо учитывать множество факторов, в том числе и психофизиологического характера. Так, существенно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, ориентируя их на развитие образного мышления, чтобы впоследствии оно не оказалось скованным рассудочными рамками.
Из
психологических и
Как
показывают результаты ряда исследований,
проведенных учеными нашей
Главная задача учителя – не просто донести, объяснить и показать ученикам, а организовать общий поиск решения задачи, которая возникла перед ними. Учитель выступает как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отбрасывая ни одного ответа, стать на позицию каждого, кто отвечает, чтобы понять логику его мысли и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации. Обучение логике, дискуссии, диалогу, решению проблемы не предусматривает быстрого получения правильного ответа. Поэтому возможны ситуации, когда на одном уроке не удается открыть истину. Кропотливая работа учителя дает возможность, выполнять интересные для детей задачи, подойти к проблеме с разных сторон, побуждать учеников мыслить, находить способы решения проблем, учить размышлять, доказывать, обосновывать свою мысль. Школьники с первых шагов в овладении знаний должны искать способ действий, учиться пользоваться им, пока не явится перед ним новая проблема. Цель всего этого – свести к минимуму пассивное пребывание детей на уроке. Учитель для них – партнер, лишь более опытный.
Данные новейших научных исследований свидетельствуют, что до 90-95% учащихся на уроках вообще не задают вопросов. Если учитель не побуждает их к этому, глушится умение видеть проблемы, а это одна из важнейших характеристик творческой личности.
Научившись спрашивать, ребенок делает почти такой же шаг вперед в своем умственном развитии, какой он делает, научившись ходить.
Диалогическое взаимодействие типа “вопрос учителя – ответ ученика” само по себе не может обеспечить обязательной включенности всех учеников класса в диалог, в процесс поиска решения проблемы.
Данные, полученные за последние годы в области психологии мышления, показывают, что групповые виды работы стимулируют развитие мышления и в частности помогают генерированию творческих идей.
Обязательными при проведении занятий является соблюдение условий безоценочности, принятия, поддержки. Для реализации этих условий нужно восхищаться каждой идеей ребенка, исключается всякая критика личности и деятельность детей, принимаются и выслушиваются все ответы, создается климат взаимного доверия. Используются принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.
Задача
педагогов – научить детей самостоятельно
размышлять, уметь спорить, отстаивать
свои мысли, задавать вопрос, быть инициативным
в обретении новых знаний. Именно при таких
условиях можно воспитать творческого
ученика, способного не утратить любознательность,
энергичность, готовность рисковать и
открытость новому. Для выполнения этих
задач современный педагог должен быть
креативным.
2.2.
Личность учителя как
важнейший фактор развития
творческого потенциала
учеников.
Ставя перед собой цель развития творческого мышления, педагог не может ограничиться только совокупностью профессиональных знаний. Безусловно, в этом процессе большое значение имеют личностные установки педагога, а так же его конфликтность. Конфликтность, нежелание выслушивать мнение окружающих как черта личности скорее всего не позволит и в обстановке урока дать возможность самостоятельному проявлению творческой активности детей.
Основой личностной установки педагога должна стать эмпатическая направленность на ученика. Характеризуя эмпатический способ общения с другой личностью, видный американский психолог К. Роджерс пишет, что он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Со всей очевидностью можно предположить, что принятие позиции ребенка, понимание его потребностей, в том числе и потребность часто в самостоятельной познавательной деятельности, его актуальное состояние, позволит педагогу избавиться от личных противоречивых позиций относительно методов, применяемых в организации учебного процесса, следовательно будет способствовать развитию творческих способностей детей.
Учитель не просто объясняет, растолковывает правило, закон, проверяет его понимание и усвоение. Он руководит сложным ансамблем, где нет солистов, или, точнее, где солистом в любой момент может стать каждый. Надо лишь уловить момент, увидеть заблестевшие глаза, подсказать, если произошла заминка, организовать коллективную помощь остальных детей. И при этом полифонизме мыслительной деятельности учитель должен вести нужную тему, постоянно иметь в виду цель, каждый раз устанавливать допустимые пределы отклонения от нее.
По мере развития экспериментальных исследований становилось все более ясным: чтобы воспитывать мышление, творческой должна стать не только учебная деятельность детей, но и сама деятельность педагога. Да, конечно, учитель знает, чему он должен научить своих подопечных, но никогда не может предположить, как будет совершено открытие, какими путями пойдет детская мысль.
Более того, бывает, что дети «замечают» такие особенности задачи, о которых педагог и не догадывался раньше. Приходится откровенно говорить, что он должен подумать над этим их «открытием» и на следующем уроке вернуться к нему и обсудить еще раз. Поэтому каждый урок, даже если он повторяется в десятый раз, становится уникальным, не похожим на остальные. Здесь в научную организацию педагогической деятельности естественно вплетаются элементы искусства, отражающие неповторимую индивидуальность, личность педагога.
Метод обучения не только не подавляет учителя жесткой инструкцией, наоборот, он обретает силу, лишь, когда учительская индивидуальность полностью проявляет себя, сталкиваясь с индивидуальностью каждого отдельного ребенка. В этом взаимном сотворчестве, обогащающем личность и учителя и ученика, кроется секрет воспитывающего характера такого обучения.
Организовать поисковую деятельность учащихся и побуждать искать у себя творческие начала может учитель, который сам умеет активно мыслить, действовать.
В педагогическом процессе творчество – всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей, как учителя, так и учащихся.
Исходя из исследований отдельных сторон творческого процесса, которые являются необходимыми для осмысления сущности педагогического творчества, проведенных учеными – педагогами, психологами, можно сформулировать понятие готовности учителя к развитию творчества детей. Это способность педагога создавать "среду содействия развитию" личности каждого школьника. Под созданием "среды содействия развитию" личности понимается следующее:
Педагоги, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Учителя, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи учеников, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивают в себе умение слушать, сопереживать. Именно таким должен быть современный учитель.
П.Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:
Информация о работе Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мышления школьников