Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мышления школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить роль личностных качеств педагога в процессе развития творческого мышления школьников.

Согласно цели исследования поставлены следующие задачи:

Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Выявить условия, способствующие эффективному развитию творческого мышления школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления………6


1.1. Творческое мышление и его особенности


1.2. Возрастные особенности в развитии творчества


Глава 2. Формирование творческого мышления как педагогическая

проблема ……………………………………………………………...19


2.1. Педагогическое управление процессом творчества


2.2. Личность учителя как важнейший фактор развития творческого

потенциала учеников.


Заключение……………………………………………………………………...26


Список используемой литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мыше.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

   1. Внимательное отношение к необычным вопросам.

   2. Уважительное отношение к необычным идеям.

   3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.

   4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

   5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

   Последний принцип требует объяснения. Внешняя  оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому  детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они  не оцениваются. В этом случае не сдерживается свобода формирования идей.

   Таким образом, способ развивающего обучения задает определенные нормы отношений между всеми его участниками, определенный стиль делового сотрудничества. Ошибки и неудачи подстерегали психологов и педагогов как раз там, где почему-либо не удавалось создать ту приподнятую атмосферу открытия нового, поражавшую всех, кто оказывался свидетелем эксперимента. Организация диалогического, личностного общения оказывалась здесь важнейшим признаком новой педагогической квалификации.

 

   Заключение 
 

   Как уже неоднократно говорилось выше, в современном мире только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализоваться.

   Однако, пока в нынешней социальной, в том числе педагогической практике мы имеем дело со стереотипами в мышлении, поведении, общественной жизни – и с неумением их преодолевать.

   В классической системе образования  учебные программы построены, как  правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.

   В каждом человеке природой заложено творческое начало. И надо построить процесс  образования таким образом, чтобы  способствовать  проявлению таких качеств как потребность в новизне, оригинальности, инициативности, стремления к преобразованиям.

   Большим стимулом в развитии творческого  потенциала человека становится непосредственное общение с людьми, способными культивировать в развивающейся личности новые идеи, развивать воображение, создавать благоприятную почву для воспитания творческой личности. Именно такой личностью должен быть современный учитель.

   Готовность  учителя к развитию творчества детей  определяется мерой сформированности ядра его личности, в основе которой  лежат познавательные потребности, поисковая активность, самостоятельность.

   Чтобы стать для своих учеников стимулом к развитию творческого потенциала, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций. В педагогическом общении следует стремиться:

    • стимулировать и поддерживать творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний;
    • обеспечивать возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций;
    • самому проявлять творчество, владеть педагогической импровизацией, уметь находить неожиданные педагогические решения и их воплощение;
    • проводить рефлексию своих способностей, осознание себя в педагогической деятельности и оценку ее эффективности;
    • проявлять терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям;
    • учить школьников принимать и ценить собственное мнение (как и чье-то еще), творческое мышление и достигнутые результаты.

   Итак, развитие творческих способностей ребенка зависит от окружающих условий. Весь теоретический анализ, сделанный выше, подвел нас к этой мысли. А под окружающими условиями мы теперь с полной ясностью можем считать фактор наличия человека, который будет являться наставником, культивируя в развивающейся личности, как внутренние механизмы — в данном случае волевое усилие и интерес, так и создавая внешние благоприятные условия, способствующие накоплению знаний об окружающем мире, которые в свою очередь развивают врожденные задатки.

 

   Список  используемой литературы 
 

  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. – 1994 - №11. – С.  22-24.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности – Воронеж,  1995. – 332 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999. – 368 с.
  4. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского - М.: Педагогика, 1985. – 435 с.
  5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 307 с.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. – 256 с.
  7. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.,1976. – 265 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997. – 432 с.
  9. Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.1. Общие основы психологии.- 688 с.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология - М., 1999. – 442 с.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - М., 1999. – 528 с.

Информация о работе Роль личностных качеств педагога в развитии творческого мышления школьников