Роль музыки в повседневной жизни детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:10, курсовая работа

Описание

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»……………6
Глава 2 . «Основные формы работы с детьми в детском саду»…….12
2.1. Музыкальное занятие……………………………………………12
2.2.Развитие речи и музыка……………………………………… …13
2.3. Праздники, развлечения и музыка……………………………..16
2.4. Изобразительная деятельность и музыка……………………… 17
2.5. Прогулка и музыка………………………………………………19
2.6. Физкультура и музыка…………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая канцур.docx

— 50.01 Кб (Скачать документ)

Структура праздника может  быть различной. Например, в начале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается другой вариант, когда все эти номера чередуются, вполне возможно в начале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. Музыкальные номера помогают воспитать у детей: эстетические, нравственные качества, расширяют круг знаний, а также формируют музыкальные способности каждого ребенка.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми –  необходимое условие воспитательного  воздействия праздника на ребёнка. Это становится возможным при  творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов.

Хорошей традицией в детском  саду стали так называемые проводы  праздника, когда в музыкальном  зале оставляют оформление, костюмы  и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить  песни, хороводы, аттракционы, которые  им понравились. Это позволяет закрепить  праздничные впечатления, и еще  раз получить удовольствие от выступления. На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме того, праздники  являются источником новых приятных и радостных впечатлений для  ребенка, стимулом его дальнейшего  развития.

2.4.Изобразительная  деятельность и музыка

Рисование, лепка – вид  изобразительной деятельности, основное назначение которых – образное отражение  действительности. Изобразительная  деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста форм деятельности. Ведь не случайно ребенок  очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выражать полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ребенку расширить область выражения складывающихся у него образов.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность  передавать то, что их волнует, что  им нравится, что вызывает у них  интерес. А это, в свою очередь, создает  условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как  всякая познавательная деятельность имеет  большое значение для умственного  воспитания детей. Дети воспроизводят  в рисунке, что восприняли ранее, с чем уже знакомы.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных  чувств, которые возникают у них, и также эстетических и нравственных качеств.

Взаимосвязь изобразительной  деятельности с музыкой очень много дает детям в их эстетическом творческом развитии. Предложения отразить в рисунке образы музыкальных произведений, как правило, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей. Дошкольники могут рисовать на темы песен, программной и не программной музыки. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывают различными: каждый ребенок может найти свою тему, композицию изображения.

К вопросам взаимодействия изобразительной деятельности и  музыки обращались в своих работах  педагоги Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.И. Катинене и другие.

Основа взаимосвязи различных  видов художественной деятельности заключается в понимании выразительных  средств: сначала дети с помощью  воспитателя выделяют выразительные  средства в одном виде художественной деятельности (с той, которую они  воспринимают и которая определяет содержание будущего изображения), например, в музыке. Затем происходит процесс  осмысления того, как образы одного вида искусства можно передать средствами выразительности другого вида искусства. Например, как ритм музыки или ее динамику передать средствами рисунка. В этом педагог должен помочь детям, предложив им вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и  подумать, как это можно изобразить в рисунке.

Очень важна связь детской  изобразительной деятельности с  работой по ознакомлению их с произведениями изобразительного искусства. Рассматривая картины или репродукции в  книгах, скульптурные изображения, произведения народного декоративно-прикладного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для своего произведения, какими средствами пользуется для передачи образа предмета или явления, как может быть решена та или иная тема разными художниками.

Таким образом, взаимосвязь  занятий изобразительной деятельностью  с другими занятиями и различными видами деятельности в детском саду обогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного  процесса.

2.5. Прогулка и  музыка

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным  средством закаливания детского организма. Она способствует повышению  его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают  обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному  воспитанию и решает задачи нравственного  воспитания.

Данную тему раскрывали Ф.А.Сохин, Т.А.Ильина, Н.А.Ветлугина, и другие.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время  прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные  эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные  впечатления.

Наиболее подходящим для  музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые  песни, водить хороводы: («Мы на лугу ходили» А.Филиппенко, «Земелюшка-чернозем» – русская народная песня в обработке Е.Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например: «Пошла млада за водой» – русская народная песня в обработке В.Агафонникова, «На мосточке» А.Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель  помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и другие).

Играя в такие игры, как  «прятки», «салочки», перед началом  дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее  выучить несколько несложных  считалок, например, «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы балалайка», «Зайка белый куда бегал» и другие. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

Летом на прогулке можно  использовать детские музыкальные  инструменты, предоставив детям  возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии, при наличии  определенных навыков игры на музыкальных  инструментах, объединяться в ансамбль.

Музыкально-дидактические  игры во время прогулок также имеют  место, здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличеевой и другие. Можно интересно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.Тиличеевой). Эти игры развивают у детей чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух.

2.6. Физкультура  и музыка

     Роль физического воспитания детей в детском саду очень велика, потому что ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связанно так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Программа воспитания в детском саду предусматривает умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Болезненный, отстающий в  физическом развитии ребенок быстрее  утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности .

Задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий –  способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и  навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т.д.

Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и  утренней гимнастике используют музыку.

Этим вопросом были заинтересованы О.П. Радынова, А.И. Катинене О.А. Апраксина, М.Л. Палавандишвили, , В.А.Сохин, Т.А.Ильина.

Известно, что звучание музыкальных  произведений повышает работоспособность  сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной  отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь  учится воспринимать музыку, двигаться  в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

Музыкальное сопровождение  физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая  роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру  движения. Музыкальное сопровождение  подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить  под музыку некоторые основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.

Каждое движение имеет  своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее  музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной и т.п.

Вместе с тем один и  тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в  начале физкультурного занятия или  утренней гимнастики, должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается  энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет  другую функцию, снижает физиологическую  нагрузку, соответственно маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Но на физкультурных  праздниках ходьба и музыка носят  торжественный, приподнятый характер.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст  детей, поскольку у малышей физиологические  возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный  темп передвижения и т.д.). Музыкальные  произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний  должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агафонникова спокойная мелодия, удобный умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В.Соловьева-Седого «Стой, кто идет», имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп, и применяется только в работе со старшими дошкольниками .

Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование  музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми  услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений, и, наоборот, в жаркое –  снизить его. В этом случае гимнастику делать без сопровождения музыки.

 На физкультурном занятии  музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний,  перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключения составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.

Выполнение разнообразных  физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и  музыкальному воспитанию, т.е. большинство  детей успешно справляются с  программными требованиями.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит  от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показом музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается музыкальная характеристика.

Информация о работе Роль музыки в повседневной жизни детского сада