Роль музыки в повседневной жизни детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:10, курсовая работа

Описание

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»……………6
Глава 2 . «Основные формы работы с детьми в детском саду»…….12
2.1. Музыкальное занятие……………………………………………12
2.2.Развитие речи и музыка……………………………………… …13
2.3. Праздники, развлечения и музыка……………………………..16
2.4. Изобразительная деятельность и музыка……………………… 17
2.5. Прогулка и музыка………………………………………………19
2.6. Физкультура и музыка…………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая канцур.docx

— 50.01 Кб (Скачать документ)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»……………6

Глава 2 . «Основные формы работы с детьми в детском саду»…….12

2.1. Музыкальное занятие……………………………………………12 

2.2.Развитие речи и музыка………………………………………  …13          

2.3. Праздники, развлечения и музыка……………………………..16 

2.4. Изобразительная деятельность  и музыка………………………  17   

2.5. Прогулка и музыка………………………………………………19 

2.6. Физкультура и музыка…………………………………………..20 

Заключение…………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

В.Г. Белинский

Музыка – это искусство  прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности  для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она  является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них  чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести  смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания  людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в  торжественные радостные звуки  музыки; человек горюет – печальные  звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует  личность ребенка всю жизнь.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и  глубоких чувств человека, способные  вызвать эмоциональный отклик, воздействуя  на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Такими произведениями и  обогащаются все те, кто воспринимает их.

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с  одной силой. Каждый ребенок по –  своему проявляет интерес и увлечение  музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым  произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных  тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

В наш век расцвета технических  средств, компьютеров, буквально сказочных  чудес техники музыка получила невероятное  звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: Молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинакова, формируя личность человека.

Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую  песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной  песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных  переживаний. Чтобы открыть перед  ним дверь в этот мир, надо развивать  у него способности, и, прежде всего  музыкальный слух и эмоциональную  отзывчивость. Иначе музыкальное  влияние не выполняет свои воспитательные функции.

В самом раннем детстве  малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает  свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».

Дети по-  старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.

Складываются такие музыкальные  интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам  наблюдаются первоначальные появления  художественного вкуса – способность  дать оценку произведениям и их исполнению.

И для того, что бы научиться  понимать прекрасное в искусстве  и жизни, необходимо пройти длинный  путь накопление элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущение, необходимо определенные развития эмоциональных и познавательных процессов.

Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка  новыми впечатлениями и позволяющая  ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свои фантазии.

Процесс влияния музыки на формирование личности дошкольников тесно взаимосвязано  с процессом обучения дошкольников.

Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка  неповторимо, поэтому требуется  пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать  каждому педагогу.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно  тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным  цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивы» рано входит в жизнь ребенка. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. На личность ребенка и его формирование влияет эстетическое восприятие, оно действительно имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота восприятия ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему.

В формировании эстетического вкуса  на личность детей, большая роль принадлежит  обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные  их возрасту истинные произведения искусства. Всё это влияет на формирование личности дошкольников.

Актуальность  темы: «Музыка в повседневной жизни детского сада» заключается в том, что данный вопрос недостаточно разработан в методической литературе и дает возможность по-новому посмотреть на роль музыки в повседневной жизни детского сада.

Цель работы: определить роль и место музыки в повседневной жизни детского сада.

Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Раскрыть сущность основных форм работы с детьми в детском саду  
Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, развлечений, на праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка  обеднеет, если исключить музыку. Это  еще раз подтверждает большую  силу ее воздействия на человека и  возлагает особую ответственность  на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды  для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском  саду принято выделять четыре формы  организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная  музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на прогулках. При таком подходе музыка в  повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной  деятельности, которые реализуются  вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т.д.).

Если музыкальные занятия, как занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском  саду и воспитательно-образовательный  процесс осуществляется путем прямого  обучения, то в быту приоритетным становиться  косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей  музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни  не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное  общение с ребенком следует строить  на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативы, что особенно важно при самостоятельных  проявлениях детей.

Итак, форма организации  музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает  два вида руководства со стороны  воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время  игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы, и пристрастия детей.

Возникновение самостоятельной  музыкальной деятельности в детском  саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующий  определенные музыкальные умения и  навыки, способность переносить разнообразные  музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь принять  накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в  новых условиях, в самостоятельной  музыкальной деятельности по своим  интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние  исследования лаборатории эстетического  воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н.А.Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная  музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и  в детском саду, и в семье. В  его организации рекомендуется  придерживаться следующих положений:

- обучение – средство  музыкального воспитания, нацеленное  на развитие личности ребенка,  в частности его музыкальности,  учитывающие его возрастные и  индивидуальные особенности;

- музыкальные занятия  – основная форма организации  обучения детей; однако обучение  следует осуществлять, используя  все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и  в семье;

- руководство музыкальным  воспитанием детей со стороны  педагога должно носить характер  совместной деятельности (быть рядом,  вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение  к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии  на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народною попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать  простейшие мелодии на детских музыкальных  инструментах и т.д. И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые  условия для реализации своих  замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия  и, безусловно, помощь руководства взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания  тут же могут погаснуть, если малыш  забыл слова или мелодию, а  их некому напомнить, или под рукой  не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т.е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Помимо обучения во всех его видах к важным средствам  развития самостоятельности нужно  отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушание радиопередач и  просмотры телепередач, детских  мульти- и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения.

     Использование музыки в быту детского сада входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей. 
Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. 
Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии – активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Информация о работе Роль музыки в повседневной жизни детского сада