Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:10, курсовая работа
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»……………6
Глава 2 . «Основные формы работы с детьми в детском саду»…….12
2.1. Музыкальное занятие……………………………………………12
2.2.Развитие речи и музыка……………………………………… …13
2.3. Праздники, развлечения и музыка……………………………..16
2.4. Изобразительная деятельность и музыка……………………… 17
2.5. Прогулка и музыка………………………………………………19
2.6. Физкультура и музыка…………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………..27
Содержание работы
Введение…………………………………………………………
Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»……………6
Глава 2 . «Основные формы работы с детьми в детском саду»…….12
2.1. Музыкальное занятие……………………………
2.2.Развитие речи и музыка…………
2.3. Праздники, развлечения и музыка……………………………..16
2.4. Изобразительная деятельность и музыка……………………… 17
2.5. Прогулка и музыка…………………………………
2.6. Физкультура и музыка…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: Молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинакова, формируя личность человека.
Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.
В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».
Дети по- старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.
Складываются такие
И для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопление элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущение, необходимо определенные развития эмоциональных и познавательных процессов.
Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свои фантазии.
Процесс влияния музыки на формирование личности дошкольников тесно взаимосвязано с процессом обучения дошкольников.
Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивы» рано входит в жизнь ребенка. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. На личность ребенка и его формирование влияет эстетическое восприятие, оно действительно имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота восприятия ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему.
В формировании эстетического вкуса на личность детей, большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Всё это влияет на формирование личности дошкольников.
Актуальность темы: «Музыка в повседневной жизни детского сада» заключается в том, что данный вопрос недостаточно разработан в методической литературе и дает возможность по-новому посмотреть на роль музыки в повседневной жизни детского сада.
Цель работы: определить роль и место музыки в повседневной жизни детского сада.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Раскрыть сущность основных
форм работы с детьми в детском саду
Глава 1. «Роль и место
музыки в жизни детского сада»
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, развлечений, на праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.
Традиционно в детском
саду принято выделять четыре формы
организации музыкальной
Если музыкальные занятия,
как занятия вообще, являются основной
формой учебной деятельности в детском
саду и воспитательно-
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы, и пристрастия детей.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующий определенные музыкальные умения и навыки, способность переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь принять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Опираясь на многолетние
исследования лаборатории эстетического
воспитания НИИ дошкольного воспитания,
проведенные под руководством Н.А.Ветлугиной,
можно сделать вывод, что самостоятельная
музыкальная деятельность дошкольников
успешно развивается при
- обучение – средство
музыкального воспитания, нацеленное
на развитие личности ребенка,
в частности его музыкальности,
- музыкальные занятия
– основная форма организации
обучения детей; однако
- руководство музыкальным
воспитанием детей со стороны
педагога должно носить
Ребенок должен, прежде всего,
иметь желание выразить свое отношение
к близким людям, окружающей действительности
с помощью музыки: напевая, танцуя
или подбирая простейшие мелодии
на детских музыкальных
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Таких примеров можно привести
множество, но подобное происходит только
тогда, когда у детей воспитан
интерес к музыке, желание музицировать
и когда они владеют
Помимо обучения во всех
его видах к важным средствам
развития самостоятельности нужно
отнести музыкальные
Использование
музыки в быту детского сада входит в обязанности
воспитателя. Музыкальный руководитель
консультирует его: рекомендует музыкальный
репертуар, музыкально-дидактические
игры; подбирает задания и упражнения
для обучения детей игре на музыкальных
инструментах и т. д. Развлечения и праздничные
утренники готовит музыкальный руководитель
с помощью воспитателей.
Виды музыкальной деятельности
детей (восприятие, исполнительство, творчество,
музыкально-образовательная, музыкально-игровая
деятельность) приобретают различное
содержание в зависимости от организационных
форм, в которых они протекают.
Методы руководства деятельностью
в каждой из форм тоже специфичны. Так,
слушание музыки на занятии – активный,
целенаправленный процесс, включающий
установку на восприятие, данную педагогом,
переживание музыки, осмысление ее содержания.
Педагог руководит этой деятельностью,
организует произвольное внимание детей.
В повседневной жизни детского сада ребята
могут слушать музыку как с установкой
на ее восприятие, так и без нее. Во время
тихих игр, рисования под музыку, внимание
ребенка могут привлечь наиболее понравившийся
ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое
непроизвольное восприятие также способствует
накоплению музыкальных впечатлений.
Информация о работе Роль музыки в повседневной жизни детского сада