Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:10, курсовая работа
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. «Роль и место музыки в жизни детского сада»……………6
Глава 2 . «Основные формы работы с детьми в детском саду»…….12
2.1. Музыкальное занятие……………………………………………12
2.2.Развитие речи и музыка……………………………………… …13
2.3. Праздники, развлечения и музыка……………………………..16
2.4. Изобразительная деятельность и музыка……………………… 17
2.5. Прогулка и музыка………………………………………………19
2.6. Физкультура и музыка…………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………..27
В группе, под
руководством воспитателя, дети могут
упражняться в выполнении движений, играть
в музыкальную сказку (при наличии фонограммы),
меняясь ролями и запоминая каждую музыкальную
характеристику. Дети по собственной инициативе
музицируют самостоятельно – поют любимые
песни, играют на музыкальных инструментах.
Участие педагога здесь носит косвенный
характер. Взрослый помогает детям советом,
а если нужно, и действием освоить то, что
им не удается самим, поддерживает интерес,
не давая ему угаснуть из-за неудач.
Используются в повседневной
жизни детского сада и различные виды
музыкальных развлечений, которые проводит
музыкальный руководитель совместно с
воспитателями. Они могут носить познавательный
характер: беседы о музыкальных инструментах,
концерты-угадайки, викторины, тематические
концерты, беседы-концерты. Педагог может
сосредоточить внимание детей на какой-либо
важной музыкальной теме, например, рассказать
о старинных музыкальных стилях, жанрах,
сопровождая беседу показом репродукций
картин, дающих представление о жизни,
обычаях людей той эпохи, в которой было
создано произведение, об искусстве тех
времен.
Музыку разных
эпох можно сравнить на примере танцев,
потанцевав их.
Беседа-концерт может быть посвящена
творчеству композитора (И. С. Бах, В. А.
Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и
др.), рассказу о его жизни. Например, в
беседе-концерте о музыке Л. Бетховена
детям рассказывают, что она очень мужественна,
в ней слышатся страдания, боль, потому
что у самого композитора была очень нелегкая
судьба: глухота, непризнание его музыки
при жизни, личные переживания из-за невозможности
жениться на любимой девушке (Джульетте
Гвиччарди), унизительное положение музыканта
при дворе в те времена и т. д. Рассказ,
сопровождаемый фрагментами музыкальных
произведений Л. Бетховена, надолго запоминается
детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов – «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. А. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки). Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
Исполнительская и творческая
деятельность на занятии тоже отличается
от использования ее в повседневной жизни
детского сада и в семье. Различны и методы
руководства ею.
На занятиях под руководством
педагога ребенок овладевает всеми видами
исполнительства: приобретает певческие,
музыкально-ритмические навыки и умения,
учится играть на музыкальных инструментах.
С помощью этих видов исполнительства
педагог стремится заинтересовать детей
музыкой, обучить их самостоятельным способам
действий, умениям и навыкам, которые они
будут применять в жизни.
В повседневной жизни детского
сада (в семье) ребенок по-своему применяет
то, что усвоил на занятиях.
Проблемой роли и места музыки в жизни детского сада занимались такие педагоги и музыканты как: М.Л.Палавандишвили, О.П.Радынова, А.И.Катинене.
Такая эмоциональная насыщенность
в жизни ребенка, в которой
преобладает добро, хорошее бодрое
настроение, положительно влияет и
на его музыкальное развитие, формирование
потребности слушать музыку, петь,
танцевать, играть на детских музыкальных
инструментах не только на занятиях, но
и в самостоятельной
2.Основные формы работы с детьми в детском саду
2.1.Музыкальное занятие
Основная форма
Данным вопросом занимались педагоги и музыканты Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова, О.П.Радынова, А.И.Катинене.
Занятия включают чередования различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка: объединяют детей общими радостями, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержания зависит от учебных заданий и возраста детей .
Музыкальные занятия очень
насыщенные, и здесь, как и
на других занятиях, осуществляется общевоспитательная
работа, развиваются специальные
способности, формируется творческое,
инициативное отношение к учебному
материалу. Требование к качеству усвоенных
навыков усложняются и
Отличительным является то,
что ребят обучают сразу
Музыкальное воспитание реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагогов в их разнообразной деятельности.
Задачи, которые ставятся на музыкальных занятиях:
- научить ребенка усваивать
определенные
- развить его музыкальные и творческие способности.
- обогатить переживаниями,
создать запас ярких
Значение музыкальных
занятий многостороннее. Здесь осуществляется
систематическое и планомерное
развитие каждого ребенка, формируется
его эстетическое отношение к
окружающему искусству
На занятиях формируются
положительные качества, как отдельной
личности, так и коллектива в целом.
Следовательно, музыкальные занятия
можно считать необходимым
2.2. Развитие речи и музыка
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способностями умственной деятельности.
В умственном развитии большую
роль играет развитие речи, а также
знание родного языка. С помощью
языка ребенок познает
Умственное развитие –
это количественные и качественные
изменения, происходящие в мыслительной
деятельности ребенка, связанные с
обогащением опыта и под
Дети трех-четырех лет чаще всего допускают ошибки в произношении «уа, уэ, йэ», не произносят «р» в сочетаниях «пр, тр, др, бр, гр», выговаривают «т» вместо «с» и «ч», «проглатывают» «л» в сочетаниях «пл, бл, кл», не правильно выговаривают звук «р». Чтобы устранить неправильное произношение звуков, нужно подбирать рифмы, скороговорки, считалки, музыкальные игры и песни, в которых произносимые фонемы и комбинации фонем встречаются достаточно часто, так что ребенок при многократном повторении материала легко выделяет их и сосредотачивает на них внимание.
Организуя многократное повторение фонематического материала, учитывается также, что развитию речевого слуха способствуют артикуляционные движения органов речи и что такие упражнения составляют важную часть работы по правильному усвоению языка.
Для развития артикуляционного аппарата, используют музыку, потому что мелодия песни строится так, чтобы в нужное время можно было сделать вдох. Краткая, удобная для ребенка музыкальная фраза позволяет ему дышать естественным образом.
Дети должны запевать песню одновременно, петь в лад, отчетливо, с хорошей дикцией произносить текст.
Плохое произношение, с
которым может столкнуться
Главным методом коррекции плохого произношения было развитие музыкального слуха. С каждым ребенком занимались индивидуально, используя разные наглядные средства: игрушки, предметы обихода, картинки, таким способом можно добиться хорошего произношения звуков и слов.
Развитие речи включает в себя много методик – одна из них, в которой музыка играет немалую роль – художественная литература.
Значение художественной
литературы в воспитании детей определяется:
ее общественной, а также воспитательно-
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями литературы, на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач, нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Художественная литература
для каждой возрастной группы своя.
Чтобы дети запомнили чтение, его
нужно сопровождать: показом игрушек,
картинок, персонажей настольного театра
и других средств наглядности, а
также учить слушать
Данным вопросом были заинтересованы Ю.В. Ванникова, Л.И. Айдарова, Э.Е. Захарова, В.В. Гербова.
Знакомя детей, например, с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» и другими, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенку воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно – это поможет более ясно, точно представить героев сказки и запомнить их.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок» как «скачет» заяц; с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.
Дети очень любят сказку «Три поросенка» С.Михалкова, ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами, исполнение песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинке.
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу, Н.Потоловского. Музыка помогает детям увидеть художественные образы, она обогащает впечатления детей, с помощью произведения ребенок хорошо видит героев и их характер.
2.3. Праздники, развлечения и музыка
Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Многие педагоги считали, что надо помочь ребенку, через искусство, глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…
Подготовка и проведение праздников, развлечений способствует нравственному воспитанию детей, они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового об окружающем их мире.
Праздничная атмосфера, красота
оформления помещения, костюмов, хорошо
подобранный репертуар, красочность
выступления детей – все это
важные факторы эстетического
К вопросу праздники, развлечения и музыка, в своих работах обращались педагоги и музыканты Т.А.Ильина, О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили и другие.
Музыка, как ведущий компонент
праздника и развлечения, соединяет
в себе все виды искусства, создает
эмоциональный настрой в
Создание соответствующего
эмоционального настроя на тот или
иной праздник во многом зависит от
тщательно составленной программы.
Педагог продумывает тему, форму
программы, подбирает музыкально-
Информация о работе Роль музыки в повседневной жизни детского сада