Роль природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:23, контрольная работа

Описание

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Содержание

Ведение.
Теоретическая часть.
Отличительные особенности дерева и кустарника.
Требования к подбору и размещению деревьев и кустарников на участке детского сада.
Характеристика основных представителей (рябина, тополь, берёза, липа, бузина, лиственница, малина, крыжовник, смородина).
Ознакомление детей дошкольного возраста с деревьями и кустарниками участка.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

деревья и кустарники в детском саду.docx

— 177.72 Кб (Скачать документ)

                                         Содержание.

  1. Ведение.
  2. Теоретическая часть.
    1. Отличительные особенности дерева и кустарника.
    2. Требования к подбору и размещению деревьев и кустарников на участке детского сада.
    3. Характеристика основных представителей (рябина, тополь, берёза, липа, бузина, лиственница, малина, крыжовник, смородина).
  3. Ознакомление детей дошкольного возраста с деревьями и кустарниками участка.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.                                                                                                 «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым. И в основном мы проводим прогулки на территории детского сада. Поэтому очень актуален вопрос озеленения  участков  ДОУ.                                      Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным место общения детей с природой. 
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретическая  часть.

2.1. Отличительные особенности  дерева и кустарника.                                            

Деревья и кустарники —  это высшие растения с одревесневшими побегами. У деревьев обычно имеется  один основной ствол, который несет  множество ветвей. У кустарников, напротив, имеется несколько (или  много) тонких древесных стволов, которые  придают им округло-широкую форму.                                            Деревья — это самые крупные растения суши. Вытягиваясь вверх, они простираются над другими представителями растительного мира и получают больше солнечного света, необходимого им для роста. Растущие вверху листья также оказываются вне пределов досягаемости животных, питающихся листьями и травой. Между деревьями и кустарниками нет четкой границы. Кустарниками обычно называют растения ниже 7,5 м; все, что выше этого размера, считают деревьями. Некоторые виды растений, например боярышник или орешник, если их регулярно объедают травоядные животные, могут не превышать размеров кустарника. Однако если их не повреждают, они вырастают высотой с дерево. Высоко в горах или в суровых условиях морских побережий даже сосны и дубы имеют кустовидную форму и не достигают большой высоты.

 

2.2.Требования к подбору  и размещению деревьев и кустарников  на участке детского сада.

Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим  и педагогическим требованиям. Его  размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма  площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад. Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда. 
Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация. 
При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей. 
При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:                                                                                                  - для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; 
- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. 
Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие. 
Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца. 
Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения. 
Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный; ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго-восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн красный, ильм и т. д. На севере — береза (пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернеющий), рябина гладковатая, можжевельник, ива Кольская, лиственница даурская и т. д. 
Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д. 
При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты. При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева. 
В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию. 
Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий  и т. д. 
Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью. 
          Для благоприятного роста деревьев и кустарников необходимо правильно садить саженцы.                                                                                                                                                                       Сроки посадки.                                                                                                      Плодовые деревья можно сажать как осенью, так и весною. Ягодные кустарники (смородина, крыжовник и малина) очень рано весной трогаются в рост, поэтому их лучше сажать осенью.                      Техника посадки дерева.                                                              Прежде всего, необходимо забить кол в центре ямы. Для этого на яму кладут посадочную доску между контрольными колышками, затем устанавливают кол так, чтобы он вошел в средний вырез доски. Длина кола должна быть такой, чтобы он доходил до нижних ветвей саженца, но не касался их.                       Саженцы внимательно осматривают и гладко обрезают острым ножом или секатором все больные и поломанные корни. Одновременно и ветви в кроне укорачивают примерно на одну треть, делая срезы над почкой, направленной в наружную сторону от ствола дерева. Укорачивают ветки для того, чтобы восстановить соотношение между корневой системой и надземной частью саженца, которое неизбежно нарушается при выкопке саженца из питомника, т. к. часть корней отрезается и остается в почве на том месте, где выросло деревцо. Посадка производится так.  Лопатой насыпает из верхнего слоя почвы холмик (высота его — две трети глубины ямы), второй ставит на этот холмик саженец, рядом с колом, обязательно со стороны противоположной господствующим ветрам. Это в дальнейшем предохраняет штамбик  саженца от механических повреждений во время ветра. Чтобы посадить дерево на нужную глубину, поперек ямы кладут посадочную доску и сажальщик устанавливает саженец в яме так, чтобы корневая шейка была на 3—4 сантиметра выше нижнего края доски, соответствующего уровню почвы. Затем руками тщательно расправляют все корни и постепенно лопатой засыпают их рыхлой землей, слегка встряхивая деревце для заполнения пустот между корнями (рис.). Засыпав яму, землю осторожно утаптывают. При этом ногу следует ставить носком к стволику и нажимать сначала каблуком, а потом уж носком обуви. Штамб посаженного деревца подвязывают, к колу мягкой веревкой или шпагатом, подложив тряпки или солому в месте соприкосновения деревца и кола. Подвязывать следует «восьмеркой», т. е. с перекрещиванием шпагата, не слишком плотно, в двух местах: внизу, на высоте 12—15 сантиметров от земли и около верхнего конца кола. Вокруг дерева делают поливную лунку и сразу же после посадки выливают в нее 2—3 ведра воды для более полного контакта корневой системы с почвой. Послепосадочный полив обязателен как при весенней, так и при осенней посадке, но количество воды можно изменять в зависимости от влажности почвы. При осенней посадке деревья окучивают холмиком высотой 30—35 сантиметров.

 

 

                         Рис. Схема посадки плодового дерева.

 

2.3   Характеристика  основных  представителей.


                            РЯБИНА.                                                                                

 

Дерево высотой до 10 метров. Ствол  со светло-серой гладкой корой.

Крона ажурная, поэтому говорят  «ажурная рябина».

Листья ажурные, круглые, с зубчатыми  краями, появляются обычно одновременно с листьями березы.

Осенью нередко становятся малиново-красными.

Цветки мелкие, желтовато-белые, с  сильным горьковато-миндальным запахом.

Цветет в мае.

Плоды ярко-красные, похожие на маленькие  яблочки, с сочной мякотью, тремя  мелкими, похожими на серпик, семенами, появляются, начиная с 8-10 лет, ежегодно.

В начале они горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь.

Созревают в августе-сентябре, ягоды  остаются висеть на ветках до зимы.

Где растет:

Рябина растет в лесах в диком  виде, но человек давно ввел ее в  культуру.

Это одна из самых зимостойких плодовых культур, переносит морозы до 50 градусов.

В России растет по всей европейской  части страны - от Хибинских гор на севере до Кавказа на юге.

К почве нетребовательна, но светолюбива.

Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог.

Живет до 200 лет. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах и вороны. Иногда к рябине слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и др. животных. Любят ягоды рябины лоси и медведи. Плоды собирают в сентябре - октябре. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви. Сушат ягоды в тепловых печах или сушилках при температуре 60-80 градусов. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, настоек.                             Целебные свойства:

  •     Ее применяют для укрепления желудка как успокаивающее средство и кровоостанавливающее.
  • В качестве поливитаминного средства используют не только плоды, но и листья.
  •     При витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины.
  •    Сок применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов - как средство для повышения аппетита.

    -    Используют  в косметике.

                                                     

                                                     ТОПОЛЬ.


Тополь - высокое стройное дерево с  зеленовато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной.

Весной на тополях набухают крупные  почки.

Когда клейкая оболочка падает с  них на землю, раскрываются пахучие  блестящие листочки.

В конце мая на деревьях появляются соцветия-сережки (на мужских деревьях они более крупные, красного цвета, бархатистые).

Затем они созревают и лопаются, и тополиная метель заметает улицы.

Тополь вырабатывает в атмосферу  столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, семь елей.

Тополь неприхотливый и очень  быстро растет.                                                                Где растет:

Из-за своей неприхотливости тополь растет повсеместно, от Сибири до Юга. Тополь и человек:

Из легкой древесины тополя делают бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и  одеколонов.


                                                       БЕРЕЗА.

Березы очень высокие. Стволы белые  с черными точками.

Весной деревья сбрасывают верхний  слой бересты. Кора становится гладкой  и шелковистой.

На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через  которые береза дышит: в жару они  открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

У старых берез стволы внизу темные, покрыты толстой, грубой, морщинистой  корой, а вверху - более светлые, серебристо-белые.

Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы.

Весной на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки, желтые и зеленые (это семена).

Листья небольшие, округлой формы, гладкие.

Береза очень быстро растет, поэтому  и зовут ее «гонким деревом».

Где растет береза:

Береза растет в лесах, на полянках, лесных опушках. Очень любит солнечный    свет, простор, не боится трескучих  морозов. Живет береза очень долго - 150-180 лет.

Береза и животные:

Звери и птицы с удовольствием  пьют березовый сок. Дятел, пробив острым   клювом кору, лакомится живительной  влагой. Улетит дятел, слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи, бабочки. Березовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.                                                                                                      Береза и человек:                                                                         Из березовой бересты плели лапти, лукошки, туески для ягоды и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далекие времена люди писали на бересте письма.                                                                                                           Целебные свойства:                                                                           Настои и отвары березовых почек применяют как мочегонное, желчегонное и дезинфицирующее средство. Листья березы применяют в виде настоев и отваров. Березовый сок является общеукрепляющим средством. Деготь, полученный из древесины березы, применяется в качестве противомикробного средства (при грибковых заболеваниях кожи, экземе).

 

                                          МАЛИНА.                              


Малина   (лат.  Rubus ) — кустарник из семейства Розовые.    Растет по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах.  Малина — листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой, как правило, до полутора метров. Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему. Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3-7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками. Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев.  Лепестки короче долей чашечки. Зацветает малина в июне и цветёт долго.  Её  плоды созревают не одновременно. Поэтому  собирать   плоды  малины приходится  по  мере  их  созревания.                                                                                                                      По окраске плоды малины бывают красными, реже розовыми,  кремовыми или жёлтыми. Это небольшие ягоды от 2 до 12г прекрасного вкуса и аромата обладают также ценными лечебными и диетическими свойствами, богаты биологически-активными веществами, витаминами. Ягоды малины содержат яблочную, лимонную, капроновую, муравьиную и салициловую кислоты, витамины С и группы В, каротин, сахарозу, глюкозу, фруктозу, дубильные вещества, цианидин-хлорид. Семена содержат до 15% жирного масла. Ягоды используют в свежем виде, сушат, замораживают, готовят из них варенье, соки, джемы, компоты, ликеры, наливки, мармелад.

                                          ЛИПА.

Другие названия: лутошка, мочальник, лубняк. Крупное долговечное дерево высотой до 30 м с раскидистой кроной. Молодые ветви покрыты гладкой, старые - глубоко растрескивающейся корой серо-черного цвета. Листья округло-сердцевидные, слегка неравнобокие, с пильчатым краем, длинночерешковые, темно-зеленые, с длиннозаостренной верхушкой, парными красноватыми прилистниками, рано опадающими весной. На нижней стороне листьев в углах жилок расположены пучками волоски.                                                                                                                                  Цветки липы душистые с прицветниками, светло-желтого цвета, собраны в полузонтики. Плод - односемянной орешек. Цветет в июле, плоды созревают в октябре.                                                                                                                          Распространение. Липа занимает большой ареал. Растет в зоне широколиственных лесов европейской части страны, доходит до Урала. Большие площади липа сердцевидная занимает в Башкортостане, довольно много ее в Среднем Поволжье. На север продвигается несколько дальше дуба, так как менее требовательна к почвам. Встречается в Крыму и на Кавказе. Липа крупнолистная в диком виде растет на Карпатах. На севере встречается в подлеске.  Липы широко культивируются в садах и парках. На Дальнем Востоке, в Молдове, Закарпатье растут другие виды липы.                                                                     Заготовка соцветий липы. Сбор производят только в сухую погоду во время полного цветения. Собирают цельные соцветия вместе с прицветным листом. Сырье, заготовленное в более позднее время, когда часть цветков уже отцвела, при сушке буреет, сильно крошится и становится нестандартным. Для заготовки используют переносные лестницы, секаторы, садовые ножницы, прикрепленные к шесту, веревки с крючками. Срезают небольшие веточки с соцветиями, а затем их отделяют от соцветий, отбрасывают прицветные листья, изъеденные листоедами и покрытые ржавчиной. Сбор продолжается 10-15 дней.              Фармакологические свойства липового цвета.                                                          Настои цветков липы оказывают противовоспалительное действие, обусловленное биофлавоноидами, задерживают преимущественно экссудативную фазу воспаления на различных моделях асептического воспаления, способствуют более раннему отграничению воспалительного процесса от окружающей ткани. Ускоряют процессы регенерации и организации грануляционной ткани, что связывают со стимулирующим действием флавоноидов на коллагеновые ткани; обладают антисептическими свойствами: оказывают жаропонижающее и потогонное действие, способствующее выделению из организма с потом хлорида натрия; дают спазмолитический эффект, понижают АД; оказывают седативное влияние; повышают диурез, секрецию желудочного сока и желчи.                     Липовый цвет используют вместо чая для заварки в виде горячего настоя при гипертонической болезни, сосудистых кризах, климактерических расстройствах. Этот напиток способствует обильному потоотделению, выделению хлоридов, снижению АД, действует успокаивающе. Липовым настоем полощут ротоглотку при острых и хронических воспалительных процессах в ней. В виде припарок, примочек настои липового цвета применяют при невритах, невралгиях, ожогах, язвах, заболеваниях суставов, геморрое. Настой цветков липы используют для полосканий при стоматитах и гингивитах. Из плодов липы, по вкусу похожих на орехи, получают пищевое масло.

Информация о работе Роль природы