СМОРОДИНА. Свое название черная смородина
получила от слова «смородь», которое
на древнерусском языке означало «сильный
запах» и действительно из всех видов
смородины именно черная имеет самый ярко
выраженный аромат и плодов, и листьев
и даже веток и почек. Смородина бывает:
белая, чёрная, красная. Смородиновый куст,
относящийся к семейству крыжовниковых,
может достигать высоты 2 м. Цветет обычно
смородина в мае, июне, а созревают ягоды
в июле, августе. Сажают смородиновые кусты
в подготовленную почву осенью. Плодоносит
смородина после посадки уже на 2-3 год.
Смородина делится на ранние, среднеспелые
и позднеспелые сорта. Самая популярная
чёрная смородина. Плоды черной смородины
– это крупные, круглые, ароматные ягоды
черного цвета, хотя иногда их оттенки
могут быть темно-красными, лиловыми или
даже бурыми. Собирать нужно полностью
созревшие плоды, однако уже через две
недели после того, как ягоды полностью
созрели, потеря в них витамина С может
достичь 70%. В кулинарии черная смородина
используется в самых разных направлениях,
из нее делают компоты, кисели и варенье,
джемы, желе, самые разные десерты, вино,
соусы, добавляют в выпечку и используют
в маринадах к мясу и рыбе.
Черная смородина считается кладезем
полезных веществ и витаминов, так как
в ее ягодах содержатся витамины В, Р, Е,
каротин (витамин А), пектины, сахара, фосфорная
кислота, дубильные вещества, эфирное
масло, витамин группы К, соли фосфора,
железа и калия.В листьях черной смородины
содержатся помимо витамина С, фитонциды,
магний, марганец, серебро, медь, свинец,
сера, эфирное масло. Количество в черной
смородине полезных веществ, витаминов
и минералов выше чем, во многих других
ягодах. Поэтому она считается продуктом
здорового и рационального питания, способствующего
повышению иммунитета, оздоровлению и
укреплению организма и полезна при различных
заболеваниях.
ЛИСТВЕННИЦЫ. Лиственница – красивое хвойное
дерево, доминирующее в лесах Западной
и Восточной Сибири, на Алтае, в Саянах,
на Дальнем Востоке, образующее обширные
светлые леса. В благоприятных условиях
вырастает до 40 и более метров высоты
при диаметре ствола до 1 м и более. Доживает
до 300—400 лет, зарегистрированы лиственницы
возрастом до 800 лет. Кроны рыхлые, просвечиваемые
солнцем, у молодых деревьев конусовидные.
С возрастом приобретают округлую или
яйцевидную, туповершинную форму. При
постоянных ветрах – однобокие, «флагообразные». Корневая система лиственницы
в обычных условиях мощная, разветвлённая,
без резко выраженного стержневого корня,
при сильных, заглублённых на концах боковых
корнях, наличие которых обеспечивает
ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается
укоренение соприкасающихся с почвой
ветвей. Лиственница — очень светолюбивое
дерево, в затенении не возобновляется
и не растёт. Устойчива к заморозкам, на
севере выдерживает температуры до −60
°C. В России произрастает около двух десятков
видов и гибридных пород лиственницы,
самые известные - это лиственница сибирская
и лиственница даурская. Растут лиственницы
и в Северной Европе, и на Американском
континенте, как в диком, так и в культивируемом
виде. В практической медицине применяют
эфирное масло лиственницы, или скипидар,
как наружное, отвлекающее и раздражающее
средство при ревматизме, миозите, подагре,
невралгии, люмбаго, ишиалгии—в чистом
виде, либо в составе мазей и пластырей.
В виде ингаляций скипидар применяют при
бронхитах, бронхоэктазии, абсцессах и
гангрене легких, катаре верхних дыхательных
путей, как антимикробное и дезодорирующее
средство. При приеме внутрь следует учитывать,
что скипидар обладает раздражающим действием
на почки, мочевыводящие пути. Отвары из
хвои рекомендуют как сильное противоцинготное
средство. Хвою можно собирать в течение
всего лета, но наиболее эффективна она
в конце июня и в конце августа, когда содержание
аскорбиновой кислоты резко повышается.
В народной медицине горячие настои из
коры и хвойных побегов рекомендуют от
грыжи, а настой хвои—oт гиперменореи.
Скипидарные компрессы, покрытые горячей
грелкой, применяют при радикулите, ишиасе.
При зубной боли скипидарный компресс
накладывают на щеку, против пораженного
зуба. Камедь и лиственничный клей использует
как обволакивающее при заболеваниях
желудочно-кишечного тракта. Ванны из
настоя свежих веток полезны при ревматизме
и подагре.
КРЫЖОВНИК.
Крыжовник — многолетний
кустарник высотой более 1 м, диаметром
1,3—1,8 м. Куст имеет сильно развитую
корневую систему. Крыжовник засухоустойчив
и светолюбив, не любит низких сырых
участков и тяжелых глинистых
почв с близким стоянием грунтовых вод
— на таких местах он, как правило, поражается
грибными болезнями и почти не дает урожая,
а если он и дает, то ягоды бывают очень
мелкие. Ягоды крыжовника — кладовая аскорбиновой
кислоты (витамина С) и бесценное лекарство:
они оказывают мочегонное и желчегонное
действие, полезны при нарушениях обмена
веществ. Недаром в народе его называют
северным виноградом.
Крыжовник, как и смородина, плодоносит
до 12 —18 лет. Он хорошо завязывает плоды
при наличии нескольких кустов даже одного
сорта, но урожайность и качество ягод
значительно повышаются, когда выращивают
не меньше 3 — 4 сортов. Под крыжовник
отводят хорошо освещенный солнцем участок.
Диаметр посадочных ям зависит от состава
почвы: на легких почвах — 50 см, на тяжелых
— 70 см.
Уход.
Уход до плодоношения состоит в поливе,
рыхлении, окучивании, в борьбе с сорняками,
вредителями и болезнями.
3.Ознакомление детей дошкольного
возраста с деревьями и кустарниками
участка.
Старшая группа.
В старшей группе
представления детей о природных
явлениях в неживой и живой
природе расширяются и уточняются,
формируется реалистическое понимание
этих явлений и умение устанавливать
взаимосвязь между ними. Воспитатель
продолжает развивать способность
наблюдать сезонные изменения,
выделять характерные признаки,
анализировать, обобщать и правильно
передавать воспринятое словами
и в рисунках; воспитывает у
детей любовь к природе, стремление
охранять ее. Воспитатель закрепляет
и углубляет трудовые навыки
и умения детей, приучает старательно,
аккуратно выполнять трудовые
поручения, развивает желание
помочь старшим.
ОСЕНЬ.
После приезда с дачи дети отмечают, какие
изменения произошли с деревьями и кустарниками,
вспоминают знакомые названия, а о некоторых
только узнают: ведь у них теперь новый
участок, где растут и новые для них деревья.
Дети не только наблюдают, но и намечают,
что нужно сделать, чтобы растениям было
хорошо, чтобы помочь им подготовиться
к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки
и т.д. Осенью воспитатель часто ходит
с детьми на прогулки по территории детского
сада и в ближайший лес. В солнечный день
посмотрите на небо сквозь ветви: в осеннее
время разнообразная окраска листьев
особенно подчеркивает его синий цвет.
Спросите, что изменилось.Рассмотрим с
детьми листья. Обращаем внимание, что
поверхность листовой пластинки у разных
деревьев разная: у березы шершавый; у
липы мягкий. Поиграйте в игру «Узнай дерево
по листу». Один ребенок называет характерные
признаки листа, остальные по описанию
узнают, с какого он дерева. Соберите несколько
разных листьев для уголка природы. С детьми
наблюдаем красоту золотой осени. В лесу
стоит полная тишина. Все деревья ярко
расцвечены. Цвет листьев от лимонно-желтого
до темно-багрового. Если в парке есть
сосны и ели, посмотрите, как их темная
зелень оттеняет осенние краски лиственных
деревьев. Это производит сильное впечатление.
И тут не нужны слова. Обращаем внимание
на своеобразную красоту отдельных деревьев.
Дети очень любят игру «Разведчики леса».
Воспитатель раздает всем приготовленные
заранее «крылья для самолетов». Они делаются
так: длинные полоски картона закругляются
на концах. С внутренней стороны на каждое
крыло прикрепляется по две резинки для
продевания в них рук. Разведчики слушают
задание командира (воспитателя), затем
заводят моторы и облетают лес. Задания
лучше давать группе разведчиков, тогда
игра будет интереснее. Задания могут
быть такие: Принесите красные листья
и узнайте, с какого они дерева, где растет
это дерево. На каком дереве больше всего
желтых листьев? На каком меньше всего?
Покажите вблизи самое высокое и самое
низкое дерево. Как оно называется? Определите
ориентиры: впереди-сзади, направо-налево.
У какого дерева кора гладкая, у какого
шероховатая? Сколько шагов до березы
(или другого дерева)? На каком дереве или
кустарнике зеленые листья? Какое самое
красивое дерево, где оно находится? Подобных
заданий можно придумать много, природа
сама подскажет. Ребята с большим удовольствием
их выполняют. После первого заморозка
начинается листопад. На прогулке, наблюдаем,
как опадают листья, прислушиваемся, как
они шелестят, предложите вдохнуть запах
листвы. Пусть вспомнят, какого цвета были
листья у березы. Проведем игру «Угадай
по описанию». Дети узнают дерево по описанию
цвета коры и листьев. Перед уходом чтение
отрывка из поэмы И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Воспитатель помогает
детям сделать вывод, почему
облетают листья. Подведите детей
к ели или сосне и расскажите,
почему они остаются зелеными,
а если иглы и падают, то
заменяются свежими. Скажите,
что хвоя – это те же листья,
но они не боятся холода. Рассмотрите
лиственницу, у которой светлая
хвоя осыпалась. Во время листопада
можно собрать разнообразные
листья для украшения своей
группы, для изготовления лото, разнообразных
поделок из природного материала,
шапочек, гирлянд, поясов и
т.д. Дети очень любят выкладывать
на плотной бумаге узоры из
листьев. Воспитатель помогает
им красиво подобрать сочетание
цветов, проверяет расположение
листьев в узоре, предлагает
раскладывать в ряд листья
одного цвета по величине, сравнивая
их путем наложения одного
на другой. Необходимо поддерживать
инициативу и выдумку детей.
Пойдите в лес поздней осенью.
Что изменилось? После рассматривания
растений играем в игру «Найди
по описанию». Вы называете
форму листа, окраску и форму
цветка растения, а дети отгадывают.
ЗИМА.
Зимой деревья без листьев – можно хорошо
рассмотреть их строение: крону, ствол,
расположение веток, сравнить друг с другом.
Расскажите детям, какую пользу приносят
деревья. В начале зимы участок еще нарядный:
кое-где алеет рябина, на бузине целы все
ягоды. Снег слегка разукрасил деревья,
припушил ели и сосны. Полюбовавшись
зимним видом, предложите детям узнать
деревья. Научите их отличать от кустарников.
У деревьев один толстый ствол, а у кустарника
много тонких стволов. Загадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево.)
Пусть дети попытаются
объяснить каждую строчку загадки.
Загадайте еще одну загадку:
«Зимой и летом одним цветом».
Спросите, как называются такие
деревья, как сосна и ель.
Какие хвойные деревья еще
знают дети? Что такое хвоя? Как
называются деревья, у которых
листья на зиму опадают? Рассмотрите
хвойные и лиственные деревья,
сравните их между собой. Научите
различать деревья и по почкам.
Ель. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая.
Крона похожа на конус. Ветки с густой
хвоей начинаются у самой земли. Почки
острые, покрытые чешуйками. На ели висят
узкие длинные шишки. Скажите детям, что
зимой в густых еловых лесах спят медведи
в берлогах, а зайцы прячутся под ветвями
ели.
Лиственница. Крона у деревьев округлая.
Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками,
шишки круглые. Скажите детям, что лиственница
очень распространена в лесах нашей страны.
Ветка с шишками, найденная на земле и
поставленная в вазу, украсит групповую
комнату.
Тополь. Высокое дерево со стройным стволом
и широкой кроной. Кора желто-серая с трещинами.
Ветки толстые, разной длины. Предложите
детям потрогать и понюхать их; почки клейкие
и душистые. Скажите, что тополь очень
полезное дерево: он очищает воздух от
городского дыма и пыли.
Липа. Ее можно отличить от других деревьев
по темному, почти черному стволу. Ветки
направлены в стороны и в середине прогибаются.
«Как будто медведь на них покачался»,
– говорят дети, вспоминая сказку Н. Павловой
«Зимняя пирушка». На ветках видны круглые
почки. Много деревьев брать для сравнения
не следует. Пусть дети хорошо знают признаки
трех-четырех, сумеют узнать их, рассказать
о них. Рассмотри те и кустарники. Для
закрепления знаний о деревьях и кустарниках
поиграйте в игру «Узнай по описанию».
Ребенок описывает какое-нибудь дерево
или кустарник, а дети называют его. Можно
играть и так: группа детей дает описание
дерева. Каждый называет лишь один характерный
признак, остальные отгадывают.
Игра «Кто лучше запомнит». Разложите
на снегу в три ряда плоды или кору деревьев
(не более 6–10 предметов). Предложите детям
все внимательно рассмотреть и постараться
запомнить. По сигналу они поворачиваются
к предметам спиной и называют те, которые
запомнили. Можно придумать другие варианты
этой игры. Игра «Отгадай, сколько шагов».
Предложите детям отгадать, сколько шагов
от скамейки до липы, от липы до берёзы.
Сначала надо определить на глаз, а потом
проверить. Эта игра развивает ориентировку
в пространстве, глазомер и помогает закрепить
названия деревьев. Продолжайте игру «Разведчики»,
давая детям такие поручения: найдите
самое высокое или самое низкое дерево
на полянке, в аллее, на опушке; найдите
и принесите ветку лиственницы с шишками;
найдите следы и определите, кому они принадлежат,
и т.д. Необходимо приучать детей беречь
деревья. Покажите, как после снегопада
нагнулись ветки. Осторожно стряхните
с них снег. Внесите одну веточку и поставьте
в воду. Через некоторое время согните
ее – она не ломается, только гнется, значит,
дерево живое. Ближе к весне принесите
ветки, которые обрезают в садах. Они понадобятся
для проведения занятий.
ВЕСНА.
Полюбовавшись причудливо утонувшими
в сугробах деревьями, осторожно стряхните
с веток снег. Объясните, что в теплую зимнюю
погоду снег, покрывающий деревья, становится
тяжелым, липким. При возвращении морозов
он примерзает к кроне, и от тяжести ветки
могут сломаться. На следующей прогулке
спросите детей, смогут ли они узнать знакомые
деревья по стволу, коре, расположению
веток. Предложите им снять перчатки и
потрогать стволы деревьев, сравнить их
кору. У дуба кора толстая, с глубокими
трещинами; у березы и осины гладкая, но
разная по цвету; у сосны пластинчатая,
с как бы отстающими чешуйками; у ели шершавая.
На следующих прогулках обратите внимание
на плоды деревьев, рассмотрите почки.
Пусть дети сравнят их по форме, по расположению.
Объясните, что в почках находится запас
питательных веществ для будущих листьев.
Рассмотрите боковые и верхушечные почки
клена. Для закрепления знаний детей проведите
игру «Я загадаю – вы отгадайте». Один
ребенок описывает дерево: его ствол, поверхность
коры, расположение ветвей, форму почек,
а остальные отгадывают. Такие наблюдения
развивают наблюдательность, логическое
мышление и речь детей.
Весна это то время года, когда всё вокруг
просыпается после долгой зимы. Проводить
каждый день с детьми наблюдения, за изменениями,
происходящими с деревьями и кустарниками.
ЛЕТО.
Дети отмечают, что стало очень тепло,
они ходят в одних трусиках, а днем надевают
на головы панамки. Обратите внимание,
что в полдень солнце находится высоко
над головой и от столба совершенно нет
тени, а утром и вечером тени длинные. Предложите
потрогать камни и металлические предметы
утром и днем и объясните, почему камни
так нагреваются к вечеру.Обратите внимание
на растения огорода и цветника: утром
они свежие, упругие; днем поникшие, а к
вечеру опять поднимаются. Пусть дети
потрогают почву утром, днем, вечером и
скажут, когда она теплее. Вода днем тоже
нагревается. Дни увеличиваются, темнеет
поздно. Постепенно становится все жарче
и жарче. Недаром говорят, что «солнце
печет». Только в августе жара чуть спадает.
Расскажите о деревьях.
Липа. Дайте понюхать невзрачные желтоватые
цветки липы. Спросите, почему вокруг дерева
кружится много пчел. Посидите под липой
– пусть дети насладятся медяным ароматом
ее цветков, прохладной тенью. Вспомните
стихотворение П. Воронько «Липка».
Береза. Скажите детям, что береза, особенно
мила нашему народу. Она нарядна, красива.
Ее называют березонькой белоствольной,
русской красавицей. Березе посвящено
много стихотворений, песен, сказок. Рассмотрите
дерево. Внизу ствол березы темный, а по
белой коре рассыпаны темные пятна. Листочки
треугольной формы с зазубринами на концах.
На березе видны сережки с семенами, которые
созревают в конце весны и опадают летом.
Интересно рассмотреть крохотное семя
березы в лупу. Оно снабжено двумя прозрачными
крылышками, и дети будут удивлены, что
из такого малюсенького орешка вырастет
большое дерево. Возле березы всегда очень
много поросли.
Ель. Ель обычно растет
на влажных местах. Она любит затенение,
поэтому её ветви живут долго. Даже у самой
земли старые ветви все покрыты хвоей.
Кора у ели не очень толстая. Если ее поранить,
вытекает смола и закупоривает рану, поэтому
вредные бактерии не попадают и не разрушают
дерево. Но у ели слабые корни: они развиваются
у самой поверхности почвы. Сильный ветер
может вывернуть ель из земли с корнями.
Летом на ели можно увидеть красивые красные
шишки. Из древесины делают газетную бумагу,
картон.
Рябина очень веселое и нарядное дерево
с красивыми перистыми листочками. Цветет
рябина скромными желтоватыми цветками,
собранными в гроздья. Осенью ее обсыпают
яркие ягоды, но они жесткие и невкусные,
только поздней осенью после заморозков
становятся сладкими. Из ягод варят варенье,
собирают для корма птицам. Ягоды рябины
любят тетерева, глухари, рябчики. Из древесины
делают мебель.
4.Заключение.
Убеждения человека формируются
с детства. Одна из главных нравственных
задач, стоящих перед педагогами,
– воспитать любовь к родине,
а значит, и бережное отношение к
родной природе. Достичь этого можно в
том случае, если знакомить ребенка с ее
тайнами, показывать интересное в жизни
растений и животных, учить наслаждаться
запахом цветущих трав, красотой цветка,
пейзажами родных мест.
Восприятие природы помогает развить
такие качества, как жизнерадостность,
эмоциональность, чуткое, внимательное
отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший
природу, не будет бездумно рвать цветы,
разорять гнезда, обижать животных.
Формированию любви к родному городу,
селу, краю, к родине особое внимание уделяется
в детских садах.
Всю эту работу с дошкольниками проводят
воспитатели. В связи с этим повышаются
требования и к работе педагогов, в том
числе по ознакомлению детей с природой.
Кроме идейной убежденности, культуры
и педагогического мастерства, воспитатель
должен иметь элементарные знания в области
биологии, физиологии животных, а также
уметь показывать детям, как правильно
сажать растения, ухаживать за животными,
птицами, рыбами в уголке природы, как
работать в цветнике и огороде. Все эти
знания и навыки необходимы также для
подготовки детей к школе. Усвоив их, они
легче будут понимать, и изучать такие
науки, как природоведение, физика, география
и др. Основное средство познания природы
– наблюдение. У ребенка восприятие природы
острее, чем у взрослого, так как он соприкасается
с ней впервые. Поддерживая и развивая
этот интерес, педагог может воспитать
у детей многие положительные качества
личности, познакомить с природными явлениями,
объяснить их причины и взаимосвязь. Природа
способствует умственному развитию детей,
их логическому мышлению и речи. Если воспитатель
приучит детей любоваться яркими красками
неба при закате и восходе солнца, просторами
полей, замысловатой формой снежинок,
полетом ласточки, у ребенка разовьется
художественный вкус, он сможет глубже
познать окружающий мир, будет стремиться
к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес. Она
никогда не повторяется, и нам воспитателям
следует учить детей искать и находить
новое в уже известном, виденном.