Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
1.1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
1.2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
1.3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
2. Гигиенические требования к организации режима дня
2.1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
2.2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
2.3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
2.4. Организация двигательного режима…………………………………….19
2.5. Организация внешней среды…………………………………………….22
2.6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Воспитание здорового
молодого поколения с гармонично
развитыми духовными и
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Эколого-гигиенические исследования последних лет свидетельствуют, что одним из важнейших компонентов, определяющих состояние здоровья, является окружающая среда, которая включает весь комплекс экзогенных факторов, в том числе и социальных [11, 13]. Одним из важнейших компонентов, определяющих здоровье подрастающего поколения, является гигиенически рациональный режим дня.
Режим дня формируется под влиянием природно-детерминированпых (биологические ритмы) и социально-обусловленных факторов (необходимость посещать школу, работать и т.д.). Развитие общества привело к уменьшению влияния природных факторов и увеличению социального влияния на формированне образа жизни людей. Так, например, если в давние времена, люди были вынуждены ограничивать свою деятельность световым днем, то научно-технический прогресс и развитие человеческого общества позволили расширить жизнедеятельность независимо от световых природных ритмов, кроме того, привели к возникновению ночных форм деятельности, что оказывает негативное влияние на здоровье человека.
Особенно важным является соблюдение правильного режима дня в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных систем организма и психологического статуса человека [17]. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию детей, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка [16].
Многочисленными исследованиями доказано, что режим дня, построенный с учетом биологических ритмов, является залогом здоровья [4, 5]. В то же время, постоянно совершенствующиеся программы обучения, социально-обусловленные обязанности, новые формы досуговой деятельности, все более деформируют такие компоненты режима дня как досуг, двигательная активность, сон, играющие первостепенное значение для развития организма подростков. Однако, при внедрении новых программ и форм досуговой деятельности подростков, практически отсутствуют научные исследования, изучающие влияние этих нововведений на формирование режима дня.
Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников, анализ нормативных документов.
Работа состоит из введения, трех теоретических глав, заключения, списка используемых источников.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы.
Деятельность является основным фактором развития растущего организма. Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организации досуга, предупреждением вредных привычек. Все это должно учитываться при построении режима дня. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы
законами высшей нервной деятельности
человека и анатомо-физиологическими
особенностями и
Основным принципом
Изучению характера динамики роста человека, а также его интеллектуальной сферы посвящено большое количество публикаций [9, с. 258]. В этих работах проведен достаточно подробный анализ закономерностей роста ребенка. Общеизвестно, что каждому возрастному этапу свойственны специфические анатомо-физиологические особенности, а различия между ними определяются целым комплексом качественных и количественных показателей морфологических и функциональных структур организма [11, с. 31]. Говоря о физическом развитии ребенка, необходимо помнить, что на его показатели оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические и социальные факторы [3, с. 138]. Они являются критериями биологических и социальных условий жизнедеятельности ребенка. Поэтому представляется важным выяснить характер физического развития ребенка в зависимости от условий его проживания. Анализ литературных данных показал, что изучению влияния различных видов загрязнения на рост детского организма уделялось меньшее внимание, чем, например, воздействию климатических и социальных факторов. Авторы отмечают, что климатогеографические, а также макро- и микросоциальные факторы сказываются также на психофизиологическом состоянии развития ребенка. Отрицательное воздействие на развитие детей оказывают загрязнения воздуха и воды техногенными примесями [13, с. 3–7]. И это необходимо учитывать при анализе динамики метаболизма, обусловленной ростом детского организма.
По мнению Ю.А. Ермолаева (1985), в развитии ребенка существуют особые этапы наиболее скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три критических периода.
Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет, т.е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. В этот период возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания, психическое и физическое развитие ребенка. Все это в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма. Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития [4, с. 312].
Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6–8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди: школьные учителя, школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. Все эти факторы приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации к школьным условиям необходимо бережное отношение к ребенку со стороны взрослых [68, с. 52–54].
Третий критический период связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11–15 лет (в подростковом возрасте). Он характерен повышенной ранимостью нервной системы, ускоренным физическим развитием. Принято условно считать, что подростковый возраст заканчивается с прекращением бурного роста. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину. Пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16–18 лет наступает постепенная остановка роста.
Девочки вступают в период полового созревания в 10–12 лет, на 2 года раньше мальчиков. У мальчиков сроки начала, окончания и темпы полового созревания колеблются в очень широких пределах. Начало полового созревания отмечается в 12–14 лет, пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10–12 см в год, постепенная остановка роста отмечается в 18–20 лет. Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3–5 кг в год.
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Так, например, происходит усиленный рост легких, к 12 годам их объем увеличивается в 10 раз по сравнению с легкими новорожденного. Но необходимо заметить, что темпы роста различных тканей, органов и частей тела неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляются неуклюжесть, угловатость. В этом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем.
Для рассмотренных периодов характерны определенные особенности обмена веществ, суть которых сводится к тому, что у детей этих возрастных групп наблюдаются отклонения в процессах теплорегуляции, которые в онтогенезе в наибольшей степени проявляются в возрасте 1–2 года [9, с. 258]. По данным Е.И. Кореневской (1969), химическая терморегуляция преобладает до 9-летнего возраста. В старшем возрасте поддержание температуры тела осуществляется уже по взрослому типу за счет активности процессов физической терморегуляции. Существенные сдвиги наблюдаются и в гормональной регуляции обмена веществ [11, с. 115], что обусловлено гетерохронностью развития эндокринных желез. Стабилизация деятельности нейроэндокринной системы наступает после полового созревания, а до этого у детей и подростков она может легко нарушаться [5, с. 26–33]. Таким образом, каждому возрастному периоду соответствует такое состояние обмена веществ и его нейроэндокринной регуляции, которое наиболее совершенно обеспечивает пластические и энергетические потребности роста и развития ребенка [19, с. 270].
Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям.
В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.
Длительность и характер любых занятий изменяются в зависимости от возраста детей.
Организация занятий требует определенных условий для охраны здоровья детей. Исследования показали, что, если занятия связаны с некоторым напряжением зрения, у детей снижаются функции зрительного аппарата, изменяется полноценность восприятия, что выражается в падении работоспособности к концу занятия.
Информация о работе Роль режима дня в воспитании ребенка в семье