Роль режима дня в воспитании ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
1.1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
1.2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
1.3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
2. Гигиенические требования к организации режима дня
2.1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
2.2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
2.3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
2.4. Организация двигательного режима…………………………………….19
2.5. Организация внешней среды…………………………………………….22
2.6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
    1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
    2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
    3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
  2. Гигиенические требования к организации режима дня
    1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
    2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
    3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
    4. Организация двигательного режима…………………………………….19
    5. Организация внешней среды…………………………………………….22
    6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
  3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

 

Введение

 

Воспитание здорового  молодого поколения с гармонично развитыми духовными и физическими  силами неразрывно связано с разработкой  рационального режима дня и гигиенической  регламентацией различных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения.

Фундамент здоровья человека закладывается  в раннем детстве. Поэтому для  воспитания здорового человека, правильного  формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится  в состоянии непрерывного роста  и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с  различной интенсивностью; морфофункциональное  созревание отдельных органов и  систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Эколого-гигиенические  исследования последних лет свидетельствуют, что одним из важнейших компонентов, определяющих состояние здоровья, является окружающая среда, которая включает весь комплекс экзогенных факторов, в том числе и социальных [11, 13]. Одним из важнейших компонентов, определяющих здоровье подрастающего поколения, является гигиенически рациональный режим дня.

Режим дня формируется  под влиянием природно-детерминированпых (биологические ритмы) и социально-обусловленных факторов (необходимость посещать школу, работать и т.д.). Развитие общества привело к уменьшению влияния природных факторов и увеличению социального влияния на формированне образа жизни людей. Так, например, если в давние времена, люди были вынуждены ограничивать свою деятельность световым днем, то научно-технический прогресс и развитие человеческого общества позволили расширить жизнедеятельность независимо от световых природных ритмов, кроме того, привели к возникновению ночных форм деятельности, что оказывает негативное влияние на здоровье человека.

Особенно важным является соблюдение правильного режима дня  в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных систем организма и психологического статуса человека [17]. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию детей, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка [16].

Многочисленными исследованиями доказано, что режим дня, построенный  с учетом биологических ритмов, является залогом здоровья [4, 5]. В то же время, постоянно совершенствующиеся программы обучения, социально-обусловленные обязанности, новые формы досуговой деятельности, все более деформируют такие компоненты режима дня как досуг, двигательная активность, сон, играющие первостепенное значение для развития организма подростков. Однако, при внедрении новых программ и форм досуговой деятельности подростков, практически отсутствуют научные исследования, изучающие влияние этих нововведений на формирование режима дня.

Цель работы: изучить  особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.

Объект исследования: режим дня.

Предмет исследования: организация  режима дня детей в семье.

Задачи:

  1. Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
  2. Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
  3. Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.
  4. Разработать рекомендации для родителей по приобщению детей к режиму дня.

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников, анализ нормативных документов.

Работа состоит из введения, трех теоретических глав, заключения, списка используемых источников.

 

  1. Физиологические основы режима дня

 

    1. Общие вопросы физиологического значения режима дня

 

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень  физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы.

Деятельность является основным фактором развития растущего организма. Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организации досуга, предупреждением вредных привычек. Все это должно учитываться при построении режима дня. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.

Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

    1. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня

 

Основным принципом правильного  построения режима дня является его  соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.

Изучению  характера динамики роста человека, а также его интеллектуальной сферы посвящено большое количество публикаций [9, с. 258]. В этих работах проведен достаточно подробный анализ закономерностей роста ребенка. Общеизвестно, что каждому возрастному этапу свойственны специфические анатомо-физиологические особенности, а различия между ними определяются целым комплексом качественных и количественных показателей морфологических и функциональных структур организма [11, с. 31]. Говоря о физическом развитии ребенка, необходимо помнить, что на его показатели оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические и социальные факторы [3, с. 138]. Они являются критериями биологических и социальных условий жизнедеятельности ребенка. Поэтому представляется важным выяснить характер физического развития ребенка в зависимости от условий его проживания. Анализ литературных данных показал, что изучению влияния различных видов загрязнения на рост детского организма уделялось меньшее внимание, чем, например, воздействию климатических и социальных факторов. Авторы отмечают, что климатогеографические, а также макро- и микросоциальные факторы сказываются также на психофизиологическом состоянии развития ребенка. Отрицательное воздействие на развитие детей оказывают загрязнения воздуха и воды техногенными примесями [13, с. 3–7]. И это необходимо учитывать при анализе динамики метаболизма, обусловленной ростом детского организма.

По мнению Ю.А. Ермолаева (1985), в развитии ребенка существуют особые этапы наиболее скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три критических периода.

Первый критический  период наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет, т.е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. В этот период возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания, психическое и физическое развитие ребенка. Все это в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма. Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития [4, с. 312].

Второй критический  период совпадает с началом школьного  обучения и приходится на возраст 6–8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди: школьные учителя, школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. Все эти факторы приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации к школьным условиям необходимо бережное отношение к ребенку со стороны взрослых [68, с. 52–54].

Третий критический период связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11–15 лет (в подростковом возрасте). Он характерен повышенной ранимостью нервной системы, ускоренным физическим развитием. Принято условно считать, что подростковый возраст заканчивается с прекращением бурного роста. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину. Пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16–18 лет наступает постепенная остановка роста.

Девочки вступают в период полового созревания в 10–12 лет, на 2 года раньше мальчиков. У мальчиков сроки начала, окончания и темпы полового созревания колеблются в очень широких пределах. Начало полового созревания отмечается в 12–14 лет, пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10–12 см в год, постепенная остановка роста отмечается в 18–20 лет. Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3–5 кг в год.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Так, например, происходит усиленный рост легких, к 12 годам их объем увеличивается в 10 раз по сравнению с легкими новорожденного. Но необходимо заметить, что темпы роста различных тканей, органов и частей тела неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляются неуклюжесть, угловатость. В этом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем.

Для рассмотренных  периодов характерны определенные особенности  обмена веществ, суть которых сводится к тому, что у детей этих возрастных групп наблюдаются отклонения в процессах теплорегуляции, которые в онтогенезе в наибольшей степени проявляются в возрасте 1–2 года [9, с. 258]. По данным Е.И. Кореневской (1969), химическая терморегуляция преобладает до 9-летнего возраста. В старшем возрасте поддержание температуры тела осуществляется уже по взрослому типу за счет активности процессов физической терморегуляции. Существенные сдвиги наблюдаются и в гормональной регуляции обмена веществ [11, с. 115], что обусловлено гетерохронностью развития эндокринных желез. Стабилизация деятельности нейроэндокринной системы наступает после полового созревания, а до этого у детей и подростков она может легко нарушаться [5, с. 26–33]. Таким образом, каждому возрастному периоду соответствует такое состояние обмена веществ и его нейроэндокринной регуляции, которое наиболее совершенно обеспечивает пластические и энергетические потребности роста и развития ребенка [19, с. 270].

Наиболее важным и  характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка  психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок  активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются  индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности  поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

 

    1. Физиологическая основа определения длительности занятий

 

Длительность и характер любых занятий изменяются в зависимости от возраста детей.

Организация занятий требует определенных условий для охраны здоровья детей. Исследования показали, что, если занятия связаны с некоторым напряжением зрения, у детей снижаются функции зрительного аппарата, изменяется полноценность восприятия, что выражается в падении работоспособности к концу занятия.

Информация о работе Роль режима дня в воспитании ребенка в семье