Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
1.1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
1.2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
1.3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
2. Гигиенические требования к организации режима дня
2.1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
2.2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
2.3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
2.4. Организация двигательного режима…………………………………….19
2.5. Организация внешней среды…………………………………………….22
2.6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………
Нельзя разрешать детям спать, свернувшись «калачиком», поджимая ноги к животу.
Период бодрствования складывается из разнообразной деятельности. Это занятия, труд, самостоятельная двигательная, игровая деятельность, развлечения. Как известно, игре принадлежит ведущая роль в умственном и физическом развитии ребенка, воспитании у него нравственных качеств, чувства коллективизма и самостоятельности. В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные задачи, формируются и совершенствуются у детей необходимые полезные навыки, умения, закрепляются и углубляются их представления об окружающей действительности [15].
Игры дошкольников разнообразны по характеру и содержанию: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, спортивные. Учитывая большую значимость игры для всестороннего развития ребенка-дошкольника, следует помнить, что и этот вид деятельности, как и другие, нуждается в умелом и чутком педагогическом руководстве. Необходимо учить детей организовывать увлекательную игру, пользоваться игрушками, брать на себя определенные роли. Этого может достичь воспитатель, который внимательно относится к детской игре, участвует в ней, помогает ребятам распределять роли, учитывая при этом особенности характера каждого участника, уровень взаимоотношений детей друг с другом, их склонности и интересы.
Следует развивать у ребенка активность и в самостоятельной игре. Этому способствуют определенные приемы: создание интереса к явлениям окружающей жизни, помощь, доброжелательное отношение к игре со стороны взрослых. В организации игр воспитателю принадлежит главное место, но необходима и самостоятельная, творческая деятельности детей. Важно вовремя поддержать их инициативу, дать совет, следить, чтобы одни воспитанники не подавляли других, чтобы каждый был активен. Беря на себя какую-либо роль, чаще всего не главную, воспитатель руководит игрой незаметно для детей. Особенно нуждаются в поддержке и помощи дошкольники с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные.
Организуя и направляя игры детей, следует также обязательно учитывать характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, например, подвижные игры, связанные с большой интенсивностью движений, не должны проводиться перед дневным или ночным сном детей, а также после приема пищи. Во время прогулки, на которой можно организовать разные игры, нужно учитывать погодные условия. В жаркую летнюю погоду предпочтение отдают играм малой и средней подвижности, а игры, связанные с бегом, прыжками, требующие интенсивных движений, лучше проводить во второй половине дня [11, c. 72].
Укрепление здоровья ребенка, забота о его правильном, своевременном развитии тесно связаны с обеспечением условий для рациональной организации физического воспитания, при котором полностью удовлетворяется потребность организма в движении. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости, развитию физических качеств, высокой работоспособности.
Уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяются возрастом, индивидуальными особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависят от внешних условий – гигиенических, социально-бытовых, климатических и т. п. Как показали наблюдения педагогов, психологов, врачей, у детей одного возраста могут быть значительные различия в уровне двигательной активности, в потребности двигаться. Как правило, здоровые дети среднего и выше среднего уровня физического развития при гармоничном телосложении отличаются большей подвижностью по сравнению со взрослыми. Это обусловлено более высокой возбудимостью нервной системы и относительно слабым развитием тормозных процессов у дошкольников. Если понаблюдать за ребенком, когда он предоставлен сам себе, не увлечен игрой, можно увидеть, что он ни минуты не остается спокойным. При этом его движения нередко отличаются неупорядоченностью, так как они не направлены на осуществление определенной задачи, не мотивированы.
Режим дня предусматривает ряд моментов, когда нужно направить действия ребенка на общественно полезные дела – учебные занятия, труд, дежурство и др. [16]. Все это для большинства вновь пришедших детей представляет определенные трудности, так как им приходится в какой-то мере ограничивать свои естественные потребности поиграть, подвигаться. Чем планомернее и более систематично ведется работа по формированию у дошкольников разнообразных полезных навыков, тем легче и без ущерба для здоровья они справляются с необходимыми обязанностями. Если в детском саду не созданы условия для разнообразной двигательной деятельности детей, то, помимо неблагоприятного влияния на их здоровье, это приведет к отставанию моторного и нервно-психического развития, которое в дальнейшем будет трудно преодолеть, так как основы формирования навыков, в том числе и двигательных, закладываются в дошкольном возрасте.
Наблюдения показали, что дети, которые мало Двигаются или их трудовая деятельность должным образом не организована, отстают в физическом развитии и в большей мере подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, такие дети нередко отличаются неловкостью, медлительностью.
Двигательный режим складывается из утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных, спортивных игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех упомянутых видов деятельности будет недостаточным. Важными являются ее содержание, а также рациональная организация всей жизни детей, каждого из режимных процессов. В детских садах, где руководство не уделяет должного внимания организации двигательной деятельности дошкольников, совершенствованию режима занятий и отдыха, физическое развитие детей, как правило, недостаточно. И наоборот, если заведующий, воспитатели, используя передовой практический опыт, постоянно стремятся усовершенствовать занятия по физической культуре, игровую и самостоятельную деятельность, их воспитанники отличаются высоким уровнем физического развития [11].
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизируетихдвигательную деятельность, познавательные возможности.
Большое значение во время
занятий имеет организация внеш
Особого внимания заслуживает организация рабочего места для детей во время занятий. Дети отличаются большой двигательной активностью, для них отсутствие движений, состояние малой подвижности тягостно, утомительно.
Сидение нельзя считать пассивным состоянием организма. Оно возможно только благодаря напряжению всей мускулатуры. Дети меньше утомляются, если сидят на правильно подобранной мебели и принимают такую позу, при которой равномерно распределяются мышечные группы на большое количество точек опоры, этим облегчается работа мышц [9, c. 117].
За столом дети сидят прямо, опираясь на спинку стула, прямо держат голову. Во время работы за столом туловище и голова ребенка слегка наклонены вперед. Ноги согнуты под прямым углом в коленях и всей ступней опираются о пол.
При несоответствии размеров
мебели росту детей и неправильной
позе во время сидения происходит
неравномерное распределение тя
Систематически повторяющаяся
неправильная поза при сидении приводит
к изменению осанки (кособокость,
мускульная асимметрия и т. д.), что
может иметь серьезные последст
Во время сидения детей за столом надо соблюдать определенное расстояние между столом и стулом. Нормально, чтобы стул на 3-5 см был задвинут под стол.
Сидеть на стуле, близко придвинутом к столу, неудобно. Кроме того, при этом у ребенка будут сдавлена грудная клетка и нарушено дыхание. Отодвигать стул дальше также нельзя, тогда ребенок будет вынужден тянуться к столу и чрезмерно наклоняться. И то и другое в одинаковой мере вредно для здоровья [5, c. 107].
Для сохранения у детей правильной осанки воспитатель должен следить за тем, как дети стоят, ходят, держатся в играх, на прогулках. Надо напоминать детям, что они не должны сутулиться, опускать голову. Это поможет выработать стойкую привычку к сохранению правильного положения тела [6].
Поза детей зависит от вида различных занятий. Так, во время слушания, объяснения воспитателя нужно прислоняться к спинке стула и опираться на нее; во время рисования 3/4 предплечья следует держать на крышке стола; при лепке немного отодвинуть корпус от стола; во время музыкалышх занятий надо сидеть прямо, руки держать свободно, но не на коленях.
Долгое зрительное напряжение
во время занятий требует
Наблюдения показывают, что уже в дошкольном возрасте встречаются дети, страдающие расстройством зрения. Чтобы зрительные восприятия протекали нормально, нельзя утомлять зрение.
Нужно принимать все меры к созданию наилучших условий освещения комнаты, в частности поверхности стола, за которым занимаются дети. Недостаток естественного освещения может быть вызван затемнением окон соседними зданиями, нерациональными рамами с частыми переплетами, цветами или занавесками на окнах, неправильной расстановкой мебели.
Освещение столов, наиболее удаленных от окна, слабее, поэтому воспитатель должен время от времени (хотя бы один раз в месяц) пересаживать ребят ближе к свету.
Детям приходится заниматься и при электрическом освещении. Свет должен быть достаточной силы, равномерным. В случае недостаточного естественного освещения можно пользоваться смешанным - естественным и электрическим.
2.5. Последствия нарушений режима дня
Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье - ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.
Профилактика: строго проводимый режим
с самого раннего возраста, правильный
педагогический подход к ребенку. Широкое
использование оздоровительных мер воздействия
воздушные и солнечные ванны, купание,
хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания,
занятия физической культурой, максимальное
пребывание на свежем воздухе, достаточный
гигиенически полноценный ночной сон,
дневной сон.
3. Условия приучения
детей к режиму дня при
Единственный способ удовлетворить истинные потребности ребенка— приучить его к режиму дня. Если ребенок спит, ест, бодрствует в определенные часы, у него образуются условные рефлексы на время, с помощью которых организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.
Так, например, если ребенок
принимает пищу всегда в одни и
те же часы, то к привычному времени
кормления усиливается
Как строится режим? Конечно, режим не может оставаться неизменным — развитие ребенка на первом году идет бурно, поэтому режим приходится неоднократно изменять — примерно с начала каждой новой четверти года.
Введение режима дня начинается с того, что ребенка приучают есть в определенные часы. Уже в родильном доме детей кормят через известные промежутки времени, обычно через каждые 3 часа. Такого режима кормления (если врач не назначит иного) придерживаются до 2,5—3 месяцев (с шестичасовым интервалом от полуночи до 6 часов утра). Если младенец плачет до того, как пришла пора кормить его, это еще не значит, что он проголодался. Мать, спешащая при каждом незначительном беспокойстве ребенка покормить его, затрудняет образование ритма, который облегчит жизнь и малышу, и ей.
Информация о работе Роль режима дня в воспитании ребенка в семье