Роль режима дня в воспитании ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
1.1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
1.2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
1.3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
2. Гигиенические требования к организации режима дня
2.1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
2.2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
2.3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
2.4. Организация двигательного режима…………………………………….19
2.5. Организация внешней среды…………………………………………….22
2.6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

С конца первого —  начала второго месяца жизни пора приучать ребенка не только есть, но и спать, и бодрствовать в определенные часы.

Из какого принципа исходить при построении режима? Понаблюдайте за поведением малыша. Когда он сыт, т.о он спокоен, настроен радостно, активен. Наигравшись, он охотно ест. Наиболее целесообразно поэтому строить режим так: после еды младенец бодрствует, затем спит, а после сна кормится [4].

Ошибаются те матери, которые  считают, что ребенку лучше засыпать сразу после еды. Проспав некоторое время, он просыпается до наступления времени кормления и плачет (ведь ощущение сытости у него уже прошло). Бодрствование не доставляет ему никакой радости, проходит без пользы. А ведь именно в это время малыш может многое узнать и многому научиться! Ко времени кормления он устает и поэтому плохо ест, засыпает, не высосав положенной нормы. Проспав немного, просыпается оттого, что хочет есть... 
Рекомендуемая последовательность не устанавливается сама собою, ребенка придется приучить к ней. Как? После кормления разверните его, освободите ручки, покажите погремушку (пусть он следит за тем, как вы ее перемещаете), ласково поговорите с малышом, привлеките к себе его взор, — в общем, постарайтесь, чтобы он не заснул после еды. Уже через несколько дней вы с удовлетворением отметите, что ваши старания не проходят даром. На протяжении второго месяца младенец бодрствует всего 30—40 минут подряд, а к 3 месяцам — уже час-полтора.

Принцип изменения режима на протяжении первого года прост: уменьшается  количество «порций» дневного сна и соответственно этому число кормлений.

До 3 месяцев малыш  спит днем 5 раз, до 6 месяцев — 4 раза, до 9 месяцев — 3 раза, после 9 месяцев  — 2 раза. (Продолжительность каждого  сна — 1,5 — 2 часа; в последней  четверти года — 2—2,5 часа.) 
Значит, учитывая полуночное кормление и кормление после пробуждения утром, вы получите число кормлений в сутки: 7, 6, 5 раз. К концу года, когда по согласованию с врачом будет отменено ночное кормление, ребенок будет есть 4 раза в сутки.

На основе этого принципа и составлен предлагаемый здесь примерный режим.

Естественно, начало дня  будет определяться привычным укладом  жизни вашей семьи. Кроме того, вы примете во внимание индивидуальные особенности ребенка. Малышам, которые  быстро устают, физически ослабленным детям иногда полезно несколько удлинить сон, позднее переводить их на новый возрастной режим.

Если ребенок утомился, зевает, приходится немного отступить  от режима, уложить его раньше. Малыша можно покормить минут на 15 раньше установленного времени, если он проснулся и плачет. Но если такое повторяется изо дня в день — посоветуйтесь с врачом, не изменить ли режим дня, проверьте, достаточно ли пищи получает ребенок.

Если ребенок не приучен к режиму дня. Нет такого ребенка, который не мог бы привыкнуть к режиму дня, если составлен этот режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Зато встречается немало мнимо сердобольных взрослых, которые кормят и укладывают детей спать хаотически, предполагая, что они считаются с «желаниями» малыша. Допустим даже, что им удается правильно истолковать — что весьма сомнительно! — потребности маленького ребенка. Но ведь и сами эти потребности нуждаются в упорядочении! Нередко ребенок бывает не приучен к режиму не вследствие такой вот «принципиальной позиции», а потому, что взрослые своевременно не располагали нужными сведениями или уже имели место какие-то чрезвычайные обстоятельства.

Но так или иначе  отчетливо обнаруживающиеся неудобства, недостатки в поведении малыша вынуждают  всех рано или поздно приниматься за упорядочение жизни малыша. Скажем прямо: это сложнее. Но разумеется, это возможно — если взрослые проявят последовательность и некоторую выдержку. Это, безусловно, не значит, что надо хладнокровно взирать на плачущего малыша. Есть ведь способы успокоить его, не нарушая того распорядка дня, к которому вы взялись приучать его: можно дать попить, развлечь игрушками, положить на другое место... 
Для того чтобы ребенок начал привыкать спать в нужное время, выносите его для дневного сна на улицу (на веранду, балкон) — и всего за несколько дней малыш «полюбит» предлагаемый распорядок дня. 
Для того чтобы режим дня выполнялся легко, важно не только чтобы он был правилен сам по себе. Особых трудностей не возникает, если и сон, и кормление, и бодрствование проходят в благоприятных условиях. Создать такие условия — это ваша важная задача.

 

    1. Рекомендации по приучению к режиму дня дошкольника

 

Приучать детей выполнять  режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения.

Такая сложная для  нервной системы ребенка перестройка  может вредно влиять на его здоровье и работоспособность и привести к хроническому переутомлению [11].

Целесообразно воздействие  взрослых (родителей, воспитателей) своим  личным авторитетом, постоянное подчеркивание  отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в  день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

Режим дня ребенка  от 2 до 7 лет разнообразнее, чем детей более раннего возраста.

Организация утреннего  приема детей имеет большое значение. Начало дня, первый разговор с воспитателем, характер игры, трудовой деятельности - все это оказывает большое  влияние на самочувствие ребенка и его поведение в течение дня.

Утром, до завтрака, дети младшего возраста могут играть с  игрушками, старшим дошкольникам дают строительный материал, кроме того, в эти часы они выполняют трудовые поручения: ухаживают за растениями, животными, дежурят в столовой и  в уголке природы, готовят пособия для занятий. 
Если сбор детей происходит на участке, зимой можно покормить птиц, размести от снега дорожки, летом - полить растения, собрать сухой мусор, поиграть песком и т. д. [16]

Как физический, так и  умственный труд по характеру и объему должны соответствовать возрастным особенностям детей. Организуя деятельность ребенка, необходимо помнить о сохранении его работоспособности в течение всего дня, что достигается чередованием труда и отдыха разных видов деятельности, т. е. поочередным включением в работу разных органов и систем.

В дошкольном возрасте закладываются  основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить  нервную систему ребенка и  мотивацию к обучению, тогда в  более старшем возрасте он легко  освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.

В семье случаются  разные ситуации, и жизнь семьи  не может подчиняться режиму дня  младшего. Но мы считаем, что минимум  два правила должны соблюдаться  неукоснительно: нельзя сокращать время сна ребенка и нельзя проводить никаких занятий после 19 часов. Тогда мы сохраним способность ребенка к обучению на долгие годы.

Домашний режим ребёнка  должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад  малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40-60 минут также входит и время для компьютерных игр.

В выходные дни следует  больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом - отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

 

 

Заключение

 

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Правильно построенный  режим предполагает оптимальное  соотношение периодов бодрствования  и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность  занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей дошкольного возраста (3–7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5–6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5–12 ч, из которых 2–2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5–4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена.

Значение режима в  том, что он способствует нормальному  функционированию внутренних органов  и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную  систему от переутомления, создает  благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

 

 

Список литературы

 

  1. Аверин В А. Психология детей и подростков: Монография. Санкт-Петербург, 1994. - 178 с.
  2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 208 е., ил. - (Наука - спорту).
  3. Алексеев С.В., Янушанец О.И. Современное состояние здоровья населения как отражение проблем экологии человека // Кн. Развитие и здоровье детей европейского Севера: проблемы и решения. -Архангельск. 1997. - С. 23-25.
  4. Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.-М., 1984.-
  5. Апанасенко Г.Л. Гигиена и санитария 1985; № 6. С. 55-58.
  6. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев: Здоровье, 1998.-289 с.
  7. Баранов А.А., Матвеева Н.А. Здоровье дошкольников. — Красноярск: Изд-воКГУ, 1989.- 184 с.
  8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.-350 с.
  9. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987 – С. 14-15.
  10. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. - 85 с.
  11. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001 – 384с.
  12. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384с.
  13. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г.Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989. - 320 с.
  14. Смирнова. Е. Т. «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях» Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.

 




Информация о работе Роль режима дня в воспитании ребенка в семье