Роль режима дня в воспитании ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
1.1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
1.2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
1.3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
2. Гигиенические требования к организации режима дня
2.1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
2.2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
2.3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
2.4. Организация двигательного режима…………………………………….19
2.5. Организация внешней среды…………………………………………….22
2.6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно  выполняется, способствует регулированию  самих потребностей. Так, правильно  организованная трудовая и учебная  деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка.

Утомление у разных детей проявляется  неодинаково. Чаще всего оно выражается в снижении активности ребенка, ослаблении внимания, повышении возбудимости или  вялости [1]. Нередко при утомлении  у детей появляются отрицательные  поведенческие реакции: капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушаются сон, аппетит. Все это так называемые внешние признаки утомления, и опытному воспитателю легко их определить. Вместе с их появлением снижается и работоспособность ребенка, что особенно заметно в организованных формах деятельности, требующих сосредоточенности и внимания. У ребенка, как правило, пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Он постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чем говорит воспитатель, не доводит до конца начатое задание. Если в семье для ребенка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объем нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.

Особенно неблагоприятно те или  иные нарушения в организации  деятельности и отдыха сказываются  на физиологическом состоянии организма  и уровне работоспособности детей.

У ослабленных, перенесших заболевания  детей утомление может возникнуть даже и в результате обычной, небольшой  нагрузки, так как функциональные возможности у них более ограничены. Поэтому эти дети нуждаются в  индивидуальном подходе, требования к ним должны быть легко выполнимыми [14, c. 74].

У клеток мозга есть предел работоспособности. За этим пределом, «предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, наступает  торможение». Это торможение И. П. Павлов назвал запредельным. Запредельное торможение возникает в результате утомления и сказывается на снижении работоспособности. У детей резко ослабевает внимание, они перестают слушать, некоторые начинают беспокойно двигаться.

Если запредельное торможение возникает  у многих детей, то это сигнал нерационально построенного, непосильного занятия. Например, удлинение его свыше времени, предусмотренного программой, не только утомляет детей, но и нарушает режим дня, в результате сокращается время для пребывания детей на воздухе.

 

    1. Физиологическое значение сна в режиме дня

 

Важным компонентом  режима дня, определяющим гармоничное  развитие детей и подростков является сон [10, c. 128].

В экспериментах на животных было показано, что собаки, лишенные сна в течение 10—12 суток, погибают. А сколько суток может провести без сна человек? Каждый из нас знает, что даже одна бессонная ночь приводит к ухудшению общего самочувствия, ухудшается настроение, снижается умственная и физическая работоспособность. В 1960 г., по свидетельству одного из американских журналов, молодой американец побил своеобразный «рекорд» в бодрствовании. Он не спал 264 часа, однако после 11 бессонных суток «рекордсмен» потерял сознание и уснул, проспав около 16 ч. Медико-биологическое обследование этого человека в процессе его многодневного бодрствования показало, что после первых же бессонных ночей резко снизилась его работоспособность. Через 3—5 бессонных суток испытуемый перестал адекватно реагировать на окружающие воздействия. К концу своего рекордного бодрствования он практически полностью потерял адекватную связь с окружающим миром, его поступки стали носить бессознательный характер, он находился в мире галлюцинаций. Итак, сон является необходимостью. Здоровый нормальный сон — залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности, нормального функционирования его органов и физиологических систем.

Недостаток сна отрицательно сказывается  на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным.

Согласно современным исследованиям, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающие по мере расходования клеткам своего биоэнергетического потенциала в период бодрствования и снижение их возбудимости. Повышенная выработка теплоты, возникающая в результате повседневной деятельности, приводит к разогреву всех тканей организма, а теплота вызывает активное разрушение тканей. Частично разрушенные ткани, особенно нервные клетки, не могут полноценно выполнять собственные функции, и поэтому им необходим период относительного покоя и снижения температуры (что и наблюдается во сне) для восстановления структур и накопления энергии [3]. 

Анализ научной литературы позволил установить, что одним из самых часто нарушаемых компонентов  режима дня является ночной сон [16, c. 90]. Сон оказывает влияние на состояние здоровья детей, возможно, не в меньшей степени, чем период дневного бодрствования, а "качество сна" является одной из составляющих понятия "качество жизни".

 

Таким образом, большое  значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Эти физиологические особенности определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня — строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

 

 

 

 

  1. Гигиенические требования к организации режима дня

 

    1. Понятие правильного режима дня

 

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных  видов деятельности и отдыха, что  имеет большое оздоровительное  и воспитательное значение. Правильно  организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Содержание режима и  суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет < времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма; отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

Основными компонентами режима являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых  по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается  правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний.

Режим дня детей всех возрастных групп должен предусматривать  время для самообслуживания и  проведения гигиенических процедур. В школьном возрасте детям должно быть предоставлено время для  творческой деятельности по собственному выбору, так называемое свободное время.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

 

    1. Гигиенические требования к организации режима питания

 

Понятие «режим питания» включает:

1) количество приемов  пищи в течение суток (кратность питания);

2) распределение суточного  рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому  набору и массе на отдельные  приемы пиши;

3) время приемов пищи  в течение суток;

4) интервалы между  приемами пищи;

5) время, затрачиваемое на прием пищи.

Правильный режим питания  обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие. Для здоровых людей рекомендовано 3-4-разовое питание  с 4-5-часовыми промежутками. 4-разовое питание наиболее благоприятствует умственной и физической работе. Между небольшими приемами пищи интервалы могут составлять 2-3 ч. Принимать пищу ранее, чем через 2 ч после предыдущей еды, нецелесообразно [15].

Еда в промежутках  между основными приемами пищи «перебивает» аппетит и нарушает ритмичную деятельность органов пищеварения. При быстрой еде пища плохо пережевывается и измельчается, недостаточно обрабатывается слюной. Это ведет к излишней нагрузке на желудок, ухудшению переваривания и усвоения пищи. При торопливой еде медленнее наступает чувство насыщения, что способствует перееданию. Продолжительность еды во время обеда — не менее 30 мин. В первый час после приема обильной пищи возникает сонливость, снижается работоспособность. Поэтому во время перерыва в работе потребляемая пища не должна превышать 35% энергоценности и массы суточного рациона, не включать трудноперевариваемые блюда (жирное мясо, бобовые и др.). В ужине не должно быть продуктов, обременяющих секреторную и двигательную функции пищеварительных органов, вызывающих повышенное газообразование, вздутие кишечника (метеоризм) и ночную секрецию желудка (жареные блюда, продукты, богатые жиром, грубой клетчаткой, экстрактивными веществами, натрия хлоридом — поваренной солью). Последний прием пищи следует осуществлять не позже, чем за 1½ - 2 ч до сна. Он должен составлять 5-10% суточной энергоценности рациона и включать такие продукты, как молоко, кисломолочные напитки, фрукты, соки, хлебобулочные изделия.

Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие и обильные приемы пищи, беспорядочная еда и т. д.) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению болезней органов пищеварения, в частности гастритов. Обильная еда на ночь усиливает возможность (служит фактором риска) возникновения инфаркта миокарда, острого панкреатита, обострения язвенной болезни и других заболеваний.

 

    1. Гигиенические требования к организации режима сна

 

Сон восстанавливает  силы ребенка и функциональное состояние  клеток коры головного мозга.

Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 12-13 часов. Часть этого времени они спят днем. Дети 2-7 лет спят один раз в  день, после обеда, в помещении  или на свежем воздухе.

Полноценность сна (его глубина) в  большой мере зависит от организации и условий, в которых сон протекает. Гигиенические условия сна предусматривают прежде всего широкий доступ свежего воздуха.

Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда  у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Дети трех-пяти лет должны спать 12-13 часов в сутки (днем 1,5-2 часа), а старшие – 11-12 часов (днем 1 - 1,5 часа). Если ребенок перенес какое-нибудь заболевание, имеет хронический недуг или быстро утомляется, ему нужно спать на 1-1,5 часа больше.

Значительное место в режиме дня дошкольника отводится прогулкам. Ребенок должен быть на свежем воздухе ежедневно не менее 3-4 часов зимой и 5-6 часов летом. Прогулки проводятся регулярно, независимо от погодных условий. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма малыша и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и глубокий сон.

Укладывать детей на отдых нужно в одно и то же время, предусмотренное в режиме дня. Это  обеспечит быстрое засыпание  детей. Важно правильно организовать подготовку детей ко сну. Если сон  проводится в специально отведенном помещении (в спальне или на веранде), то приготовить постели проще.

При организации сна  детей на воздухе в холодное время  надо иметь ватные спальные мешки. Детям  надевают пижамы, шерстяные или стеганые (на вате) чулки, тапочки или валенки (обувь перед укладыванием снимают), на голову легкий платок и шапочку. Когда дети спят, взрослым надо соблюдать тишину, говорить тихо, спокойным голосом, требуя того же и от детей.

Очень важно следить  за правильным положением детей во время сна. Лучше, если ребенок спит на спине. Если ребенрк засыпает и  спит на боку, то надо периодически (в течение 2-3 дней один раз) переносить подушку с одного конца кровати на другой, чтобы дети привыкали спать на разных боках.

Информация о работе Роль режима дня в воспитании ребенка в семье