Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности организации режима дня при воспитании детей в семье.
Объект исследования: режим дня.
Предмет исследования: организация режима дня детей в семье.
Задачи:
Охарактеризовать физиологическое основы режима дня.
Выполнить анализ гигиенических требований к организации режима дня детей.
Охарактеризовать условия приобщения детей к режиму дня при воспитании в семье.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Физиологические основы режима дня…………………………………6
1.1. Общие вопросы физиологического значения режима дня……………..6
1.2. Возрастные психофизиологические особенности ребенка как основа режима дня………………………………………………………………………..7
1.3. Физиологическая основа определения длительности занятий…………9
2. Гигиенические требования к организации режима дня
2.1. Понятие правильного режима дня……………………………………….15
2.2. Гигиенические требования к организации режима питания………….16
2.3. Гигиенические требования к организации режима сна………………..18
2.4. Организация двигательного режима…………………………………….19
2.5. Организация внешней среды…………………………………………….22
2.6. Последствия нарушений режима дня…………………………………...25
3. Условия приучения детей к режиму дня при воспитании в семье…….26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………
Режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка.
Утомление у разных детей проявляется неодинаково. Чаще всего оно выражается в снижении активности ребенка, ослаблении внимания, повышении возбудимости или вялости [1]. Нередко при утомлении у детей появляются отрицательные поведенческие реакции: капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушаются сон, аппетит. Все это так называемые внешние признаки утомления, и опытному воспитателю легко их определить. Вместе с их появлением снижается и работоспособность ребенка, что особенно заметно в организованных формах деятельности, требующих сосредоточенности и внимания. У ребенка, как правило, пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Он постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чем говорит воспитатель, не доводит до конца начатое задание. Если в семье для ребенка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объем нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.
Особенно неблагоприятно те или
иные нарушения в организации
деятельности и отдыха сказываются
на физиологическом состоянии
У ослабленных, перенесших заболевания
детей утомление может
У клеток мозга есть предел работоспособности. За этим пределом, «предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, наступает торможение». Это торможение И. П. Павлов назвал запредельным. Запредельное торможение возникает в результате утомления и сказывается на снижении работоспособности. У детей резко ослабевает внимание, они перестают слушать, некоторые начинают беспокойно двигаться.
Если запредельное торможение возникает у многих детей, то это сигнал нерационально построенного, непосильного занятия. Например, удлинение его свыше времени, предусмотренного программой, не только утомляет детей, но и нарушает режим дня, в результате сокращается время для пребывания детей на воздухе.
Важным компонентом режима дня, определяющим гармоничное развитие детей и подростков является сон [10, c. 128].
В экспериментах на животных было показано, что собаки, лишенные сна в течение 10—12 суток, погибают. А сколько суток может провести без сна человек? Каждый из нас знает, что даже одна бессонная ночь приводит к ухудшению общего самочувствия, ухудшается настроение, снижается умственная и физическая работоспособность. В 1960 г., по свидетельству одного из американских журналов, молодой американец побил своеобразный «рекорд» в бодрствовании. Он не спал 264 часа, однако после 11 бессонных суток «рекордсмен» потерял сознание и уснул, проспав около 16 ч. Медико-биологическое обследование этого человека в процессе его многодневного бодрствования показало, что после первых же бессонных ночей резко снизилась его работоспособность. Через 3—5 бессонных суток испытуемый перестал адекватно реагировать на окружающие воздействия. К концу своего рекордного бодрствования он практически полностью потерял адекватную связь с окружающим миром, его поступки стали носить бессознательный характер, он находился в мире галлюцинаций. Итак, сон является необходимостью. Здоровый нормальный сон — залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности, нормального функционирования его органов и физиологических систем.
Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным.
Согласно современным
Анализ научной литературы позволил установить, что одним из самых часто нарушаемых компонентов режима дня является ночной сон [16, c. 90]. Сон оказывает влияние на состояние здоровья детей, возможно, не в меньшей степени, чем период дневного бодрствования, а "качество сна" является одной из составляющих понятия "качество жизни".
Таким образом, большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Эти физиологические особенности определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня — строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.
Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.
Содержание режима и
суммарная продолжительность
Основными компонентами режима являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний.
Режим дня детей всех возрастных групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. В школьном возрасте детям должно быть предоставлено время для творческой деятельности по собственному выбору, так называемое свободное время.
Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Понятие «режим питания» включает:
1) количество приемов пищи в течение суток (кратность питания);
2) распределение суточного
рациона по его энергоценности,
химическому составу,
3) время приемов пищи в течение суток;
4) интервалы между приемами пищи;
5) время, затрачиваемое на прием пищи.
Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие. Для здоровых людей рекомендовано 3-4-разовое питание с 4-5-часовыми промежутками. 4-разовое питание наиболее благоприятствует умственной и физической работе. Между небольшими приемами пищи интервалы могут составлять 2-3 ч. Принимать пищу ранее, чем через 2 ч после предыдущей еды, нецелесообразно [15].
Еда в промежутках между основными приемами пищи «перебивает» аппетит и нарушает ритмичную деятельность органов пищеварения. При быстрой еде пища плохо пережевывается и измельчается, недостаточно обрабатывается слюной. Это ведет к излишней нагрузке на желудок, ухудшению переваривания и усвоения пищи. При торопливой еде медленнее наступает чувство насыщения, что способствует перееданию. Продолжительность еды во время обеда — не менее 30 мин. В первый час после приема обильной пищи возникает сонливость, снижается работоспособность. Поэтому во время перерыва в работе потребляемая пища не должна превышать 35% энергоценности и массы суточного рациона, не включать трудноперевариваемые блюда (жирное мясо, бобовые и др.). В ужине не должно быть продуктов, обременяющих секреторную и двигательную функции пищеварительных органов, вызывающих повышенное газообразование, вздутие кишечника (метеоризм) и ночную секрецию желудка (жареные блюда, продукты, богатые жиром, грубой клетчаткой, экстрактивными веществами, натрия хлоридом — поваренной солью). Последний прием пищи следует осуществлять не позже, чем за 1½ - 2 ч до сна. Он должен составлять 5-10% суточной энергоценности рациона и включать такие продукты, как молоко, кисломолочные напитки, фрукты, соки, хлебобулочные изделия.
Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие и обильные приемы пищи, беспорядочная еда и т. д.) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению болезней органов пищеварения, в частности гастритов. Обильная еда на ночь усиливает возможность (служит фактором риска) возникновения инфаркта миокарда, острого панкреатита, обострения язвенной болезни и других заболеваний.
Сон восстанавливает силы ребенка и функциональное состояние клеток коры головного мозга.
Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 12-13 часов. Часть этого времени они спят днем. Дети 2-7 лет спят один раз в день, после обеда, в помещении или на свежем воздухе.
Полноценность сна (его глубина) в большой мере зависит от организации и условий, в которых сон протекает. Гигиенические условия сна предусматривают прежде всего широкий доступ свежего воздуха.
Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).
Дети трех-пяти лет должны спать 12-13 часов в сутки (днем 1,5-2 часа), а старшие – 11-12 часов (днем 1 - 1,5 часа). Если ребенок перенес какое-нибудь заболевание, имеет хронический недуг или быстро утомляется, ему нужно спать на 1-1,5 часа больше.
Значительное место в режиме
дня дошкольника отводится
Укладывать детей на отдых нужно в одно и то же время, предусмотренное в режиме дня. Это обеспечит быстрое засыпание детей. Важно правильно организовать подготовку детей ко сну. Если сон проводится в специально отведенном помещении (в спальне или на веранде), то приготовить постели проще.
При организации сна детей на воздухе в холодное время надо иметь ватные спальные мешки. Детям надевают пижамы, шерстяные или стеганые (на вате) чулки, тапочки или валенки (обувь перед укладыванием снимают), на голову легкий платок и шапочку. Когда дети спят, взрослым надо соблюдать тишину, говорить тихо, спокойным голосом, требуя того же и от детей.
Очень важно следить за правильным положением детей во время сна. Лучше, если ребенок спит на спине. Если ребенрк засыпает и спит на боку, то надо периодически (в течение 2-3 дней один раз) переносить подушку с одного конца кровати на другой, чтобы дети привыкали спать на разных боках.
Информация о работе Роль режима дня в воспитании ребенка в семье