Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека. Не мала роль и нравственного воспитания в семье. Многие статьи и труды известных педагогов, историков, философов были посвящены воспитанию. Например, статье Каптерева «История Русской педагогики» автор раскрывает основные проблемы русской педагогики в период Древняя Русь-ХХVII в, характерные черты развития педагогики в этом периоде.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания...……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие нравственного воспитания………………………………….6
1.2. Основные задачи нравственного воспитания………………………18
1.3. Содержание нравственного воспитания. Критерии нравственной воспитанности……………………………………………………………………21
ГЛАВА 2. Нравственного воспитания в семье………………......................27
2.1Проблемы нравственного воспитания в семье………………………27
2.2 Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье……………………………………………………………..………………..30
Заключение……………………………………………………………………...35
Литература…………………
Курсовая работа
на тему:
роль семьи в нравственном воспитании учащихся
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Психолого-педагогические
основы нравственного
воспитания...……………………………………………
1.1. Понятие нравственного воспитания………………………………….6
1.2. Основные задачи нравственного воспитания………………………18
1.3.
Содержание нравственного воспитания.
Критерии нравственной воспитанности……………………………………………
ГЛАВА 2.
Нравственного воспитания
в семье………………...................
2.1Проблемы нравственного воспитания в семье………………………27
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека. Не мала роль и нравственного воспитания в семье. Многие статьи и труды известных педагогов, историков, философов были посвящены воспитанию. Например, статье Каптерева «История Русской педагогики» автор раскрывает основные проблемы русской педагогики в период Древняя Русь-ХХVII в, характерные черты развития педагогики в этом периоде. В трудах Давыдовой М.А. «Формирование увлечений в семье», Лесгафта П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение», Монахова Н.И. «Методы воспитания старшеклассников в семье», Сермяжко «Воспитание детей в семье» основное внимание уделяется вопросам семейного воспитания, его проблемам и особенностям. Нельзя оставить без внимания работы таких известнейших педагогов как Макаренко А.С, Пестолцци, Лесгафта П.Ф., Толстого Л.Н. ставшими классикой педагогической науки Список поистине неисчерпаем. Многие известные мыслители, политики, государственные деятели не обошёл эту тему своим вниманием. Это связано с тем, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее он отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума». Предметом нашего исследования в данной работе является процесс нравственного воспитания детей в семье.
Особую роль нравственное воспитание принимает в переходные периоды жизни общества, когда внешняя нестабильность оказывает дестабилизирующую, даже разрушающую роль на внутренний мир человека. Нравственное воспитание, напротив, выступает как фундамент, основа личностного мира, духовного, эстетически здорового отношения к окружающей действительности. Без нравственного совершенствования невозможен процесс личностного прогресса. Становление личности, несомненно, связано с нравственным воспитанием.
Ребёнок
и общество, семья и общество,
ребёнок и семья. Эти тесно
связанные понятия можно
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.
1.1Понятие нравственного воспитания.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «"воспитание"» — одно из ведущих в педагогике.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская – «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник – уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно» [46].
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.
А что такое нравственность?
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [12].
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.».
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [26].
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [35].
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у младших подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, требованиями общества, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек [17].
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?»)указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания»
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Выдающийся
философ В. В. Розанов отмечал: «…
лишь семья, лишь она одна может воспитать
в детях существеннейшие
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании учащихся