Роль семьи в нравственном воспитании учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание

Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека. Не мала роль и нравственного воспитания в семье. Многие статьи и труды известных педагогов, историков, философов были посвящены воспитанию. Например, статье Каптерева «История Русской педагогики» автор раскрывает основные проблемы русской педагогики в период Древняя Русь-ХХVII в, характерные черты развития педагогики в этом периоде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания...……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие нравственного воспитания………………………………….6
1.2. Основные задачи нравственного воспитания………………………18
1.3. Содержание нравственного воспитания. Критерии нравственной воспитанности……………………………………………………………………21
ГЛАВА 2. Нравственного воспитания в семье………………......................27
2.1Проблемы нравственного воспитания в семье………………………27
2.2 Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье……………………………………………………………..………………..30
Заключение……………………………………………………………………...35
Литература…………………

Работа состоит из  1 файл

Роль семьи в нравственном воспитании учащихся.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность  в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к  спокойной и достойной дисциплине», – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

     Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас.

       Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном  отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который данные особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными. В. Титаренко в статье «Семейное воспитание, его специфичность и необходимость» отмечает: «Что же касается семьи, то её роль ставилась под сомнение целым рядом представителей общественной мысли в прошлом (Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш. Фурье…), да и сейчас ещё существует такое мнение». Да, в нашей стране, во всяком случае, взгляды на семейное воспитание долгое время были неоднозначными. Профессор Ф. Фрадкин и доктор педагогических наук М. Плохова обращались к истории этого вопроса. Вот что они отмечали: «До революции школьное воспитание рассматривалось как нечто дополнительное к основному – воспитанию в семье. Основы нравственности, утверждали Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев, другие педагоги, закладывались в семейном воспитании, а основная задача школы – дать ученику образование. Воспитание эффективно, если есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Именно эту связь обеспечивает семья. Добрая воля и совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке.

       Принципиально по-иному решался вопрос после  революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва»  с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н. И. Бухарин  говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

       В эти же годы определяется вторая стратегия  по отношению к семейному воспитанию. С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, А. В. Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания… Необходимо, утверждала эта группа педагогов, использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений…

       Но, несмотря на существование этой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях – школах-коммунах, детских городках и т. п.

       В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления  к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстных расчётов и простого легкомыслия. Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов. Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях.

       В 60-х годах павлышский педагог В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок – одно  из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал.

       Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении  к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился  к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей».

     Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

       «Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С. И. 
Варюхина и приводит такую классификацию

     «Моральное  сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

     1. мотивационно-побудительный;

     4. эмоционально-чувственный;

     3. рациональный, или умственный.

     Каждый  из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

     Мотивационно-побудительный  уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

     Чувственно-эмоциональный  уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

     Эмоции  необходимо облагораживать, окультуривать  одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится».

     Чешский педагог М. Климова – Фюгнерова  отмечает: «Родительский дом в  становлении и культивировании  чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности.

     Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

     Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

     Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

     Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман». «Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

     Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

     «Настоящим  человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

     Что же такое потребность вообще? Потребность  – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

     Для возникновения нравственной потребности  ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир  семейного или иного окружения.

     Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

     Все элементы нравственных потребностей максимально  насыщены чувствами и эмоциями.

     Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

     Нравственные  потребности начинаются

     1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

     Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным.

     Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать  отзывчивость в ребёнке нужно  ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге  и других понятиях.

     2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

     Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает  в любовь к Родине, к своему народу.

     Нравственную  установку у ребёнка нужно  воспитывать постоянно словом и  делом, примером и разъяснением, используя  волшебную силу искусства и живой  мир природы.

     3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

     Действенность добра успешно формируется у  детей всем примером жизни взрослого  семейного окружения и поэтому  важно, чтобы у последнего не расходилось  слово с делом.

     «Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

     С. И Варюхина также отмечает, что  одно из центральных понятий нравственного  мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

     Начинать  формировать совесть нужно с  воспитания у ребёнка чувства  стыда.

     Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как  моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность  и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании учащихся